Правовые акты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти.

Содержание

Введение ……………………………………………………………... 3
1.Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа ……….. 4
2.Виды актов управления …………………………………………... 7
3.Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения …………………………………... 22
4.Подготовка, согласование, принятие, вступление
в силу и опубликование
правового акта управления ……………………………………….. 24
5.Действие правового акта управления …………………………. 32
Заключение …………………………………………………………. 32
II. Практическое задание ………………………………………… 33
Список используемой литературы ……………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

Kursovoi sait.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

• не влечет автоматическую утрату юридической силы правового  акта;

• не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о  его законности;

• в зависимости от принятого  решения утрачивает юридическую  силу, продолжает действовать полностью  либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным  законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях  реализации своих постановлений  и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции  имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной  власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов  исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении  административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий  до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление  о наложении административного  взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

 

4. Подготовка, согласование, принятие, вступление

в силу и опубликование  правового  акта управления.

Так, применительно к актам  Президента РФ требования установлены  Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации" среди них: обязательное внесение проектов актов Президента РФ, предусматривающих принятие актов Правительства РФ с приложением к представляемому проекту указа, распоряжения соответствующих связанных с ним проектов актов Правительства РФ, а также обязательное согласование в Правительстве РФ проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие актов Правительства РФ, после их согласования в установленном порядке с заинтересованными органами государственной власти.

 Проекты правовых актов  Правительства РФ вносятся и  рассматриваются в соответствии  с положениями Регламента Правительства  РФ, утвержденного Постановлением  Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации". Так, подготовка к рассмотрению внесенных в Правительство РФ проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ и иных актов, требующих его решения, осуществляется Аппаратом Правительства РФ. Проекты вносятся членами Правительства РФ, федеральными органами исполнительной власти и иными органами государственной власти. До внесения в Правительство РФ акты подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с государственными и иными организациями. Согласованные проекты визируются руководителями указанных органов и организаций. Проекты нормативных постановлений Правительства РФ после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство РФ подлежат согласованию с Министерством юстиции РФ в десятидневный срок.

 В течение одного  месяца Правительство РФ рассматривает  внесенные в установленном порядке  предложения законодательных (представительных) органов или органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации по предметам ведения  Российской Федерации и по  предметам совместного ведения  Федерации и субъектов и информирует  указанные органы о результатах  рассмотрения. Проекты своих нормативных  актов по предметам совместного ведения Правительство РФ направляет в органы государственной власти субъектов РФ.

 Проекты нормативных  актов Правительства РФ вносятся  на его рассмотрение после  проведения юридической экспертизы, результаты которой оформляются  в виде пояснительной записки.  Проекты актов, внесенные в  Правительство РФ с нарушением  указанных процедур, подлежат возврату инициаторам их внесения.

 Подготовка и принятие  нормативно-правовых актов федеральных  органов исполнительной власти  осуществляется в соответствии  с Постановлением Правительства  РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Данными Правилами, в частности, установлено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

 Проект нормативного  правового акта подлежит согласованию  с заинтересованными министерствами  и ведомствами, если такое согласование  является обязательным в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, а также, если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

 Подготовка проекта  нормативного правового акта  возлагается на одно или несколько  структурных подразделений федерального  органа исполнительной власти  с учетом их функций и компетенции.  При этом определяются круг  должностных лиц, ответственных  за подготовку указанного проекта,  срок его подготовки, а при  необходимости - организации, привлекаемые  к этой работе. В подготовке  проекта нормативного правового  акта участвует юридическая служба  федерального органа исполнительной  власти. Срок подготовки проекта  и издания нормативного правового  акта во исполнение федеральных  законов, указов и распоряжений  Президента РФ, постановлений и  распоряжений Правительства РФ, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

 По просьбе федеральных  органов исполнительной власти  и в соответствии с заключенными  с ними договорами Министерство  юстиции Российской Федерации  может осуществлять юридическую  экспертизу проектов подготовленных  ими нормативных правовых актов.

 В процессе работы  над проектом нормативного правового  акта должны быть изучены относящиеся  к теме проекта законодательство  Российской Федерации, договоры  о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, практика применения  соответствующих нормативных правовых  актов, научная литература и  материалы периодической печати  по рассматриваемому вопросу,  а также данные социологических  и иных исследований, если таковые  проводились.

 Одновременно с разработкой  проекта нормативного правового  акта должны быть подготовлены  предложения об изменении и  дополнении или признании утратившими  силу соответствующих ранее изданных  актов или их частей. Нормативные  правовые акты, изданные совместно  или по согласованию с другими  федеральными органами исполнительной  власти, изменяются, дополняются или  признаются утратившими силу  по согласованию с этими федеральными  органами исполнительной власти.

 Если при подготовке  нормативного правового акта  выявились необходимость внесения  существенных изменений и дополнений  в ранее изданные нормативные  правовые акты или наличие  по одному и тому же вопросу  нескольких актов, то в целях  их упорядочения разрабатывается  единый новый акт. В проект  такого акта включаются новые,  а также содержащиеся в ранее  изданных актах нормативные предписания,  которые сохраняют свою силу.

 Подготовленный проект  нормативного правового акта  до его подписания (утверждения)  должен быть проверен на соответствие  законодательству Российской Федерации,  а также правилам русского  языка и завизирован руководителем  юридической службы федерального  органа исполнительной власти. Нормативные  правовые акты подписываются  (утверждаются) руководителем федерального  органа исполнительной власти  или лицом, исполняющим его  обязанности. Отдельные нормативные  правовые акты могут подписываться  (утверждаться) первыми заместителями  (заместителями) руководителя федерального  органа исполнительной власти, на  которых в установленном порядке  возложено руководство отраслевыми  службами (блоками), сформированными  в этих органах.

 Государственной регистрации  подлежат нормативные правовые  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус  организаций, имеющие межведомственный  характер, независимо от срока  их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, или сведения  конфиденциального характера. Государственная  регистрация нормативных правовых  актов осуществляется органом  юстиции, который ведет Государственный  реестр нормативных правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти.

 Государственная регистрация  нормативного правового акта  включает в себя: юридическую  экспертизу соответствия этого  акта законодательству Российской  Федерации; принятие решения о  необходимости государственной  регистрации данного акта; присвоение  регистрационного номера; занесение  в Государственный реестр нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти.

 Подлежащие государственной  регистрации нормативные правовые  акты не позднее 10 дней со  дня их подписания (утверждения)  представляются в орган юстиции  в 6 экземплярах. К нормативному  правовому акту прилагается справка,  содержащая: основания издания нормативного  правового акта; сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом; сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным.

 Государственная регистрация  нормативных правовых актов производится  в срок до 15 дней с даты получения  акта. В случае необходимости  срок регистрации может быть  продлен, но не более чем  на 10 дней, а в исключительных  случаях - до одного месяца. В  регистрации может быть отказано, если при проведении юридической  экспертизы будет установлено  несоответствие этого акта законодательству  Российской Федерации.

Государственная регистрация  нормативных правовых актов осуществляется в следующем порядке:

• для регистрации нормативных  правовых актов необходимо основание  – наличие вопросов, затрагивающих  права и законные интересы граждан;

• документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;

• срок государственной  регистрации – семь дней со дня  получения;

• составляется заключение о законности акта, представленного  на регистрацию;

• утверждается заключение, присваивается регистрационный  номер.

 В течение суток  после государственной регистрации  подлинник нормативного правового  акта с присвоенным ему регистрационным  номером направляется в федеральный  орган исполнительной власти, представивший  акт на государственную регистрацию.

 Требования к действию актов государственного управления во времени и пространстве, прежде всего, связаны со вступлением актов в законную силу. И здесь следует вспомнить норму статьи 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 В соответствии с  Указом Президента РФ от 23 мая  1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания.

 Акты Президента РФ  и Правительства РФ могут быть  опубликованы в иных печатных  изданиях, а также доведены до  всеобщего сведения по телевидению  и радио, разосланы государственным  органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы  по каналам связи.

 Контроль над правильностью и своевременностью опубликования актов Президента РФ осуществляет Главное государственно-правовое управление Президента РФ, актов Правительства РФ - Аппарат Правительства РФ.

Акты Президента РФ, имеющие  нормативный характер, вступают в  силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального  характера, вступают в силу со дня  их подписания.

 Акты Правительства  РФ, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус  федеральных органов исполнительной  власти, а также организаций, вступают  в силу одновременно на всей  территории Российской Федерации  по истечении 7 дней после дня  их первого официального опубликования.  Иные акты Правительства РФ - со дня их подписания. Следует иметь в виду, что в актах Президента РФ и Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Информация о работе Правовые акты государственного управления