Отчет о прохождении практики в КДН

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:25, реферат

Описание

Целью прохождения преддипломной практики в Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации г. Новокузнецка являлось закрепление теоретических знаний по теории управления, а также изучение практического опыта и освоение методов, приемов и подходов к выполнению в различных областях профессиональной деятельности менеджера.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...4
1 Теоретические основы беспризорности несовершеннолетних…………….....6
1.1. История развития беспризорности и безнадзорности……………………....6
1.2. Основные понятия, связанные с беспризорностью и безнадзорностью…...7
1.3 Нормативно-правовые основы социальной помощи беспризорным и безнадзорным детям на федеральном уровне………………………………………….11
1.4. Зарубежный опыт работы с несовершеннолетними………………….…….17
2 Анализ деятельности Администрации Заводского района города Новокузнецка……………………………………………………………………….……22
2.1. Общая характеристика Администрации Заводского района города Новокузнецка………………………………………………………….…………………22
2.2. Общая характеристика комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Заводского района города Новокузнецка…………………………………………………………..………………..25
2.3. Анализ основных показателей деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав…………………..……………………..……..27
2.4 Роль Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в местном сообществе……………………………………………………………………………….37
Заключение…………………..……………………………………………………39
Список литературы………………………………………..…………………………..41
Приложения……………...…………………………..……………………………

Работа состоит из  1 файл

отчет готовый.docx

— 124.58 Кб (Скачать документ)

 В неполной семье воспитывается  сегодня каждый седьмой российский  ребенок.4 Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Среди причин, обусловливающих утрату семейных связей, - конфликтные отношения в семье, сопровождающиеся насилием, агрессивностью, жестоким обращением со стороны родителей. Причиной побегов детей из дома нередко являются разводы либо вступление в брак одинокого родителя, прежде проживающего с несовершеннолетним ребенком.

В ряде случаев беспризорность детей - следствие педагогической беспомощности  родителей, их искаженного представления  о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой  удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания  и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям  являются ситуации разводов, которые  не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних  к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными.

Характерная особенность последних  лет - изменение структуры преступности несовершеннолетних в сторону корыстных, а также насильственных преступных деяний.5 Наиболее распространенным преступлением остаются кражи. На втором месте по распространенности среди несовершеннолетних стоит такое тяжкое преступление против собственности как грабеж (ст. 161 УК РФ). Ежегодно по этой статье осуждается более 15 тыс. подростков. Дети прибегают к рэкету, действуют совместно со взрослыми криминальными элементами. По данным криминологических исследований более трети преступлений подростки совершают под непосредственным влиянием взрослых. Анализ уголовных дел свидетельствует, что 70% осужденных подростков на момент совершения преступлений нигде не учились и не работали. Почти половина из них проживала в неблагополучных семьях. Около 300 тыс. детей, требующих помощи со стороны государства, органами внутренних дел были изъяты с чердачных и подвальных помещений, территорий вокзалов, аэропортов и других общественных мест.

В среднем по России детская преступность - 9,6%. Следует отметить, что качественно  изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер - это сегодня одна из специфических  особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе  групп, стабильно превышает 70%. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к "омоложению". Поэтому  наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего  возраста, а также подростков, которые  не подлежат уголовной ответственности.6 Специфическая проблема несовершеннолетних - токсикомания и наркомания. За последние три года число детей, состоящих на диспансерном учете по наркомании, возросло почти в три раза, по токсикомании - в 3,5 раза, а количество подростков, ежегодно признаваемых больными наркоманией, за десять лет возросло в 13 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз, а одурманившими средствами в 12 раз чаще, чем взрослые.7 Для подростков наркотики остаются, хотя и довольно доступной, распространенной, но все, же экзотикой, модным запретным плодом, в то время как алкоголь стал для них обычным, бытовым средством одурманивания. Алкоголь вовлекает беспризорного в порочный круг. Его потребление является необходимым условием для участия в группе, не объединенной, какими-либо целями. Групповая сплоченность, достигаемая с помощью совместного потребления алкоголя, отвечает потребностям подростка в психологической защите со стороны группы.

Следует отметить, что для выхода из сложившейся ситуации необходим  комплексный подход, включающий взаимодействие всех заинтересованных ведомств, затрагивающий  органы государственной власти, законодательство, изменение общей социально-экономической  среды.

1.3 Нормативно-правовые  основы социальной помощи беспризорным  и безнадзорным детям на федеральном уровне

В результате падения уровня жизни, ухудшения социально-экономического положения большинства российских семей, безработицы, резко возросшей  миграции населения, увеличения числа  неблагополучных семей, падение  нравственных устоев привело к росту  беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской подростковой среде.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют  о необходимости комплексного решения  проблем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Государство  вынуждено брать на себя заботу о  детях, оставшихся без попечения  родителей, затрачивать средства на их содержание, но главной проблемой  в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и  в новых семьях (опекунских, приемных - т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения  родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условием их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве  и обеспечении жильем.

В Российской Федерации сегодня  существует достаточно обширное правовое поле, регулирующее вопросы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью.

24 июля 1998 г. в России был принят  Федеральный Закон «Об основных  гарантиях прав ребенка в Российской  Федерации». Об основных гарантиях  прав ребенка в РФ: ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ. Настоящий закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально- экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей - это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Доминирующее положение среди  правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного законодательства. В настоящее время оно существенно обновлено. В Семейном кодексе есть специальный шестой раздел «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», в котором указывается, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. На органы опеки и попечительства возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трехдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство.

Дети, оставшиеся без попечения  родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в  приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие  учреждения для детей-сирот или  детей, оставшихся без попечения  родителей. Законодательство, таким  образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и  создающим оптимальные условия  для его воспитания и развития. Органы опеки и попечительства являются органами местного самоуправления, их деятельность регламентируется следующими документами: Конституция РФ, Гражданский  кодекс РФ, Семейный кодекс, другими  правовыми актами.

Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения  родителей» О дополнительных гарантиях  по защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей: ФЗ от 21.12.1996. № 159 – ФЗ определил общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном законе используются понятия: дети-сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав; ограничением их в родительских правах.

Социальная поддержка, предоставляемая  этим Законом детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения  родителей, практически касаются всех сторон их жизни, что особо важно в современных экономических условиях, когда обеспечить права таких детей становится все сложнее. Дополнительные гарантии по социальной поддержке - это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С выходом данного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей получили право на бесплатное образование, на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество  и жилое помещение, право на труд. Так, в ст. 6 Закона лица из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, вправе получать бесплатно  второе профессиональное начальное  образование. Детям до окончания  обучения выплачивается ежегодное  пособие на приобретение учебной  литературы и письменных принадлежностей. В ст. 7 Закона детям-сиротам и  детям, оставшимся без попечения  родителей предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и бесплатные путевки в спортивно-оздоровительные  лагеря. Статья 8 Закона указывает на дополнительные гарантии прав на жилое  помещение: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имевшие  закрепленное жилое помещение, сохраняют  на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или  учреждении социального обслуживания населения, на период нахождения в местах лишения свободы. Статьей 9 Закона детям-сиротам  и детям, оставшимся без попечения  родителей, в возрасте от 14 до 18 лет  предоставляются дополнительные гарантии на труд: органы государственной службы занятости населения осуществляют профориентационную работу и обеспечивает диагностику профессиональной пригодности  с учетом состояния здоровья. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы.

Федеральный Закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  от 24.06.1999 № 120-ФЗ впервые признал  факт наличия в стране безнадзорных и беспризорных детей, именно во исполнении данного закона создаются учреждения для детей (социальные приюты)8 Детский приют - многофункциональное учреждение, оказывающее обездоленному ребенку медико-социальную, психологическую, педагогическую, правовую поддержку, ориентированную на восстановление и развитие его полной социализации.

Согласно закону профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и  антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с  индивидуальной профилактической работой  с несовершенно летними и семьями, находящимися в социально опасном  положении. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения  с несовершеннолетними, поддержки  семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению  несовершеннолетних с соблюдением  конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и  общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных  лиц и граждан за нарушение  прав и законных интересов несовершеннолетних.

В систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди  несовершеннолетних вошли органы управления социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, комитеты по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних. Согласно статье 9 Закона № 120 органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Правительство Российской Федерации  утвердило примерные положения  о специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации.9 В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154, О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью.10 Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Информация о работе Отчет о прохождении практики в КДН