Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:11, реферат

Описание

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Работа состоит из  1 файл

АП.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  1. составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
  2. составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП;
  3. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  4. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП;
  5. оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП протокол об административном правонарушении не составляется.

Формы стадии возбуждения  дела об административном правонарушении:

  1. упрощенная (назначение административного наказания без составления протокола – ст. 28.6 КоАП);
  2. обычная (составление протокола об административном правонарушении – ст. 28.2 – 28.5 КоАП);
  3. сложная (административное расследование – ст. 28.7 КоАП).

Доказательства  по делу об административном правонарушении - любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В зависимости от отношения  к доказываемому  обстоятельству доказательства бывают прямые и косвенные.

По  источнику формирования различают первоначальные и производные доказательства.

По  отношению к предмету доказывания: обвинительные и оправдательные доказательства.

По  содержанию: личные, вещественные.

Предмет доказывания - обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельства, подлежащие выяснению  по делу об административном правонарушении:

  1. наличие события административного правонарушения;
  2. лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
  3. виновность лица в совершении административного правонарушения;
  4. обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
  5. характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
  6. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  7. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Источниками доказательств служат: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП, объяснение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, показания свидетелей, заключения эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

Протокол  об административном правонарушении должен содержать:

  1. дату и место составления;
  2. должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол;
  3. сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (фамилия, имя, отчество);
  4. адрес места жительства, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если они имеются);
  5. место, время совершения и события административного правонарушения;
  6. статью КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение;
  7. объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  8. запись о разъяснении лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, его прав и обязанностей;
  9. иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении  которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение  двух суток с момента выявления  административного правонарушения. В случае проведения административного  расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании  расследования в сроки, предусмотренные  ст.28.7 КоАП.

Экспертиза - исследование, назначаемое судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, на основании определения в случаях необходимости специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (в письменной и иной форме, материалы фото– и киносъемки, звуко– и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации).

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

Административное  расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителя, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных затрат.

Стадия  возбуждения дела об административном правонарушении завершается:

  • передачей протокола об административном правонарушении с другими материалами на рассмотрение по подведомственности;
  • вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении – ст. 24.5 КоАП);
  • передачей протокола об административном правонарушении и других материалов дела по месту службы лица, совершившего административное правонарушение, для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 2.5 КоАП);
  • прекращением производства по делу и передачей материалов прокурору, в орган предварительного следствия или дознания при наличии в деянии лица признаков преступления.

20.5. Рассмотрение дела  об административном  правонарушении

Судья, орган, должностное  лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют:

  1. относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  2. имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  3. правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП, а также правильно ли оформлены другие материалы дела;
  4. имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  5. достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  6. имеются ли ходатайства и отводы.

Рассмотрение  дела об административном правонарушении невозможно, если:

  1. судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
  2. судья, член коллегиального органа, должностное лицо, рассматривающее дело, лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

Определения, которые могут быть вынесены при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении:

  • о назначении времени и места рассмотрения дела;
  • о вызове лиц, указанных в ст. 25.1-25.10 КоАП;
  • об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
  • о назначении экспертизы;
  • об отложении рассмотрения дела;
  • о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
  • о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, составе коллегиального органа, должностного лица.

О прекращении  производства по делу об административном правонарушении выноситсяпостановление.

Сроки рассмотрите дела об административном правонарушении:

  • в 15–дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общий срок);
  • общий срок может быть продлен не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела;
  • в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, если правонарушение влечет административный арест;
  • не позднее 48 часов с момента задержания лица, подвергнутого административному задержанию.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с ч. 3 ст. 29.4 КоАП;
  • выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст. 29.5 КоАП;
  • оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела;
  • заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта;
  • исследуются иные доказательства;
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

Информация о работе Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях