Федеральные органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением исполнительной власти в системе государственного управления, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования исполнительной власти в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 3
Глава 1 Общая характеристика исполнительной власти РФ …………………… 5

1.1. Место исполнительной власти в системе разделения властей…… 5
1.2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ.. 6
Глава 2 Система и структура органов исполнительной власти РФ.……..…. 10

2.1. Принципы деятельности органов исполнительной власти РФ ….. 10
2.2. Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ ……………………………………………………………………………………………….
10
2.3. Виды органов исполнительной власти РФ………………………………… 13
2.4. Система органов исполнительной власти РФ……………………………. 16

Глава 3 Федеральные органы исполнительной власти ……………………. 18

3.1. Структура федеральных органов исполнительной власти ………… 18
3.2. Характеристика федеральных органов исполнительной власти… 19
3.2.1. Правительство РФ………………………………..…………………................. 19
3.2.2. Федеральные министерства……………………..…………………...……. 21
3.2.3. Федеральные службы………..………………………………….………..…… 25
3.2.4. Федеральные агентства …….………………………..…..………………..... 26

Заключение…………………………………….…………………………..……………….. 27
Список использованных источников и литературы ..…………….…... 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовик готов.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ-ИНСТИТУТ
КЕМЕРОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

КАФЕДРА  КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 
 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк, 2007г. 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ-ИНСТИТУТ
КЕМЕРОВСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
 
 
 
 
 

КАФЕДРА  КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО   

ВИДЫ И СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ.

ВИДЫ  ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ. 
 
 
 

Выполнил: студент ЮЗВ 063 
 
 

Проверил:

 ст.преп. 
 
 
 
 

    Курсовая  работа

    допущена  к защите

    Курсовая работа защищена

    с оценкой _________________

     
    _______________________

    Подпись руководителя

     
    _______________________

    Подпись руководителя

    «__» _______________ 2007г. «__» _______________ 2007г.
 
 
 
 
 
 
 

г. Новокузнецк 2007

 

 
 

Оглавление
  Введение……………………………………………………………………………………... 3
Глава 1 Общая характеристика исполнительной власти РФ …………………… 5
     
1.1. Место исполнительной власти в системе разделения властей…… 5
1.2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ.. 6
Глава 2 Система и структура  органов исполнительной власти РФ.……..…. 10
     
2.1. Принципы деятельности органов исполнительной власти РФ ….. 10
2.2. Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ ……………………………………………………………………………………………….  
10
2.3. Виды  органов  исполнительной власти РФ………………………………… 13
2.4. Система  органов  исполнительной власти РФ……………………………. 16
     
Глава 3 Федеральные органы исполнительной власти ……………………. 18
     
3.1. Структура федеральных  органов исполнительной власти ………… 18
3.2. Характеристика  федеральных органов исполнительной власти 19
  3.2.1. Правительство РФ………………………………..…………………................. 19
  3.2.2. Федеральные министерства……………………..…………………...……. 21
  3.2.3. Федеральные службы………..………………………………….………..…… 25
  3.2.4. Федеральные агентства …….………………………..…..………………..... 26
     
  Заключение…………………………………….…………………………..……………….. 27
  Список использованных источников  и литературы ..…………….…... 29
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы будут обусловлены следующими положениями.

       Вопрос  об исполнительной власти является одним  из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

       К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В соответствии с ним власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует строгого разграничения их компетенции, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которых каждая ветвь власти может ограничивать другие.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена огромным значением исполнительной власти в системе государственного управления, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования исполнительной власти в качестве самостоятельного объекта научного познания.

       Исполнительная  власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью. 

         Исполнительная власть в качестве самостоятельного объекта научного познания активно изучается исследователями-политологами, социологами, и др. Здесь можно привести труды таких авторов, как Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М. Большое значение имеют многочисленные учебные пособия под редакцией Коренева А.П., Никитина А.М. и других.

        Ввиду многоплановости темы в работе, сосредоточено внимание на исследовании основных видов и системы органов исполнительной власти, поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятия исполнительной власти;
  • дать характеристику видов и системы органов исполнительной власти;
  • осветить вопрос о видах федеральных органов.

         Эмпирическую базу курсовой работы составляют официальные нормативные документы государственных органов власти, включая Конституцию РФ, Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  Общая характеристика исполнительной власти РФ 

    1.1. Место исполнительной власти в системе разделения властей

       В силу конституционных установлений, государственная власть в РФ разделяется  на три структуры со своими функциями, а именно: законодательную, судебную и исполнительную. Три ветви власти самостоятельны, не подчинены друг другу, но должны находиться во взаимодействии.

       Положения ст. 10 Конституции РФ относятся не только к разделению функций государственной  власти, но и к их организации. Чёткое разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти и помогает достичь взаимного сдерживания, установления контроля государственной властью и равновесия между этими функциями. Каждая из функций должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.

       В соответствии с Конституцией на федеральном  уровне законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную власть – Правительство РФ, судебную власть – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным законом. В Конституции РФ (ст. 102, 103, 114, 118) особенно отчётливо прослеживается разграничение полномочий между органами судебной власти, с одной стороны, и органами законодательной и исполнительной власти, - с другой.1

       Система федеральных органов всех ветвей государственной власти, установленная в Конституции, является закрытой, то есть её пересмотр без изменения главы I Конституции РФ, где эти органы перечислены (ч.1 ст. 11), невозможен. Для изменения же этого перечня федеральных органов государственной власти в соответствии с требованиями ст. 135 Конституции необходима особая усложнённая процедура пересмотра. Такой порядок рассчитан на создание стабильной системы организации государственной власти.

       Для реализации принципа разделения властей  не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации  Конституция РФ (ч.2, 3 ст.11) предусматривает соединение принципов разделения властей и разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и составляющими её субъектами. К совместному ведению РФ и её субъектов Конституция РФ (п. «н» ч.1. ст .72) относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации.

       Организационный механизм реализации принципа разделения властей для субъектов РФ в Конституции не устанавливается. В ч.2 ст.11 Конституции лишь указывается, что в субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Из текста ст. 77 Конституции РФ следует, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

       Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной власти. Поэтому положения ст. 10 Конституции РФ к организации местного самоуправления не относятся. Местное самоуправление представляет собой особую власть, не относящуюся ни к одной из трёх ветвей государственной власти. Этот вывод не противоречит тем фактам, что в системе органов местного самоуправления организуются представительные и исполнительные органы, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

1.2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ

 

       Концепция исполнительной власти, воспринятая  Конституцией РФ 1993 года, принципиально  отличается от положений, содержавшихся  в ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, имеющими силу до принятия новой Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 года. Суть новизны состоит, прежде всего, в том, что отныне Президент не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом.

       Идея отделения исполнительной власти от законодательной и судебной нашла своё выражение в выделении в Конституции РФ отдельной главы 6 – «Правительство Российской Федерации». Согласно ст. 110 этой главы исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Наряду с этим в ст. 11 Конституции РФ указывается, что Правительство РФ наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами РФ осуществляют государственную власть. 2

       В то же время ни ст. 11, ни ст. 80 Конституции  не относят Президента РФ ни к одной  из ветвей государственной власти. Это порождает известную неопределённость в вопросе о правовом статусе, полномочиях Президента и прежде всего его праве «вторгаться» в сферу формирования и компетенции других ветвей власти. Особенно остро стоит вопрос среди теоретиков конституционного права о слиянии функций Президента РФ и Правительства РФ.

       Однако  Президент РФ юридически не является главой исполнительной власти и не входит каким-либо образом в её систему. Все его управленческие полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечивать единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские. Таким образом, нормы Конституции не позволяют говорить о слиянии института Президента и Правительства.

       Однако  представления о сущности, правовом статусе и системе органов  исполнительной власти в целом выходят  за рамки главы 6 Конституции РФ. Более того, её ст. 110 сводит по существу всю исполнительную власть в деятельности Правительства РФ. Поэтому субъектная характеристика исполнительной власти, основанная только на указанной статье Конституции РФ, была бы неполной, неправильной.

       Из  содержания ст. 11 и 110 Конституции РФ вытекает, что Правительство РФ – высший орган исполнительной власти, хотя термин «высший» к нему в Конституции не применяется. В ч.1 ст.112 Конституции РФ указывается, что Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. А это имеет непосредственное отношение к формированию системы органов исполнительной власти в РФ.

       Поэтому в организационную основу исполнительной власти следует включать всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать её фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ. Речь идёт о единой системе исполнительной власти, о которой говорится в ч.2 ст. 77 Конституции РФ. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их ведения, а также в рамках полномочий по предметам совместного ведения Федерации и её субъектов. В систему органов исполнительной власти подлежат включению и органы исполнительной власти, формируемые субъектами Федерации самостоятельно (вне пределов ведения Федерации и предметов её совместного ведения с субъектами). Нормативной базой построения конкретной системы органов  исполнительной власти являются федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», указ Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». 3

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти