Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Целью данной является как можно подробнее изучить правовые основы регулирования рекламы алкогольной продукции на примерах реальных нарушений.
Задачи по достижению цели:
В первую очередь ознакомиться со статьями и законами, регулирующими рекламу алкогольной продукции;
Рассмотреть правовые основы рекламной деятельности и привести ее основные характеристики;
Изучить требования, которые предъявляются к рекламе алкогольной продукции;
Рассмотреть примеры реальных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые основы рекламной деятельности 5
1.1 Понятие рекламы и общая характеристика рекламной деятельности 5
1.2 Правовое регулирование рекламной деятельности 8
Глава 2. Требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции 10
Глава 3. Примеры нарушений рекламы алкогольной продукции 15
3.1 Реклама шампанского в журнале «ОК» 15
3.2 Реклама водки «Казенка» под видом одноименного фильма 16
3.3 Незаконная реклама алкоголя в Туле 17
3.4 «Игристая» реклама в журнале «HELLO» 18
3.5 Незаконная реклама алкоголя клубом «Шинник» 18
3.6 Реклама водки «Казенка» на маршрутных такси 19
3.7 Реклама водки в журнале «Forbes» 20
3.8 Реклама водки под видом несуществующей минеральной воды 20
3.9 Незаконная реклама водки «Флагман» маскировалась под слабоалкогольный коктейль 21
3.10 Реклама коктейлей мохито в кафе «Кофе Хаус» 22
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ИНФ ПРАВУ.docx

— 88.77 Кб (Скачать документ)

Нельзя в рекламе  осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции ( пп.2 п.1)

Осуждение может быть выражено словом или следовать из сюжета рекламы (сопоставление пьющих и непьющих). В любом случае намек на упрек  непотребляющих указанные напитки  в рекламе рассматривается как  нарушение действующего законодательства, т,к. является составляющей частью положений  об общих требованиях к рекламе (п. 4 ч. 4 ст. 5).

Реклама  не должна содержать  упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды (пп.4 п.1)

Алкогольная продукция имеет свойство утоления жажды, и, несмотря на новый запрет (в ФЗ «О рекламе» 1995 года данная норма отсутствовала), она будет покупаться благодаря этой функции.

Однако, логика законодателя также  ясна, поскольку призыв к утолению жажды с помощью алкоголя или  использование лозунга, подобного «Имидж - ничто! Жажда - все!», невозможно в данном случае, вследствие того, что ведет к открытой пропаганде употребления алкоголя.

Реклама алкогольной продукции  не должна обращаться к несовершеннолетним (пп..5 п.1) и использовать образы несовершеннолетних (пп.6 п.1)

Запрещение использования образов  несовершеннолетних в рекламе алкогольной  продукции появилось в законодательстве с принятием нового закона 2006 года. Нормы предыдущего закона не допускали  использование образов лиц, не достигших 35 лет.

Все нормы закона, защищающие права  несовершеннолетних, соотносятся с  общими требованиями, предъявляемыми к рекламе в ст.6.

2. Часть 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе»  регламентирует способы и места  размещения рекламы алкогольной  продукции. 

В соответствии с пп. 1 п.2  реклама не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней  страницах и обложках журналов.

Запрет вводится для того, чтобы  не акцентировать внимание читателей  периодических изданий на употребление алкогольной продукции, т.к. первая и последняя полосы и страницы - самые насыщенные новостями и привлекающие внимание места таких изданий. Интересно то, что закон не содержит установок по поводу распространения настоящей нормы на буклеты, которые фактически являются печатной продукцией и визуально представляют собой издание с неразрезными страницами.11

Также реклама не должна размещаться в печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, предназначенных  для несовершеннолетних (подп.2 п.2).

Подп..3 п.2 реклама алкогольной  продукции не допускается в теле- и радиопрограммах, при кино-  и видеообслуживании.

Данная норма полностью запрещает  рекламу алкоголя с помощью самых  эффективных средств влияния  на сознание потребителя – телевидения  и радиовещания.

Несмотря на то, что действующее  законодательство прямо не относит  интернет-сайты к СМИ, тем не менее  они отчасти подпадают под  действие ст. 2 и абз. 2 ст. 24 Закона РФ «О средствах массовой информации», поэтому распространение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет также запрещено.

 Реклама алкогольной продукции не допускается с использованием транспортных средств общего пользования вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности (пп.4 п.2).

Понятие транспорта общего пользования  предусмотрено п. 1 ст. 789 ГК РФ, из которой  следует,  к транспорту общего пользования  относится: железнодорожный транспорт, электрички метро, автобусы (идущие по заданному и утвержденному маршруту), троллейбусы, трамваи, водный транспорт. Не распространяются требования настоящего положения на рекламу алкоголя в  личном, частном, служебном транспорте, такси.

Нормы указанных статей не содержат запрета на размещение рекламы алкогольной  продукции в помещениях зданий и  сооружений, относящихся к инфраструктуре транспортного комплекса (железнодорожные  вокзалы, аэропорты, станции и переходы метрополитена и т.п.).12

Закон забрал у производителей спиртосодержащей продукции еще один важный рычаг  управления потребительскими интересами: размещение рекламы алкогольной  продукции посредством наружной рекламы (пп.5 п.2).

Законом установлено запрещение рекламы в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (подп.6 п.2), а также в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружении (пп.7 п.2)

Данные учреждения удобны для размещения рекламы тем, что в них часто  скапливается огромное количество населения  различных предпочтений и интересов, поэтому рекламодатель отдает предпочтение именно этим местам.

Что касается ограничений в сто  метров, то представляется, что данная формулировка не совсем удачна, т.к. визуально, это не так далеко и при достаточно хорошем зрении данную рекламу не сложно разглядеть.

3. Впервые в законе «О рекламе»  указано, что реклама алкогольной  продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления (ранее подобная норма действовала только для рекламы табачных изделий и пива). Установлен общий для всех этих товаров минимальный размер такого предупреждения – десять процентов рекламной площади (п.3 ст. 21).

4. Новым в законодательстве о  рекламе является и то, что  в соответствии с пунктом 4 ст. 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции путем проведения промоутерских акций, которые связаны с раздачей образцов алкоголя и дегустацией, за пределами мест розничной торговли этим продуктом не допускается. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также предлагать им такие образцы.

Глава 3. Примеры нарушений рекламы алкогольной продукции

 

В судебной практике было рассмотрено  множество дел о нарушениях законодательства о рекламе. В данной работе мы рассмотрим и проанализируем некоторые из них, связанные с темой данной курсовой работы, а именно с рекламой алкогольной продукцией.

3.1 Реклама шампанского  в журнале «ОК»13

ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» разместило рекламу шампанских вин «Taittinger Brut Prestige Rosé» и «МОЕТ» в журнале «ОК». Данная реклама была выявлена в процессе мониторинга печатных изданий. В ходе рассмотрения материалов дела Комиссией антимонопольного органа установлено, что журнал «ОК» не является рекламным изданием, в связи с чем все сообщения рекламного характера, размещаемые в нем, должны сопровождаться соответствующей отметкой «реклама/на правах рекламы».

Вместе с тем, рекламное сообщение о шампанских винах  «Taittinger Brut Prestige Rosé» и  «МОЕТ» распространялось без такой отметки, что противоречит ст. 16 ФЗ «О рекламе».

Так же УФАС выявлено нарушение ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе», выразившееся в распространении рекламы алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления.

Согласно ч.3 ст.21 ФЗ «О рекламе», реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Таким образом, Московское УФАС России признало рекламу ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» ненадлежащей и выдало организации предписание об устранении нарушений.

3.2 Реклама водки «Казенка» под видом одноименного фильма14

 

Нарушение выразилось в распространении рекламы водки «Казенка», выполненной под видом рекламы фильма «Казенка» с использованием товарного знака «Казенка», индивидуализирующего в том числе одноименную водку. Реклама размещалась на рекламных конструкциях города Москвы и Подмосковья, нарушая запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в наружной рекламе.

Во-первых, в соответствии с частью 4 статьи 2 закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные данным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого данным законом установлены специальные требования и ограничения.

А во-вторых, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 закона «О рекламе» не допускается недобросовестная реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара.

Таким образом, ФАС России за распространение  ненадлежащей рекламы наложила на рекламораспространителей ООО «Гэллэри Сервис» и ООО «Р-Медиа» штрафы по 50 тысяч рублей.

3.3 Незаконная реклама алкоголя в Туле15

 

Нарушение заключается в том, что  рекламодатели разместили красочную  рекламу алкогольных напитков и  пива – один на рекламном щите возле  магазина, а другой – непосредственно  на стене здания, где размещен магазин. Этим они нарушили ФЗ «О рекламе» пункт 5, часть 2, статьи 21, который устанавливает  запрет на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

 

3.4 «Игристая» реклама в журнале «HELLO»16

Внимание специалистов антимонопольного ведомства привлекла реклама  игристого вина «Gancia». В ней представлены образы радостных молодых людей (двух девушек и юноши), которые катаются на санках, состоящих их пузырьков игристого вина. Изображение сопровождает слоган «Сделай жизнь игристой!». Комиссия УФАС посчитала, что образ, обозначенный в рекламе, и слоган могут создать у потребителя впечатление, что употребление игристого вина будет способствовать улучшению эмоционального состояния.

Таким образом, был нарушен п.1 ч.1 ст. 21 Закона о рекламе. Согласно ему, «реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния».

3.5 Незаконная реклама алкоголя клубом «Шинник»17

 

Футбольный клуб "Шинник" размещал незаконную рекламу алкогольной  продукции (товарный знак: два медведя  и рюмка с определяющей надписью "ликеро-водочный завод "Ярославский" 1901 год") на рекламных щитах, находящихся  с внутренней стороны Южной и  Восточной трибун, на двух баннерах с внешней стороны Восточной  трибуны, на автобусах, принадлежащих  клубу, а также непосредственно  у футбольного поля. Тем самым, «Шинник» нарушает п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе», запрещающего размещение рекламы алкоголя при помощи рекламных установок, собираемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и прочих элементах конструкции сооружений, зданий, или же вне них.

Помимо этого еще был нарушен  п. 7 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе», где говорится, что нельзя устанавливать конструкции с рекламой алкоголя в спортивных, физкультурно-оздоровительных сооружениях и ближе, чем в 100 метрах от них, а также ч. 3 ст. 21 ФЗ «О рекламе», содержание которой следующее: реклама алкоголя в каждом случае должна даваться с предупреждением о вреде, который наносит его излишнее потребление.

Таким образом, УФАС Ярославля выписало НП "Футбольный клуб "Шинник" штраф на 100 000 рублей. Клуб попытался оспорить данное решение в судебном порядке, но арбитраж Ярославской области принял сторону УФАС.

3.6 Реклама водки «Казенка» на маршрутных такси18

В Москве, в ходе мониторинга, проводимого  антимонопольной службой была выявлена незаконная наружная реклама алкогольной  продукции «Казенка», размещенная  на транспорте. Московского УФАС подтвердила несоответствие рекламы алкогольной продукции "Казенка", размещенной на маршрутном такси марки «Газель», п.4 ч.2 ст. 21 Закона «О рекламе», согласно которому недопустимо размещение рекламы  алкогольной продукции на транспортных средствах общего пользования. Кроме того, данная реклама размещалась без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что нарушает ч.3 ст. 21 Закона «О рекламе».

Таким образом, реклама признана ненадлежащей и ее распространение должно быть прекращено.

3.7 Реклама водки  в журнале «Forbes»19

ОАО «Мариинский ЛВЗ» продвигало на рынке свой товар, с помощью рекламы  в печатных СМИ. Реклама представляла собой плакат, на котором изображен товар — бутылка водки «Beluga», также представлены изображение улыбающейся женщины с коктейлем  «от «Beluga» в руках и изображение мужчины с наполненным бокалом в руке, подносящим его к лицу, а также фотография бармена при изготовлении алкогольных коктейлей «от «Beluga». Реклама сопровождается текстом  о проведении турнира по конному поло Россия-Франция, заканчивающегося фразой: «После турнира гости смогли насладиться  коктейлями «от «Beluga».

Указанные образы и слоган рекламного сообщения являются «своего рода демонстрацией процесса потребления алкоголя», что запрещено действующим законодательством.

Таким образом, «Мариинский ЛВЗ» нарушил п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона «О рекламе», в соответствии с которому «в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

3.8 Реклама водки под видом несуществующей минеральной воды20

Информация о работе Правовое регулирование рекламы алкогольной продукции