Государственный контроль и надзор в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
-исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
-изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
-охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования.

Содержание

Введение

Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации
1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования
1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования
Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования
2.1 Новые полномочия органов управления образованием
2.2 Особенности экспертизы и лицензирования
2.3 Контроль над образовательной деятельностью
2.4 Правовые последствия образовательных нарушений
2.5 Контроль качества образования
Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат бе.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     Дополнением к предмету и содержанию экспертизы является указание на то, что экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ (п. 9 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

     Особым  характером обладают изменения, внесенные  в п. 12 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", касающиеся содержания лицензии образовательного учреждения. Нормативные установки таковы, что лицензия должна представлять собой своеобразный "паспорт" образовательного учреждения. При этом в лицензии указывается:

     наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

     наименование  и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

     контрольные нормативы, предельная численность  обучающихся, воспитанников, установленные  для образовательного учреждения или  научной организации и каждого  филиала, срок действия лицензии.

     Таким образом, в лицензии указываются  филиалы образовательного учреждения.

     Подобные  изменения являются откликом на настоятельные  требования практики по "самостоятельному" лицензированию филиалов образовательных  учреждений, с выдачей им отдельных  лицензий. Трудно представить "самостоятельность" филиала, которое определяло образовательное законодательство, "работающее" в отрыве от норм действующего Гражданского кодекса РФ. Филиал, хотя и обособленная, но часть структуры юридического лица - образовательного учреждения. Поэтому филиал обладает таким же статутом как, например, кафедра, факультет или иное подразделение вуза15.

     В связи с этим в Федеральном  законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также  исключена возможность самостоятельного прохождения лицензирования филиалов вузов. Установлено, что показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений (п. 9 ст. 8 Закона).

     Такое представление норм законодательства об образовании свидетельствует, что  филиал будет проходить лицензирование "в составе" юридического лица и в случае его успешного прохождения "включаться" в лицензию образовательного учреждения.

     В связи с этим на учредителя возлагается  также особая ответственность за эффективность деятельности филиала  и соответствия необходимым контрольным нормативам и показателям. Таким образом, у образовательного учреждения будет единая лицензия на ведение образовательной деятельности.

     2.3 Контроль над образовательной деятельностью

 

     Отдельные изменения коснулись контроля над  образовательной деятельностью (п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). Как уже отмечалось выше, контроль над образовательной деятельностью учреждений образования возложен на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. При этом предмет надзора данных органов расширен за счет включения в него надзора за исполнением образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования.

     Подобная  уточняющая норма закреплена также  в ст. 3 Федерального закона "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании". Контроль над соответствием деятельности вуза проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

     Средством "реагирования" на соответствующие  нарушения является предписание  уполномоченного органа. В случае неисполнения предписания в установленный срок действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам может быть приостановлено с указанием срока устранения выявленного нарушения.

     Последствием  неустранения соответствующего нарушения  является аннулирование лицензии образовательного учреждения. В закон внесена технически оправданная новелла, связанная  с юридическими последствиями лишения  образовательного учреждения полномочий (прав) на ведение учебного процесса. Аннулирование лицензии являет акт "признания" утраты ее юридической силы, тогда как "изъятие" лицензии по смыслу не влечет подобных последствий и может связываться с "временным" лишением ее обладателя как формального документа.

     Кроме того, закреплен "механизм" защиты прав образовательного учреждения в  случае аннулирования лицензии. Установлен юрисдикционный порядок обжалования  действий уполномоченного органа: решение  об аннулировании лицензии принимается  выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в суде (подп. 2 п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

     В соответствии с п. 17 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" уточняются образовательные  учреждения, а также содержание свидетельств об их государственной аккредитации16.

     Свидетельство образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

     Свидетельство дошкольного образовательного учреждения подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

     Свидетельство научной организации подтверждает уровень реализуемых этой организацией образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

     Кроме того, на уровне закона установлено, что  свидетельство о государственной  аккредитации выдается на срок пять лет.

     Важное  новшество закона определяется исключением  аттестации как "промежуточного" звена в государственной аккредитации образовательного учреждения17.

     Нормативным подтверждением исключения "аттестации" как элемента системы качества является изъятие из Закона РФ "Об образовании" норм (ст. 19-22), регламентировавших соответствующую  процедуру.

     Долгое  время аттестация рассматривалась  как отдельная процедура в  системе элементов определения  качества деятельности образовательного учреждения. Содержательная часть аттестации как процедуры включала излишнюю "функциональную нагрузку", при  которой затрагиваются и элементы государственной аккредитации. Поскольку процедура государственной аккредитации направлена на установлении типа и вида учебного заведения, то аттестация, по сути, является первоначальным "звеном" в цепи определения статуса учебного заведения. Поэтому аттестация фактически является частью аккредитации.

     В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением  дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

     Перечень  необходимых показателей образовательного учреждения (в том числе филиалов) определяется Министерством образования  и науки РФ.

     При этом государственная аккредитация научной организации включает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов. Соответствующую экспертизу проводит комиссия по государственной аккредитации, полномочием по созданию которой наделена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.

     В комиссию включаются эксперты, прошедшие  соответствующую подготовку, порядок которой будет установлен Министерством образования и науки РФ.

     Закрепляется  государственно-общественный характер оценки качества образовательной деятельности. Реализация основного принципа управления в образовании находит свое проявление в соответствующих изменениях. Законом устанавливается, что государственная аккредитация образовательных учреждений или научных организаций проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, образовательных учреждений профессионального образования также с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей.

     Закрепляется  правило о том, что вновь созданное  образовательное учреждение (научная организация) может пройти процедуру государственной аккредитации не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся, т.е. на этапе их первого выпуска, и освоивших образовательные программы в течение нормативного срока обучения.

     Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование18.

     Государственная аккредитация ранее аккредитованных  образовательного учреждения или научной  организации по новым для них  образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников  такого образовательного учреждения или такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов для указанных образовательных программ.

     Государственная аккредитация проводится не реже одного раза в пять лет.

     Особое  значение при государственной аккредитации образовательного учреждения приобретает заключение экспертной комиссии. На основании содержащихся в этом документе выводов Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки вправе отказать образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

 

     2.4 Правовые последствия образовательных нарушений

 

     Пункт 23 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" устанавливает возможность приостановления  выданного свидетельства или лишения образовательного учреждения государственной аккредитации в случае:

     неисполнения  предписания об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся  требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта или  несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности;

     неисполнения  предписания об устранении нарушения  образовательным учреждением установленных  показателей его деятельности, необходимых  для определения его вида и  категории;

     нарушения образовательным учреждением или научной организацией законодательства Российской Федерации в области образования, повлекшего за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иного нарушения прав и свобод обучающихся;

     аннулирования лицензии.

     При этом важное дополнение касается порядка  обжалования соответствующих решений  уполномоченных органов. В соответствии с п. 23.1 Закона РФ "Об образовании" отказ в государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации, лишение их государственной аккредитации могут быть оспорены в суде. Также закреплено правило о повторном прохождении государственной аккредитации. По согласованию с учредителем (учредителями) образовательное учреждение или научная организация вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитации19.

Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере образования