Понятие режима Государственной границы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 19:09, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Для достижения указанной цели поставлены задачи:

- выработать понятие режима охраны государственной границы;

- проанализировать полномочия государственных органов в сфере охраны государственной границы РФ;

- исследовать систему государственных органов, осуществляющих охрану Государственной границы РФ;

- рассмотреть полномочия Вооруженных Сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3-6

1. Понятие режима Государственной границы РФ……………….………….........7-16

2. Система и полномочия органов, осуществляющих охрану Государственных границы РФ………………………………………………………………………....17-23

3. Полномочия Вооруженных сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ….………………………………………………………………………………..24-26

Заключение………………………………………………………………………....27-28

Список использованной литературы……………………………………………..29-30

Работа состоит из  1 файл

курсак.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………….3-6

1. Понятие режима  Государственной границы РФ……………….………….........7-16

2. Система и полномочия органов, осуществляющих охрану Государственных границы РФ………………………………………………………………………....17-23

3. Полномочия  Вооруженных сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ….………………………………………………………………………………..24-26

Заключение………………………………………………………………………....27-28

Список использованной литературы……………………………………………..29-30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            ВВЕДЕНИЕ 

      Сейчас, взяв курс на реформирование государства, создав определенную нормативно-правовую основу для этого, Россия более чем когда-либо нуждается в создании стабильной обстановки, в которой только и возможно достижение положительного результата реформ, проводимых в стране, в том числе административной.

      Если  государство представляет собой  довольно гибкую систему, восприимчивую  к изменениям, её некорректно трактовать и как что-то абстрактное, поскольку от природы государства, установившегося политического режима зависят и способы поддержания социально-политической стабильности. Один из способов связан с жестким централизованным управлением, с однозначной зависимостью управляющего воздействия и ответной реакцией на него¹. Данный способ означает авторитаризм власти, тотальное регулирование государством общественных отношений. Второй способ — способ гибкого вариативного управления, направленного на поддержание динамического равновесия в обществе.

      Исторический  опыт показывает, что на разных этапах общественного развития применимы  и более или менее эффективны оба этих способа, что возможны некоторые промежуточные, переходные формы с частичным сочетанием их элементов. «Если попытаться определить господствующую тенденцию, главное направление общественного развития, опыт ряда развитых государств, то, видимо, следует признать, что более эффективным является то, которое обеспечивает динамическое равновесие социальной системы гибкими методами воздействия с использованием демократических противовесов, с разделением властей и применением правовых механизмов, с обеспечением максимума свобод и инициативы граждан».¹ Особое место в

_____________________

¹ Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. – 2000. – №1. – С.64-68.

функционировании всех элементов системы принадлежит пограничны войскам и обеспечению защиты государственной границы. Пограничные войска сталкиваются первыми с любыми внешними угрозами и во многом от них зависит то, насколько в дальнейшем будут успешны усилия государства по обеспечению его безопасности. В этой связи особую актуальность приобретает государственное регулирование охраны границы, имеет чрезвычайно большое значение.

      Нужно отметить, что в последние годы, после окончания «холодной войны», создалась иллюзия дружественности  Запада, в результате Армии в целом и пограничным войскам в частности перестало уделяться должное внимание. Однако, довольно быстро пришло осознание того, что это не так. Расширение НАТО, расширение Европейского союза и приближение их к границам России, а также многие другие процессы свидетельствуют о том, что западные государства лишь изменили тактику, но цели их остались прежними. В этой ситуации роль пограничных войск и вообще охраны государственной границы и не только военная чрезвычайно высока.

      При этом, сталкиваясь первыми с внешними угрозами, защитники границы (и не только пограничные войска) сталкиваются с серьезными внутренними угрозами. Но если от внешних угроз они должны защищать, то внутренние оказывают на них непосредственное влияние (например, состояние экономики) и во многом от этого зависит их способность к отражению внешних угроз.

      О том, что состояние защитников границы  сейчас чрезвычайно неудовлетворительное свидетельствует увеличение в десятки раз в последние годы числа лиц, незаконно пересекающих Государственную границу РФ². Сказанное свидетельствует о необходимости и актуальности анализа состояния правового обеспечения охраны Государственной границы РФ.

