Правовые акты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти.

Содержание

Введение ……………………………………………………………... 3
1.Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа ……….. 4
2.Виды актов управления …………………………………………... 7
3.Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения …………………………………... 22
4.Подготовка, согласование, принятие, вступление
в силу и опубликование
правового акта управления ……………………………………….. 24
5.Действие правового акта управления …………………………. 32
Заключение …………………………………………………………. 32
II. Практическое задание ………………………………………… 33
Список используемой литературы ……………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

Kursovoi sait.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

Эта форма правовых актов  находит все большее применение: дорожные знаки, специальные сигналы  и обозначения, звуковой и шумовые  сигналы и т. д. В данном случае волеизъявление властвующего субъекта находит свое выражение в конкретных жестах, знаках, сигналах. Например, к таким актам можно отнести: сигналы и специальные знаки на воздушном, железнодорожном, морском и речном транспорте, которые применяются в целях обеспечения безопасного движения различных транспортных средств; "зеленый коридор" в международных аэропортах, когда пассажир выбирает по своему усмотрению путь таможенного досмотра (в данном случае конклюдентный акт выражен в форме предложения, а не распоряжения, указания или запрета). Все эти и другие конклюдентные административные акты должны быть обязательно исполнены теми, кому они адресованы, так как влекут за собой юридические последствия в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения "указаний" или "запретов". При их осуществлении возникают, изменяются или прекращаются административно-правовые отношения.

8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются следующие правовые документы.

8.1. Акты управления органов  общего управления (постановления  Правительства Российской Федерации,  правительств республик — субъектов  РФ, областной или краевой администрации). Эти акты всегда издаются органами государственного управления так называемой общей компетенции, т. е. они регламентируют важнейшие вопросы государственного управления во всех отраслях и сферах управления, имеют всегда более важное значение, чем акты подчиненных органам общей компетенции других органов управления (федеральных министерств, других ведомств, отделов и управлений администраций). В этих актах реализуются, как правило, самые общие функции и решаются самые главные задачи публичного управления. Такие административные акты принимаются специальными органами отраслевого и межотраслевого управления с целью конкретизации решений, принятых органами общей компетенции.

8.2. Акты управления органов  отраслевого управления (приказы  федерального министра, председателя  государственного комитета, руководителей  федеральных служб и федеральных  надзоров). Эти административные  акты регламентируют общественные  отношения или разрешают возникающие  в сфере управления споры (дела) только в какой-то конкретной отрасли государственного управления.

8.3. Акты управления органов межотраслевого (надведомственного) управления.

 Эти акты принимаются  органами, так называемой межотраслевой компетенции, и направлены, прежде всего, на решение вопросов, имеющих важнейшее значение для нескольких отраслей или сфер государственного управления. Данные административные акты имеют важное практическое значение и подлежат обязательному исполнению всеми, кому они адресованы: гражданам, федеральным министерствам, другим ведомствам, органам регионального государственного управления и т. д.). Акты межведомственного характера направлены на решение проблем в тех случаях, когда необходимы усилия нескольких государственных органов, когда решаются вопросы надведомственного характера, когда устанавливается одинаковый для всех масштаб отношений контроля и надзора, определяются правила деятельности.

8.4. Акты управления, издающиеся  контрольно-надзорными органами (инструкции  федерального Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, санитарно-эпидемиологического надзора и т. д.). В этих нормативных правовых актах содержатся важнейшие положения о существе надзорной деятельности, пределах и задачах осуществления надзора, порядке осуществления контрольно-надзорной деятельности, процедуре применения мер административного принуждения за неисполнение законных предписаний или при совершении административных правонарушений.

Установленная за конкретным органом исполнительной власти компетенция  по принятию соответствующих административных актов одновременно подчеркивает индивидуальный характер их принятия, т. е. акты управления принимаются только теми органами, которым предоставлен соответствующий  объем правотворческой или правоприменительной  компетенции.

9. В зависимости от  органов, принимающих акты управления, и их наименования. В соответствии  с действующим административным  законодательством каждый орган исполнительной власти или каждое должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию актов управления, имеет право принимать только определенные виды административных актов.

9.1. Акты управления, издаваемые  Президентом Российской Федерации.  В соответствии с конституционными  нормами Президент РФ принимает  указы (ст. 83 Конституции РФ) и  распоряжения (ст. 90 Конституции РФ). Он назначает многих должностных лиц на определенные должности и освобождает их от должности, формирует Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает от должности полномочных представителей в субъектах Российской Федерации, должностных лиц высшего командования Вооруженных Сил России, судей и т. д. В указах Президента РФ содержатся важнейшие решения по различным вопросам; они характеризуются нормативным содержанием, установлением общеобязательных правил поведения. В указах могут устанавливаться и конкретные решения по индивидуальным вопросам, например указы о назначении судей арбитражных судов.

