Конституционно-правовые основы реформирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание

В настоящее время данная тема обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий. Это связано с новыми подходами к пониманию роли федеральных органов исполнительной власти как системы, входящей в понятие «государственное управление». Естественно, проблемы в области конституционно-правовых и нормативных основ федеральной исполнительной власти не остаются без внимания государства. Сегодня осуществляется очередной этап реформирования федеральной исполнительной власти и формирования ее системы.

Содержание

Введение
Глава I Система исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.
1.1.Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.
1.2.Конституционно-правовые основы совершенствования органов исполнительной власти.
Глава II Основные направления реформирования федеральных органов исполнительной власти.
2.1.Система нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти.
2.2.Виды административных регламентов исполнения государственных функций и их особенности.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_РАБОТА.ПРИМЕР.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Российский  университет дружбы народов

кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Конституционно-правовые основы реформирования федеральных органов  исполнительной власти Российской Федерации.

 

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:                                                                                                   ИСПОЛНИТЕЛЬ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дата

 

Введение

Глава I  Система исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.

  • 1.1.Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

    • 1.2.Конституционно-правовые основы совершенствования органов исполнительной  власти.

    Глава II  Основные направления реформирования федеральных органов исполнительной власти.

    • 2.1.Система нормативно-правовых актов,  регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти.

    • 2.2.Виды административных регламентов исполнения государственных функций и их особенности.

    Заключение

    Список  литературы

     

    Введение

    • Актуальность темы

     Законодательство  РФ по вопросам реформирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации отличается некоторой несбалансированностью, отсутствием последовательности в реализации принципов правового регулирования деятельности органов исполнительной власти. Формы и методы правового регулирования деятельности органов исполнительной власти находятся в стадии постоянной разработки, вызванной масштабом реформирования системы органов государственной  власти. В этой связи возникает необходимость выявления конституционно-правовых основ реформирования, основных признаков объекта применения правовых и нормативных норм, комплексного анализа состояния законодательства, регулирующего правовое положение федеральных органов исполнительной власти, и приведение его в нормативном порядке к необходимым, научно познанным параметрам и качествам.

    В настоящее время  данная тема обсуждается в научных  кругах, на страницах монографий, учебных  пособий. Это связано с новыми подходами к пониманию роли федеральных  органов исполнительной власти как системы, входящей в понятие «государственное управление».  Естественно, проблемы в области конституционно-правовых и нормативных основ федеральной исполнительной власти не остаются без внимания государства. Сегодня осуществляется очередной этап реформирования федеральной исполнительной власти и формирования ее системы. Появились новые законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, оформляющие структурное строение и регулирующие функционирование системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Соответственно, возникают и новые трудности.

    • Степень разработанности проблемы.

    Институт исполнительной власти относится к числу достаточно хорошо разработанных в современной  правовой науке. В последнее десятилетие  наблюдается заметный всплеск интереса среди учёных-юристов к проблемам исполнительной власти. Особого внимания заслуживают докторские диссертации: Барциц И.Н., Казанцева Н.М., Овсянко Д.М., Старилова Ю.Н. Яценко И.С., Носова С.И., Чепунова О.И.; защищено немало кандидатских диссертаций. Изданы содержательные монографии, учебные пособия, учебные курсы и учебники по реформированию государственного управления.  Однако, реформа исполнительной власти, на основе конституционных и правовых норм, проведение структурных преобразований, регламентация административных процедур оказания публичных услуг – процесс постоянный и, как юридически новое явление, возникшее с принятием законов, требует исследования.    

    • Объект и предмет исследования

    В качестве объекта выступают  конституционно-правовые отношения, связанные с формированием и функционированием системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предметом исследования являются конституционно-правовые и нормативное регулирование в области реформирования исполнительной власти.

    • Цель и задачи исследования:

    Целью  исследования является изучение теоретико-правовых проблем  реформирования  системы органов  исполнительной власти Российской Федерации, в том числе вопросов правового  регулирования в данной области.

    Задачи исследования:

    • выявить  особенности системы органов исполнительной власти в Российской Федерации; 
    • описать конституционные и правовые основы совершенствования органов исполнительной власти;
    • изучить основные направления реформирования федеральных органов исполнительной власти;
    • оценить систему нормативно-правовых актов, регламентирующих правовое положение федеральных органов исполнительной власти;
    • дать характеристику видов административных регламентов исполнения государственных функций и их особенностей.

    Методы исследования:

    При решении этих задач  в работе использовался целый  ряд современных научных методов: исторический, логический, системный, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

    Глава I Система исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.

    • 1.1.Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

    Система – это целостное  образование, комплекс взаимосвязанных  элементов, обладающих благодаря своему единству качественно новыми характеристиками, причем каждая система выступает  элементом системы более высокого порядка, а любой элемент системы – системой более низкого порядка.

    В Конституции Российской Федерации термин «органы государственной  власти» определяет как органы законодательной  власти  (как в предыдущих конституциях), так и органы исполнительной и судебной власти, исключив из формулы «система органов государственной власти» только органы местного самоуправления. Такие изменения существенно влияют на понятие «орган государственной власти». В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган. Именно государственный орган как субъект управления определенного уровня связан с формированием и реализацией государственно-управляющих воздействий на объекты управления, причем как в целом, в единстве их составных проявлений, так и по отдельным проявлениям: целеполагание, организация и регулирование.

    Система органов государственной  власти – это особое государственно-правовое явление, обусловленное общественно-политической природой, социально-функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления в обществе. Она заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом на формирование и реализацию управляющих воздействий государственной власти и поддержание жизнеспособности самого субъекта управления.

    Единой классификации  государственных органов, действующих  в системе управления (в каждой стране она своеобразна и призвана отвечать запросам дня), нет, однако можно определить общие критерии, по которым система государственных органов может формироваться. Это:

    • территориальный масштаб компетенции, исходя из которых органы делятся на федеральные (центральные), органы субъектов федерации, их местные органы, а также органы местного самоуправления;
    • соподчиненность органов между собой, вследствие чего среди них различают вышестоящие и нижестоящие;
    • порядок образования органов, по которому они подразделяются на образуемые вышестоящим органом в рамках его компетенции и избираемые (либо населением, либо представительным органом);
    • характер и содержание компетенции, что ведет к разделению на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции;
    • порядок разрешения вопросов компетенции, служащий основанием для выделения органов коллегиального управления и органов единоличного управления.

    Система органов государственной  власти в совокупности представляет наиболее сложную часть государственного аппарата, сосредоточившую в себе практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Такое их положение объективно обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей

    Конституционные основы системы органов государственного управления охватывают нормы Конституции, закрепляющие: а) систему органов  государственного управления; б) порядок  их образования; в) их правовой статус, подотчетность и взаимоотношения с представительными органами;  г) компетенцию этих органов;  д)  правовую основу их деятельности, наименование издаваемых ими правовых актов и порядок отмены последних.

    Конституционный статус и правовой статус органов государственного управления понятия близкие, но не идентичные. Соотношение между конституционным и правовым статусом сравнимо с соотношением Конституции как основного закона с законодательством, развивающим и конкретизирующим её положения. Конституция стабильна, а текущее законодательство меняется.1

    Конституционным статусом охватываются многие важнейшие, основополагающие элементы органа, но далеко не все. Выявление  правового статуса органа предполагает ответы на следующие вопросы:  а) чьим органом является данный орган; б) к какому виду он относится по основному содержанию своей деятельности: орган государственной власти, орган государственного управления,  суд,  прокуратура, орган народного контроля, арбитраж; в) кто его учреждает, образует, формирует личный состав;  г) кому он подчинен, подотчетен, подконтролен, поднадзорен и перед кем ответственен, кто может отменять, приостанавливать,  изменять и опротестовывать его акты;  д ) какова компетенция органа;, е)  какова юридическая сила актов данного органа, каковы официальные наименования этих актов; ж) какими государственными символами он может пользоваться и т.д.;  з)  каковы источники финансирования; и) обладает ли он правами юридического лица. Иногда к числу элементов правового статуса органа относят также его внутреннюю структуру, основные формы деятельности, виды издаваемых им правовых актов.

    Государственный орган  может быть определен как государственная  институция с соответствующим личным составом, которая официально представляет наше государство и действует  по его поручению, участвует в осуществлении его функций, наделена для этого властными полномочиями и несет ответственность перед государством за свою деятельность. В Конституции говорится не только об органах исполнительной власти, но и о системе исполнительной власти в Российской Федерации 2 ( ст.77, ч.2), что существенно меняет картину власти и видоизменяет определение органа исполнительной власти.

    Исполнительная власть как одна из ветвей государственной  власти обладает рядом особенностей, что отражается на характере и  определении органа исполнительной власти.

    Признаком органа государственной  власти является принадлежность системе  исполнительной власти и деятельность  именно в этой сфере. Орган государственной  власти выступает по поручению и  от имени государства (Российской Федерации, республики в составе Российской Федерации). Он осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера, а также обладает собственной компетенцией. При этом, обязательно имеет свою структуру, применяет присущие ему форму и методы деятельности.

    При характеристике системы  исполнительной власти в Российской Федерации основополагающими являются следующие условия:

      • Конституция подразделяет органы исполнительной власти на – федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.3
      • В систему исполнительной власти в Российской Федерации входят федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. В Конституции устанавливается: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской федерации».4

    В связи с этим необходимо уточнить, что:

    Пределы ведения Российской Федерации – это установленные  ст.71 Конституции предметы ведения  Российской Федерации.5

    Полномочия Российской Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации и её субъектов в Конституции не определены. Эти полномочия частично регламентируются в правовых актах о разграничении полномочий (компетенции) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.

    Термин «единая система  исполнительной власти» должен означать некие целостность, системность  совокупности органов, эту (т.е. исполнительную) власть осуществляющих.  К феномену «единая система» следует добавить качество иерархических вертикальных взаимосвязей и соподчиненности уровней и звеньев исполнительной власти в рамках определенных Конституцией пределов.6

    Можно привести и иные существенные, системообразующие факторы  и признаки – например, функциональная общность, единые принципы построения и деятельности составных частей, элементов рассматриваемой системы.

    Информация о работе Конституционно-правовые основы реформирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации