Понятие режима Государственной границы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Для достижения указанной цели поставлены задачи:

- выработать понятие режима охраны государственной границы;

- проанализировать полномочия государственных органов в сфере охраны государственной границы РФ;

- исследовать систему государственных органов, осуществляющих охрану Государственной границы РФ;

- рассмотреть полномочия Вооруженных Сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3-6

1. Понятие режима Государственной границы РФ……………….………….........7-16

2. Система и полномочия органов, осуществляющих охрану Государственных границы РФ………………………………………………………………………....17-23

3. Полномочия Вооруженных сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ….………………………………………………………………………………..24-26

Заключение………………………………………………………………………....27-28

Список использованной литературы……………………………………………..29-30

Работа состоит из  1 файл

курсак.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

     Пограничные органы и пограничные войска, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-Морского Флота, осуществляя  защиту государственной границы в пределах приграничной территории,

______________________

22 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», статья 27. (ред. от 04.12.2007) //Российская газета - 08.12.2007

23 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», статья 33 (ред. от 04.12.2007) //Российская газета - 08.12.2007

применяют оружие и боевую технику для отражения  вооруженного вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона  за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

     Оружие  и боевая техника могут применяться  также: против лиц, воздушных, морских  и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную  границу в нарушение установленных Законом о Государственной границе правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для зашиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите Государственной границе, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения пограничных органов и воинских формирований РФ, принимающих участие в защите Государственной границы, в том числе для оказания помощи кораблям (катерам), самолётам и вертолётам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

     Без предупреждения оружие и боевая техника  могут применяться при отражении  вооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников.

     При выполнении обязанностей по защите Государственной  границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению  собственной безопасности пограничных  органов и пограничных войск  военнослужащие применяют специальные  средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приёмы борьбы, и служебных собак.24 Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов и пограничных войск, основания и правила их применения военнослужащими органов и войск пограничной службы, а также военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ при защите Государственной границы устанавливаются Правительством РФ.

     Закон регулирует также формы и методы участия органов местного самоуправления, предприятий, организаций, общественных объединений и граждан в защите государственной границы.

     Президент РФ осуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, действующих в системе ФСБ России, определяет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов РФ в пограничной сфере.

     Правительство РФ обеспечивает реализацию российской пограничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны государственной границы.

     До  недавнего времени федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере охраны и защиты государственной границы, выступала Федеральная пограничная служба РФ, которая согласно Указу Президента 11 марта 2003 г. была упразднена с 1 июля 2003г., а её функции переданы ФСБ России.25 
 
 
 
 
 
 
 

______________________

24 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции» // СЗ РФ от 02.10.2007.

25 Указ Президента РФ от 11.08.2003 г. N 960 «Вопросы федеральной службы безопасности» // СЗ РФ от 2001 N24, ст. 2422.

     3. Полномочия Вооруженных  сил РФ в сфере  охраны Государственной границы РФ 

     Защита  Государственной границы как  часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

     Охрана  Государственной границы является составной частью защиты Государственной  границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.26

    Вооруженные Силы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничным органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

    Иное  участие Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних

__________________

26 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», статья 3. (ред. от 04.12.2007) //Российская газета - 08.12.2007

войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации  в защите Государственной границы  осуществляется только на основании федеральных законов.

    Защита  Государственной границы на отдельных  участках на суше, морском побережье, берегах пограничных рек, озер и  иных водоемов в части воспрещения  незаконного пересечения границы  в местах дислокации военных объектов, гарнизонов Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц, транспортных средств, возлагается на командование указанных военных объектов, гарнизонов. Такие участки определяются совместно начальниками региональных пограничных управлений по федеральным округам, начальниками пограничных управлений по субъектам Российской Федерации (по направлениям) и командующими войсками военных округов, флотами, флотилиями, войсками оперативно-территориальных объединений внутренних войск, командующими (начальниками) иных войск и воинских формирований и закрепляются соответствующими документами27.

    Для обеспечения военной безопасности Российской Федерации служит военная организация государства, ядром которой являются Вооруженные Силы РФ. Они включают виды Вооруженных Сил - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и рода войск Вооруженных Сил, например Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска, а также войска подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти.

    К обороне в соответствии с законодательством  привлекаются и другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами: военнослужащие пограничной службы ФСБ, внутренние войска МВД России, войска Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

____________________

27 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», статья 33. (ред. от 04.12.2007) //Российская газета - 08.12.2007

и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), инженерно-технические  и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, а также соответствующие органы управления и некоторые др.

    В военную организацию государства  также входит часть промышленного  и научного комплексов страны, предназначенная  для обеспечения задач военной безопасности.28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______________________

28 Административное право России: учебник / под ред.Л.Л. Попова. М., 2005. С. 296. 

     Заключение 

     В России в настоящее время существует довольно большое количество государственных органов, имеющих полномочия по охране Государственной границы РФ. Органа, который бы отвечал только за эту деятельность, в настоящее время не существует. Существовавшая с 1994 года Федеральная пограничная служба была упразднена в 2003 году и ее полномочия были переданы Федеральной службе безопасности, которая в настоящее время стала главным органом, осуществляющим охрану Государственной границы. Думается, что такое перераспределение полномочий вполне обосновано.

     В деле охраны Государственной границы  остается немало проблем, которые требуют скорейшего своего разрешение. При этом необходимо совершенствование государственного управления по многим направлениям, без которых эти проблемы не решить. Представляется, что основные усилия государства должны быть приложены по следующим направлениям:

     Соразмерность удовлетворения потребностей Вооруженных  сил РФ с экономическими возможностями страны, открытость и прозрачность военного бюджета, чтобы исключить возможности коррупции и воровства средств, предназначенных на военные нужды.

     Отказ от военных амбиций и концентрация усилий на том, чтобы на основе минимальной, разумной достаточности обеспечить обороноспособность РФ, что в свою очередь предполагает отказ от неоправданного военного присутствия в других странах и регионах планеты, от фактически безвозмездной военной помощи «дружественным государствам»;  упор в миротворческой деятельности России не столько на военные, сколько на политические методы урегулирования существующих и потенциальных конфликтов; финансирование закупок только новейшего оружия будущего и модернизации уже существующих вооружений. повышение эффективности экспорта вооружений при строжайшем государственном контроле с получением реальной прибыли не посредниками, а предприятиями ОПК, работающими на экспорт; повышение престижа военной службы, достойное содержание военнослужащих, восстановление уважения к Армии и реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долга всех граждан страны.

     Особые  усилия должны быть приложены в деле возрождения разрушенной системы патриотического воспитания, без которого у России вообще будущего нет. Необходимы реальный вклад в это со стороны всех слоев российского общества, в том числе и бизнеса, введение военного налога, как это было в прошлом, на состоятельных граждан, особенно когда речь идет об уклонении от военной службы.

     Режим Государственной границы - это совокупность норм, определяющих правила содержания границы, пересечения ее лицами и  транспортными средствами, перемещения  через границу грузов, товаров  и животных, пропуска указанных лиц и объектов через границу; ведения на границе и на территории РФ вблизи границы хозяйственной, промысловой деятельности.28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________________

28 «Юридический энциклопедический словарь». Под ред. М.Н.Марченко, 2006 г. С. 93.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1.   Законы и иные  нормативные акты
 

1. Конституция Российской Федерации, (принята всенародным голосованием 12.12.1993), "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ. (ред. от 16.05.2008) // ("Российская газета", N 256, 31.12.2001.

3. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», (ред. от 04.12.2007) //Российская газета - 08.12.2007

4. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ «О Внутренних войсках министерства внутренних дел Р.Ф», (ред. от 08.04.2008) // Собрание законодательства РФ, 10.02.1997, № 6, ст. 711.

5. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации», (в ред. Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870) // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

6. Постановление Правительства РФ 7 апреля 2008 г. № 253 «Об утверждении правил определения пределов пункта пропуска через государственную границу РФ» // Российская газета", N 80, 12.04.2008. 

  1. Научная литература
 

7. Вахрамеев А.В. К вопросу национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С.3-11

Информация о работе Понятие режима Государственной границы РФ