Как не удивительно, несмотря на чрезвычайно  высокую актуальность, данная проблематика практически не исследуется в литературе. Существует немало работ посвященных как обеспечению безопасности в

_________________________

Величин Я.С. Расследование незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации // Правоведение. – 2003. – №1. – С.146-153.

      целом³, так и обеспечению военной  безопасности4, в том числе роли в этом Вооруженных сил5. Проблемам правового обеспечения охраны Государственной границы должного внимания явно не уделяется.

      Цель  и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно рассмотреть институт административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Для достижения указанной цели поставлены задачи:

      - выработать понятие режима охраны государственной границы;

      - проанализировать полномочия государственных органов в сфере охраны государственной границы РФ;

      - исследовать систему государственных  органов, осуществляющих охрану Государственной границы РФ;

      - рассмотреть полномочия Вооруженных Сил РФ в сфере охраны Государственной границы РФ.

     Объект и предмет исследования. Объектом исследования в рамках курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с государственным регулированием административно-правового режима охраны Государственной границы РФ. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы административно-правового разрабатываемые проблемы.

      Методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и

___________________

3 Вахрамеев А.В. К вопросу национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С.3-11

4 Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. – 2000. – №1. – С.64-68.

5 Михайленок О.М. Вооруженные силы как фактор стабильности государственной жизни // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – №5. – С.28-58. 

синтез.

     Степень разработанности темы. К вопросам, связанным с темой исследования, обращались такие ученые, как Д.Н. Бахрах, ЯС. Величин, Н.М. , В.М. Чугунов, Я.С. Величин, А.В. Вахрамеев, О.М. Михайленок, В.Е. Степенко.

      Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие режима Государственной границы РФ. 

     Определение статуса и защита государственной  границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ находится в ведении РФ.6

     Режим Государственной границы - это совокупность норм, определяющих правила содержания границы, пересечения ее лицами и  транспортными средствами, перемещения через границу грузов, товаров и животных, пропуска указанных лиц и объектов через границу; ведения на границе и на территории РФ вблизи границы хозяйственной, промысловой деятельности.7

     Пограничный режим - совокупность норм, регулирующих: порядок въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне (части территории РФ, непосредственно примыкающей к Государственной границе РФ); порядок выдачи соответствующих разрешений; правила хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведений массовых мероприятий; правила учета и содержания российских маломерных судов и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения во внутренних морских водах РФ, в территориальном море, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов; правила ведения исследовательских, изыскательских и иных работ.8

     Режим в пунктах пропуска через Государственную  границу - совокупность норм, устанавливающих: порядок въезда (выезда) лиц, перемещения  транспортных средств, грузов, товаров, животных по установленным Законом документам, разрешениям и т.п.; организацию работы специальных пунктов пропуска через Государственную границу и

_____________________

6 «Конституция РФ», (принята всенародным голосованием 12.12.1993), п. «д» ст. 106 , "Российская газета", N 237, 25.12.1993.

7 «Юридический энциклопедический словарь». Под ред. М.Н.Марченко, 2006 г. С. 93.

8 « Юридический энциклопедический словарь». Под ред. М.Н.Марченко, 2006 г. С. 86.

полномочия  должностных лиц пограничной службы; порядок пребывания

лиц, нахождения транспортных средств, товаров, грузов, животных в пунктах пропуска через Государственную границу.9

     Протяженность Государственной границы России на суше и по воде — около 61 тыс. км (в т. ч. 38 тыс. морской). Большая часть этой линии — бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ — с бывшими союзными республиками.

     Понятие «государственная граница» включает в  себя три критерия: фактический, юридический, технический.

     Прежде  всего — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, то есть пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

     Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР. 1 апреля 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»10. В п. 2 постановления о порядке введения этого закона в действие установлено: до заключения договоров о прохождении Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками СССР — придать границе с этими государствами статус Государственной границы.

     Технический критерий — это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация её охраны.

     Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов  с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы – составная часть защиты Государственной границы, осуществляемая органами и войсками пограничной службы РФ в пределах приграничной территории,

________________________

9 Источник: "Юридический энциклопедический словарь". Под ред. М.Н.Марченко, М., 2006 г. С. 91.

10 Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», (ред. от 04.12.2007) //Российская газета - 08.12.2007

силами  в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.11

Информация о работе Понятие режима Государственной границы РФ