Полмочия местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:08, реферат

Описание

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Работа состоит из  1 файл

заключение полномочия местного самоуправления.docx

— 18.06 Кб (Скачать документ)

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.[1]

Понятие «полномочия  местного самоуправления» находит  свою конкретизацию в правах местного населения на осуществление местного самоуправления, в правовом статусе  муниципальных образований и  их органов и должностных лиц.

Федеральный закон 2003 года устанавливает в статье 3, что  органы государственной власти обеспечивают государственные гарантии прав населения  на осуществления местного самоуправления.

Особенность полномочий муниципального образования состоит  в том, что от его имени осуществляются населением и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления.

Фадеев В. И. считает, что «полномочия местного самоуправления — это закрепляемые нормами муниципального права за населением, органами и  должностными лицами местного самоуправления, за муниципальными образованиями в  целом как субъектами правовых отношений  права и обязанности, необходимые  для осуществления задач и  функций местного самоуправления». Подобное определение полномочий местного самоуправления находим у Кудинова О. А. и других юристов.

Полномочия  местного самоуправления включают:

а) собственные полномочия местного самоуправления, т. е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением  государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Большинство  этих полномочий реализуется органами местного самоуправления и поэтому  выступает составной частью компетенции  муниципальных органов.

б) отдельные государственные  полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления реализуются в муниципальных  образованиях население и (или) органами местного самоуправления.

Во-первых, полномочия местного самоуправления реализуются непосредственно населением муниципальных образований.

Статья 3 Федерального закона 2003 года определяет права граждан  Российской Федерации на осуществление  местного самоуправления. Граждане имеют  равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношение к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Населению Российской Федерации  в соответствии со статьей 2 Закона 2003 года предоставлено право решать вопросы местного значения муниципальных образований и вопросы местного значения межпоселенческого характера, избирать представительные органы и другие органы местного самоуправления, выборных должностных лиц. Население муниципальных образований осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах и сходах, голосовании по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации могут выступать с правотворческой инициативой и выносить проекты муниципальных правовых актов в органы местного самоуправления. Исходя из этого, можно сформулировать задачи местного самоуправления для населения:

а) Преодоление апатии населения к участию в решении  проблем местного значения;

б) Обеспечение гарантий участия в местном самоуправлении для всех желающих;

в) Осуществления  взаимодействия с другими сообществами.

Во-вторых, полномочия местного самоуправления осуществляются органами и должностными лицами местного самоуправления. В этом случае полномочия местного самоуправления входят в их компетенцию наряду с предметами ведения органов местного самоуправления.

Первым составным  элементом компетенции являются предметы ведения органов местного самоуправления.

Предметы ведения  органа местного самоуправления —  это круг, определенный Конституцией Российской Федерацией, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставом муниципального образования  вопросов, обусловленных задачами и  целями местного самоуправления, решение  по которым принимает соответствующий  орган местного самоуправления, наделенный для этого собственными полномочиями.

Предметы  ведения органа местного самоуправления включают в себя вопросы:

  1. местного значения, по решению которых орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями;
  2. связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, которыми наделяется орган местного самоуправления;
  3. которые не относятся Законом к вопросам местного значения, не являются отдельными государственными полномочиями, а также не отнесены к компетенции иных органов публичной власти и не исключены из компетенции органов местного самоуправления (данные вопросы органы местного самоуправления вправе решать только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов);
  4. формирования и организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления. В зависимости от особенности предметов ведения органы местного самоуправления можно разделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей  компетенции относятся органы местного самоуправления, предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни: представительные органы местного самоуправления и местная администрация

К органам специальной  компетенции относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или  выполняющие отдельные функции  в отношении всех или многих областей местной жизни, например, отдел образования  и др.

Вторым составным  элементом компетенции выступают  права и обязанности, т. е. их полномочия.

Компетенция органов  местного самоуправления представляет собой установленную нормами  муниципального права совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению  и обусловленных задачами и функциями  местного самоуправления.

Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно  разделить на полномочия общего характера  и полномочия конкретного характера.

Полномочия общего характера определяют задачи, направления  органа местного самоуправления. Например, право представительного органа осуществлять контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления относятся к полномочиям общего характера.

Полномочия конкретного  характера всегда связаны с решение  определенных вопросов текущего и оперативного управления, обеспечивая вместе с  тем реализацию полномочий общего характера  органов местного самоуправления.

В Законе 2003 года четко  разграничены полномочия в системе  органов местного самоуправления. Определяя  роль представительного органа муниципального образования в решении вопросов местного значения, относит его к  исключительной компетенции наиболее важные из них, правовое регулирование  которых формирует основу организации  и деятельности всех других органов  местного самоуправления. Согласно статьи 35 Закона 2003 года к этим вопросам относятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменения и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а так же об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организации муниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительного  органа муниципального образования  определяются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов  Федерации, уставом муниципального образования.

Представительный  орган муниципального образования  обладает правами юридического лица.

Глава муниципального образования в соответствии со статьей 36 Закона 2003 года осуществляет следующие  полномочия:

  1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
  3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;
  4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и исполнительному органу муниципального образования.

Федеральный закон 2003 года обязывает муниципальные образования  формировать местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) и определяет его правовой статус.

Местная администрация  наделяется уставом муниципального образования, полномочиями по решению  вопросов местного значения и осуществлению  отдельных

Информация о работе Полмочия местного самоуправления