Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:11, реферат

Описание

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Работа состоит из  1 файл

АП.docx

— 51.49 Кб (Скачать документ)

20.1. Понятие, задачи  и стадии производства  по делам об  административных  правонарушениях

Производство  по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных  лиц по применению мер административного  наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

  1. всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;
  2. разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;
  3. обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;
  4. выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство  по делам об административных правонарушениях  не может быть начато, а начатое  подлежит прекращению при наличии  хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • отсутствие события административного правонарушения;
  • отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
  • действие лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмена закона, устанавливающего административную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях  – относительно самостоятельная  часть производства, которой присущи  конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии  производства по делам  об административных правонарушениях.

  • возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;
  • рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

20.2. Виды субъектов  производства по  делам об административных  правонарушениях

Субъект производства по делам  об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

  1. управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;
  2. субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;
  3. субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;
  4. иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные  органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

  1. субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:

    а) судьи (мировые  судьи); 
    б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 
    в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы; 
    г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ; 
    д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);

  1. должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);
  2. должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  3. субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:

    а) районные судьи  по месту рассмотрения дела; 
    б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется; 
    в) вышестоящий орган (должностное лицо); 
    г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

  1. прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);
  2. субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес  в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

  1. знакомиться со всеми материалами дела;
  2. давать объяснения;
  3. представлять доказательства;
  4. заявлять ходатайства и отводы;
  5. пользоваться юридической помощью защитника;
  6. присутствовать при рассмотрении дела;
  7. обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший - физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе:

  1. знакомиться со всеми материалами дела;
  2. давать объяснения;
  3. представлять доказательства;
  4. заявлять ходатайства и отводы;
  5. пользоваться юридической помощью представителя;
  6. обжаловать постановления по делу и др.

Законные  представители физического  лица– субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные  представители юридического лица - субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и  представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Свидетель - лицо, которому могут быть известны обстоятельствадела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

Свидетель вправе:

  1. не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
  2. давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  3. пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  4. делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Свидетель обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой - любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостовери-тельную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист - любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист вправе:

  1. знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;
  2. с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

Специалист обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт вправе:

  1. знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
  2. с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
  3. указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

Эксперт обязан:

  • явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Информация о работе Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях