Органы исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание

В настоящее время Россия стремится как никогда к формированию правового государства, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти……. 5
1.1 Понятие органов исполнительной власти………………………...5
1.2 Классификация органов исполнительной власти………………..11
Глава 2. Правительство РФ в системе органов исполнительной
власти………………………………………………………………….18
Глава 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти……………………………………………..23
Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ………28
Заключение…………………………………………………………...32
Список использованных источников……………………………..34

Работа состоит из  1 файл

Понятие и виды органов исполнительной власти.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Юридический факультет 

      Кафедра конституционного и административного права 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      По  дисциплине «Административное право  РФ» на тему:

      «Органы исполнительной власти»

        
 
 

                                                                                                                 

                                               Выполнил:                                                         

            студент 4 курса заочного

      отделения юридического

                                                                     факультета ХГАЭП   

                                                                     группы:Ю(В)94-БТ 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ

          Введение……………………………………………………………….. 3

          Глава 1. Понятие и виды органов исполнительной власти……. 5

          1.1 Понятие органов исполнительной власти………………………...5

          1.2 Классификация органов исполнительной власти………………..11

          Глава 2. Правительство РФ в системе органов исполнительной    

    власти………………………………………………………………….18

              Глава 3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти……………………………………………..23

              Глава 4. Органы исполнительной власти субъектов РФ………28

    Заключение…………………………………………………………...32

    Список  использованных источников……………………………..34 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время Россия стремится  как никогда к формированию  правового государства, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права.

      Специфику  любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

      Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

      Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. На данную систему  государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

      После юридического закрепления разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - вместо понятия «государственное управление» употребляется понятие «исполнительная власть». Органы исполнительной власти (органы государственного управления) - это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу  по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части (политическими силами, стоящими у власти).

      Органы  исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.

      В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются  все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными  сферами  жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

      Актуальность  данной темы заключается в том, что  деятельность данных органов непосредственно  ощущается жителями нашей страны, и их дальнейшее развитие и эволюция способны изменить качество жизни, политический, психологический и социальный климат в обществе. 
 
 
 
 
 

1.ПОНЯТИЕ  И ВИДЫ ОРГАНОВ ИПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ.

1.1 Понятие  органов исполнительной власти.

      Ответ на данный вопрос необходимо начинать с теории конституционного принципа разделения властей. На  данный момент времени можно говорить о сложившемся и устоявшемся   конституционном принципе разделения властей. Его развитие, в России происходило в специфических условиях государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного к демократическому государственному устройству.

      Принцип разделения властей в настоящее  время лежит в основе организации  власти в Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом особо подчеркивается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными. Законодательный орган Федеральное Собрание осуществляет законотворческую деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность Правительства РФ, в частности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недоверии Правительству. В то же время Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и исключает ее подмену законодательными или иными органами. Президент РФ как глава государства обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, а также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ. Государственной Думе в свою очередь предоставлено право на процедуру импичмента против Президента РФ.

      Но, стоит отметить, что при видимой  безукоризненности данной модели организации  государственной власти существуют существенные пороки, негативно сказывающихся на деятельности всей государственной машины. К одному из них можно отнести следующий недостаток - деятельность государственных органов осуществляется без опоры на широкие слои населения.

      На  эту негативную сторону буржуазного  парламентаризма обратил внимание еще К. Маркс. Он же и предложил  иной принцип деятельности органов  пролетарского государства - сделать представительный орган в одно и то же время и законодательствующим, и реально исполняющим законы. Создание в РСФСР, а затем и СССР Советов как представительных органов, осуществляющих одновременно и законодательную, и исполнительную власть. Советская государственность строилась на принципах демократического централизма, к ним относятся правила:

1) выборности  Советов народных депутатов снизу  доверху;

2) подотчетности  и подконтрольности исполнительных  органов государственного управления Советам;

3) строгом  подчинении нижестоящих органов  вышестоящим, т.е. строжайшей дисциплине  в деятельности государственных органов и их иерархической подчиненности по вертикали;

4) на  составлении и выполнении планов  развития народного хозяйства и культурно-политического строительства;

5) активном  участие населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов государства.

      Следует отметить, что на практике, провозглашенный принцип так и не был полностью претворен в жизнь. Советы, собираемые на сессии, продолжительностью несколько дней, не были полновластными хозяевами страны и проводимых государством мер. Реальной полнотой власти обладали органы государственного управления и партия. Населению, в том числе и господствующему классу, не было позволено использовать свое конституционное право на всевластие.

      Как уже говорилось выше, Конституция  РФ 1993 г., ввела в понятие «органы  государственной власти» помимо законодательных органов еще  и органы исполнительной и судебной  власти, исключив при этом из системы органов исполнительной власти органы местного самоуправления. Но при этом нужно отметить, что не все критерии и признаки, которые считались бы общепризнанными и догматичными, при характеристике органа государства еще выработаны. В некоторых случаях вообще не дается определения органа исполнительной власти, а лишь утверждается, что этот орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления (в широком смысле) – это орган исполнительной власти1.

      Если  говорить об органах государственного управления, то нужно четко отметить, что данные органы по предметам ведения  и в объеме своей компетенции  самостоятельно осуществляют исполнительно-распорядительные функции. Правовые основы образования  и организации деятельности органов государственного управления регламентированы в подзаконных актах.

      К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения  органов исполнительной власти, которые  осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции. Органы государственного управления — это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти. Исключение (частичное), составляют случаи, когда территориальным органам государственного управления может быть передана часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с правом назначения должностного лица (п. 1, ст. 78 Конституции РФ).

Термин  государственного управления косвенно отражен в Конституции РФ 1993 г., в  статье 32 «право граждан участвовать  в управлении делами государства» и  пункте д), статье 71 «федеральная государственная собственность и управление ею», в пункте г), статье 114 Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. В пункте а) статьи 71 сказано о контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов как функции федеральных органов власти, а в пункте е) статьи. 71 в ведении РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ, то есть федеральные программы — основной инструмент осуществления функций государственного управления во всех основных сферах жизнедеятельности страны.

      Если  сравнивать органы исполнительной власти и органы государственного управления по сферам деятельности то различия заключаются  в том, что органы исполнительной власти, в отличии от органов государственного управления, не присутствуют в исполнительных органах местного самоуправления и администрации государственных предприятиях. Но при этом органы государственного управления находятся во всех видовых подразделениях органов исполнительной власти.

      Из  всего выше сказанного, можно сделать  вывод, что органы государственного управления – это субъекты исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в строго определенном закон объеме государственно-управленческую деятельность.

      Переходя  к определению органов исполнительной власти необходимо рассмотреть признаки, присущие данной категории органов  государственной власти. Данные признаки выражаются в следующих правилах:

Информация о работе Органы исполнительной власти