Федеральные органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:04, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением исполнительной власти в системе государственного управления, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования исполнительной власти в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………... 3
Глава 1 Общая характеристика исполнительной власти РФ …………………… 5

1.1. Место исполнительной власти в системе разделения властей…… 5
1.2. Конституционные характеристики исполнительной власти РФ.. 6
Глава 2 Система и структура органов исполнительной власти РФ.……..…. 10

2.1. Принципы деятельности органов исполнительной власти РФ ….. 10
2.2. Принципы построения системы органов исполнительной власти РФ ……………………………………………………………………………………………….
10
2.3. Виды органов исполнительной власти РФ………………………………… 13
2.4. Система органов исполнительной власти РФ……………………………. 16

Глава 3 Федеральные органы исполнительной власти ……………………. 18

3.1. Структура федеральных органов исполнительной власти ………… 18
3.2. Характеристика федеральных органов исполнительной власти… 19
3.2.1. Правительство РФ………………………………..…………………................. 19
3.2.2. Федеральные министерства……………………..…………………...……. 21
3.2.3. Федеральные службы………..………………………………….………..…… 25
3.2.4. Федеральные агентства …….………………………..…..………………..... 26

Заключение…………………………………….…………………………..……………….. 27
Список использованных источников и литературы ..…………….…... 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовик готов.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

       Аппарат федеральных министерств строится применительно к возлагаемым на них задачам. Общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия осуществляет министр; он же несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций; распределяет обязанности между своими заместителями; устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений министерства, а также его территориальных органов; издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.

       В федеральном министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также других руководителей центрального аппарата министерства; в состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, ученые и специалисты. Численность и персональный состав коллегии утверждается по представлению министра Президентом либо Правительством. На своих заседаниях коллегия федерального министерства рассматривает основные вопросы его деятельности. Ее решения оформляются протоколами и постановлениями коллегии и реализуются приказами министра.

       Для рассмотрения научно-технических проблем  и принятия обоснованных решений федеральные министерства могут создавать научно-технические советы, экспертные и другие советы и комиссии. Положения о них утверждаются министрами.

       В настоящее время главным звеном центрального аппарата федеральных министерств являются, как правило, отраслевые, функциональные или проблемные департаменты, управления, отделы.

   3.2.3  Федеральные службы

       Федеральной службой считается федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  в установленной сфере деятельности, а также специальные функции  в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

       Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативное правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента или постановлениями Правительства, а федеральная служба по надзору также не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

       В пределах своей компетенции федеральная служба, например, осуществляя лицензионные или юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.

       В настоящее время к их числу относятся федеральные службы: государственная фельдъегерская; внешней разведки; по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; безопасности; охраны; по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, миграционная, исполнения наказаний, регистрационная, судебных приставов, по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфере транспорта, страхового надзора, таможенная, статистики и др.

       Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

   3.2.4  Федеральные агентства

       Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.

       Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативное  правовое регулирование в установленной  сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства. Оно в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты, как федеральная служба.

       В организационном отношении ряд  федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение. 
 
 
 

       Заключение

       Изложенные  в курсовой работе положения и исследования дают возможность в заключении сделать следующие краткие выводы:

       Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный предметный и организующий характер, на которую возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата.

       Целями  исполнительной власти являются: обеспечение безопасности граждан, общества, государства ; создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства, развитию экономики страны;  создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной, духовной жизни людей.

       Механизм  исполнительной власти  включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:

       1. федеральными органами государственной власти (это Министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России);

       2. органами исполнительной власти субъектов Федерации;

       3. органами исполнительной власти, формируемыми субъектами Федерации самостоятельно.

       Высшим  органом исполнительной власти является Правительство РФ.

       По  своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач в ходе проводимых экономических и политических преобразований. Оптимизация структуры федеральных органов исполнительной власти -одно из важнейших направлений повышения эффективности государственного управления. Она должна соответствовать Конституции  РФ , характеру целей и задач  исполнительной   власти  и обеспечивать все необходимые субъектно-объектные связи государственного управления, избегать дублирования функций по реализации полномочий государственных  органов , входящих в эту  систему , строиться на предметно - компетенционном принципе (обеспечивать определенный предмет ведения, имея для этого достаточно полномочий и неся за их реализацию всю полноту ответственности).

       Совершенствование организации федеральных  органов   исполнительной   власти , направленное на повышение уровня управляемости в стране, должно также иметь единство в подходах к формированию  органов  различных  видов  с учетом федеративного устройства и размеров территории государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников и литературы

Нормативные правовые источники: 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ: Астрель, 2006.-64с.
  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 г. № 3-ФКЗ).
  3. О регламенте Правительства Российской Федерации и положении об Аппарате Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2000г. № 760.
  4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 (в ред. указа Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649).
 

Учебники  и монографии:

  1. Агапов А. Б. Федеральное административное право России: Курс лекций / А. Б. Агапов.— М.: Юристъ,1999.-с. 120
  2. Алехин А. П. Административное право Российской   Федерации/ А.П.Алехин, А. А. Кармолицкий,Ю. М. Козлов.—М.: ИКД «Зерцало-М», 2003.— с. 250.
  3. Бахрах Д. Н. Административное право / Д. Н. Бахрах.— М.: НОРМА, 2002.— с. 290.
  4. Князев С. Д. Административное право. Владивосток. 1997.- с. 140.
 
  1. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993. // Государство и право. 1996. №3. - с. 34.
  2. Плехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М. 1997.- с.155
  3. Чиркин В. Е. Государственное управление / В. Е. Чиркин.— М.: Юристъ, 2001.— с. 210.

Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти