Правовое регулирование прохождения государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание

Цель исследования: заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить порядок и особенности прохождения государственной службы в механизме современного Российского государства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 55.60 Кб (Скачать документ)

    Мотиваций и критериев деления государственных  должностей государственных органов  Закон об основах государственной  службы не содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом полномочий государственных служащих, замещающих соответствующие государственные должности государственной службы. Лишь частично эти пробелы восполняются Положением о порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов федеральным государственным служащим, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 578.

    Однако  несомненно, что каждой группе указанных  должностей свойственны элементы статуса, определяющие особенности правового  положения государственных служащих, замещающих должности данной группы, а также требования к их квалификационному  уровню.

    Специализация предусматривает наличие у государственного служащего соответствующего профессионального  образования для исполнения обязанностей по государственной должности государственной  службы. Она устанавливается в  зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной  службы и особенностей предмета ведения  соответствующих государственных  органов.

    Квалификационные  требования к служащим, замещающим государственные должности государственной  службы, включают следующее.

    Во-первых, требования к уровню профессионального  образования с учетом группы и  специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы.

    Во-вторых, для лиц, замещающих государственные  должности федеральной государственной  службы или претендующих на их замещение, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых  к ним квалификационных требований установлены требования по стажу  и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости  от группы должностей. Например, для  замещения ведущих государственных  должностей требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным  должностям, не менее двух лет или  стаж работы по специальности не менее  пяти лет и профессиональные качества руководителя, необходимые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

    В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федеральной Конституции  и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов  Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливаться  и другие требования.

    Существует  и иная классификация. Государственные  должности делятся на три категории: «А», «Б», «В».

    К категории «А» относятся государственные  должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

    К категории «Б» относятся государственные  должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

    К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

    Должности категорий «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы10.

    Уяснение  данного обстоятельства имеет принципиальное значение, ибо оно указывает на то, что действие закона об основах  государственной службы не распространяется на лиц, занимающих должности категории  «А» и они, с точки зрения этого  закона, не являются государственными служащими. Одним из подтверждений  этого может служить, то, что депутаты Государственной Думы занимают должности  категории «А», но они не могут  находиться на государственной службе (п. 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, не являются государственными служащими11.

    Представляется, что такое решение вопроса  с депутатами следует отнести  к особому случаю. Что касается других лиц, занимающих должности категории  «А», то они являются государственными служащими, и их статус должен быть урегулирован с учетом особенностей их должностного положения.

    Система должностей строится по иерархическому принципу, подразделяясь на следующие пять групп:

а) высшие государственные должности государственной  службы - пятая;

б) главные  государственные должности государственной  службы - четвертая;

в) ведущие  государственные должности государственной  службы - третья;

г) старшие  государственные должности государственной  службы - вторая;

д) младшие государственные должности государственной службы - первая группа.

     Применимо к группам государственных должностей государственной службы служащим присваиваются  разряды и классы по результатам  государственного квалификационного  экзамена или аттестации государственного служащего:

     а) действительный государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим высших государственных должностей;

      б) государственный советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным служащим главных  должностей;

      в) советник РФ 1,2 и 3 класса - государственным  служащим старших должностей;

      г) советник государственной службы 1,2 и 3 класса, референт государственной  службы 1,2 и 3 класса - государственным  служащим младших должностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Прохождение государственной  службы 

2.1. Государственные  должности, их классификации 

    В соответствии с общим правилом, предусмотренным  п. 1 ст. 22 Закона, поступление гражданина на гражданскую службу осуществляется для замещения должности гражданской  службы.

     В этой связи важное значение имеет классификация должностей гражданской службы. Такая классификация приведена в главе 2 Закона. В статье 8 определено, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации – законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

    В Законе (ст. 9) выделены категории и  группы должностей государственных  служащих. Должности гражданской  службы подразделяются на категории  и группы.

    Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

  • руководители –

     должности руководителей и заместителей руководителей  государственных органов и их структурных подразделений,

     должности руководителей и заместителей руководителей  территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти и  их структурных подразделений,

     должности руководителей и заместителей руководителей  представительств государственных  органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока  полномочий;

  • помощники (советники) –

    должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных  лиц или руководителей;

  • специалисты –

    должности, учреждаемые для профессионального  обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и  функций и замещаемые без ограничения  срока полномочий;

  • обеспечивающие специалисты –

    должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности гражданской службы;
  • главные должности гражданской службы;
  • ведущие должности гражданской службы;
  • старшие должности гражданской службы;
  • младшие должности гражданской службы.

    Между должностями и группами Законом  проводятся определенные взаимосвязи. Так должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

    Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую  группы должностей гражданской службы.

    Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую  и младшую группы должностей гражданской  службы12.

    Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры  должностей гражданской службы. Порядок  введения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего как реестр должностей федеральной гражданской службы, так и реестр должностей гражданской  службы субъектов Российской Федерации, утверждается указом Президента Российской Федерации (ст. 10).

    С учетом состава денежного содержания гражданского служащего в качестве не только морального, но и материального  стимула представляется возможным  рассматривать предусмотренную  ст. 11 Закона возможность присвоения государственным служащим классных чинов гражданской службы исходя из двух основных критериев, которыми являются:

    а) замещаемая должность в пределах группы должностей гражданской службы;

    б) результаты квалификационного экзамена (для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы без  ограничения срока полномочий).

    Классные  чины присваиваются в зависимости  от группы должности следующим образом (ст. 11):

    Гражданским служащим, замещающим должности федеральной  гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской  службы – действительный государственный  советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

    Гражданским служащим, замещающим должности федеральной  гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской  службы – государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

    Гражданским служащим, замещающим должности гражданской  службы ведущей группы, присваивается  классный чин гражданской службы – советник государственной гражданской  службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Информация о работе Правовое регулирование прохождения государственной службы