Правовое регулирование прохождения государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:20, реферат

Описание

Цель исследования: заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить порядок и особенности прохождения государственной службы в механизме современного Российского государства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 55.60 Кб (Скачать документ)

Введение 

    Государство, являясь особой организацией публичной  политической власти господствующего  класса (социальной группы, блока классовых  сил всего народа), имеет свои задачи и функции.

    Эти задачи и функции практически  реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных  служащих. Государство приобретает  реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства  становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных  государством, служащих. От государственных  служащих зависит работа государства.

    Государственная служба продолжает и завершает организацию  механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для  реальной, практической деятельности. В становлении государственности  любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

    В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация  государственной службы её подготовка и служебная деятельность, осуществление  каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

    Организация государственной службы означает её формирование для деятельности и  включает большоё круг вопросов: установление должностных наименований и определение  полномочий по каждой должности, выработка  правил поступления на государственную  службу, подготовка кадров и повышение  их квалификации, правила продвижения  по службе, применения мер поощрения  и мер дисциплинарной и иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения  служебных отношений и некоторые  другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами и имеющая подготовительные цели для практической деятельности.

    Другая  сторона государственной службы - это практическая деятельность государственных  служащих по реализации порученных им полномочий.

    Каждый  служащий занимает должность, определяющую объём его полномочий, которые  и подлежат реализации. Со стороны  материального содержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной, в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составление  документов, работа с ними, приём  лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).

    Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной  службы (организацию государственной  службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная  служба объединяет нормы различных  отраслей права - административного, трудового  финансового и некоторых других отраслей и потому относится к  сложным правовым институтам.

    В настоящее время данная тема широко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных  пособий, выходит масса законов  и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходами  к пониманию и месте государственной  службы в современном российском государстве, а также с реформами проводящимися в данном направлении.

    Актуальность: Сформировавшийся в Российской Федерации институт государственной службы претерпевает в настоящее время существенные изменения. Происходящие перемены отразятся на кадровом составе государственных служащих, а также на условиях прохождения государственной службы и карьерном продвижении государственных.

Форсированное преобразование уже сформировавшегося  законодательства о государственной  службе и самой системы государственной  службы неизбежно приведут и уже  привели к возникновению значительного  числа пробелов и противоречий в  правовом регулировании порядка  прохождения государственной службы.

    Цель  исследования: заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить порядок и особенности прохождения государственной службы в механизме современного Российского государства.

    Предмет исследования: правовое регулирование прохождения государственной службы.

    Объект  исследования: порядок прохождения государственной службы.

    Задачи:

    1. Рассмотреть правовое регулирование  государственной службы.

    2. Изучить понятие, принципы и виды государственной службы.

    3. Изучить государственные должности и их классификации.

    4. Рассмотреть прохождение государственной службы.

    5. Изучить государственные должности,  их классификации.

    6. Изучить подготовку и повышение  квалификации государственных служащих  в РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Правовое регулирование  государственной  службы 

1.1. Понятие, принципы и виды государственной службы 

    До  последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия  «государственная служба». В юридической  литературе в это понятие включалось выполнение служащими государственных  организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций  государства и оплачиваемой им. При  этом государственными служащими считались  все служащие в любой государственной  организации1.

    В специальной литературе чаще всего  оно определяется на основе действующих  правовых актов, исходя из признания  того, что государственная служба есть:

    а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими;

    б) неотъемлемое свойство государства.

    Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле — это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах2.

    Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций.

    Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в  том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Административно-правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной службы, составляют часть этого института и самостоятельный институт административного права.

    Административное  право обслуживает, прежде всего, государственное  управление. Оно определяет административно-правовой статус главным образом государственных  служащих системы государственного управления.

    Несмотря  на многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной  службы, законодательство в этой сфере  имеет значительные пробелы. Подавляющее  большинство источников - акты Президента. Ни один федеральный закон не принят на основе Федерального закона "Об основах  государственной службы Российской Федерации", хотя в его тексте содержатся отсылочные нормы более  чем к двадцати специальным федеральным  законам.

    Государственная служба появилась в системе социальных отношений как необходимое условие  для нормальной жизнедеятельности  общества и как средство обеспечения  других видов социальной деятельности, прежде всего производства, обеспечения  производства главным образом в  интеллектуальном отношении. Недаром  долгое время под службой вообще понималась сфера умственного труда. Однако в настоящее время такой  тезис отвергается в качестве критерия для отграничения службы от других видов социальной деятельности3.

    Государственная служба функционирует практически  во всех сферах жизнедеятельности государства  и общества, таких, как:

    а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);

    б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами, внешнеэкономической  деятельностью);

    в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними  и иностранными делами, юстицией).

    Необходимо  различать государственную службу как деятельность, с одной стороны, и как совокупность норм права, т.е. правовой институт государственной  службы, с другой.

    Анализируя  ст. 2 Федерального закона "Об основах  государственной службы РФ" можно  выделить следующие признаки государственной  службы:

во-первых, это профессиональная деятельность, т.е. осуществляемая но основе специальных знаний и навыков;

    во-вторых, в процессе осуществления этой деятельности происходит реализация компетенции  государственных органов,

    в-третьих, эта деятельность направлена на обеспечение  функционирования государственных  органов;

    в-четвертых, такая деятельность представляет собой  исполнение должностных обязанностей конкретными лицами, замещающими  штатные государственные должности. И, наконец, деятельность эта должна быть оплачена исключительно из государственного бюджета4.

    Федеральным законом «Об основах государственной  службы Российской Федерации» установлены  следующие принципы государственной  службы:

    1. Принцип верховенства Конституции  России и федеральных законов  над иными нормативными правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей  и обеспечении их прав. Он отражает требование ч. 2 ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства – его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать5.

    2. Принцип приоритета прав и  свобод человека и гражданина, непосредственность их действия. Это новое положение в российском  законодательстве обязывает государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина. Для правового государства, которое предполагается создать в России, должно быть обязательным признание прав личности высшей ценностью и Неотвратимость предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» ответственности всех государственных служащих за деяния, ведущие к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан.

    3. Принцип единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между РФ и ее субъектами. Статьей 5 Конституции закреплено  федеративное устройство государства.  Это предполагает, с одной стороны,  последовательное раскрытие в  текущем федеральном законодательстве  единства основ организации государственной  службы, а с другой – разграничение  предметов ведения между Федерацией  и ее субъектами в целях  обеспечения эффективности государственной  службы.

    4. Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст. 10 Конституции, выражает, прежде всего, самостоятельность каждой из этих ветвей власти, их независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций. В то же время из сущности этого принципа вытекает то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной службе.

Информация о работе Правовое регулирование прохождения государственной службы