9.2. Правительство Российской  Федерации издает постановления  и распоряжения (ст. 15 Конституции РФ), Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и издает распоряжения (в ранее действовавшем законе о Правительстве РФ говорилось о "принятии" постановлений и "издании" распоряжений), а также обеспечивает их исполнение (ранее: "проверяет" их исполнение). Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным вопросам и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

9.3. Федеральные органы  исполнительной власти (федеральные  министерства, государственные комитеты, федеральные службы и надзоры,  российские агентства и т. д.) могут издавать: 1) постановления, 2) приказы, 3) распоряжения, 4) правила, 5) инструкции и 6) положения; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

9.4. Правительства республик,  входящих в состав Российской  Федерации, издают постановления  и распоряжения. Если в республике  введена должность Президента  этой республики, то он также  издает указы и распоряжения  по вопросам, отнесенным конституционными  и договорными нормами к его  компетенции. В случае несоответствия положений указа Президента какой-либо республики конституционным нормам, Президент РФ вправе отменить эти нормы и предложить республиканской исполнительной власти привести свои акты в соответствие с федеративным законодательством. Следует отметить, что президенты, правительства, республиканские министерства и ведомства вправе издавать акты управления, наименования и процедура издания которых сравнима с аналогичными административными актами вышестоящих органов исполнительной власти.

9.5. Главы администраций  (председатели правительств) субъектов  Российской Федерации издают  постановления и распоряжения. Образованные  в структуре областных и краевых  администраций органы (отделы, управления, главные управления, департаменты  и т. п.) вправе издавать приказы,  распоряжения и т. д. Порядок  подготовки и издания в субъектах  РФ административных актов, как  правило, устанавливается принимаемыми  в каждом из этих субъектов  Федерации уставами и иными  региональными законами 

Практика деятельности органов  исполнительной власти не исключает  возможности издания совместных правовых актов двух и более органов  государственного управления и их должностных  лиц. Такие акты по предметам совместного  ведения изданы Правительством Российской Федерации и правительствами  различных республик, главами администрации  различных областей и краев.

Среди актов управления часто  встречаются акты, которые приняты  не одним, а несколькими органами государственного управления. Здесь  речь идет о совместных административных актах — приказах или инструкциях, принятых, например, Министерством финансов РФ, Министерством по налогам и сборам и Министерством экономического развития и торговли (или принятых различными федеральными службами России). Совместные административные решения в соответствии с конституционными и договорными нормами могут приниматься федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. В зависимости от  степени соответствия законам  (соблюдение требований принципа  законности), юридической значимости  и действительности административные  акты можно разделить на правомерные, оспоримые и ничтожные.

10.1. Правомерные, или законные (правильные, социально значимые, необходимые, обоснованные, приносящие обществу, государству и гражданам социальную пользу) акты управления — это административные акты, отвечающие всем требованиям, которые предъявляются к ним с тем, чтобы обеспечить их законность, обоснованность, целесообразность и эффективность.

10.2. Оспоримые акты управления (акты спорного характера) или  неправомерные (незаконные).

10.3. Ничтожные административные  акты (противоправные; недействующие) 

11. В зависимости от  способа охраны актов управления (или в зависимости от видов  юридической ответственности за  нарушения, содержащихся в административных актах требований, предписаний и правил) выделяются: 

11.1. Акты управления, охраняемые  мерами дисциплинарной ответственности.  В данном случае речь идет  об актах, которые устанавливают  возможность и пределы применения  дисциплинарной власти (дисциплинарного  принуждения) руководителя по  отношению к подчиненным государственным  и муниципальным служащим. За  неисполнение или ненадлежащее  исполнение своих должностных  обязанностей исполнительным органом  или соответствующим должностным  лицом на виновное лицо могут  быть наложены дисциплинарные  взыскания в порядке, установленном  нормативными актами.

11.2. Акты управления, охраняемые  мерами административной ответственности.  Как правило, такого рода административные  акты содержат общеобязательные  правила поведения в различных  сферах государственного управления  и адресуются специальным субъектам.

Иногда в литературе разграничиваются акты управления, действующие по кругу  лиц: акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые  и т. д.); межведомственные акты; внутриведомственные  акты.

 

3. Требования, предъявляемые к актам управления

и последствия их несоблюдения.

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1) состояние системы управления;

2) ранее принятые акты;

3) возможные варианты  решения проблемы;

4) интересы участников  управленческих отношений;

5) права и свободы человека;

6) научно-правотворческие  рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

1) должен быть принят  компетентным субъектом государственного  управления;

2) соответствовать закону по существу;

3) соответствовать цели  закона;

4) приниматься в установленном  процессуальном порядке;

5) не противоречить правовым  актам большей юридической силы;

6) иметь соответствующую  форму (акт-документ);

7) в отдельных случаях,  в зависимости от назначения  и содержания акта, устанавливаются  дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным,  лаконичным, понятным для адресатов);

2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться  правила грамматики);

3) акт должен быть своевременно  доведен до адресатов;

4) иметь установленные  реквизиты (наименование, подписи,  печати и т. д.);

5) своевременно сдаваться  на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам  управления, наступает их ничтожность  или оспоримость.

Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего  акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и  т. д.) для принятия акта; нарушен  срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа  оспаривания правовых актов –  опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение  с жалобой в суд или в  вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему  акт).

Информация о работе Правовые акты государственного управления