Государственный контроль и надзор в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 17:47, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
-исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
-изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
-охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования.

Содержание

Введение

Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации
1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования
1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования
Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования
2.1 Новые полномочия органов управления образованием
2.2 Особенности экспертизы и лицензирования
2.3 Контроль над образовательной деятельностью
2.4 Правовые последствия образовательных нарушений
2.5 Контроль качества образования
Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат бе.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

     в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области образования.

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят выездные (инспекционные) и камеральные проверки (далее - проверки).

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки осуществляет инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок.

     Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.

     Камеральные проверки проводятся Федеральной службой  по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченным органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации) путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми образовательными организациями, органами управления образованием и другими лицами.

     Камеральная проверка назначается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

     Проверки  могут быть плановыми и внеплановыми.

     Плановые  проверки проводятся в соответствии с графиком проверок Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят плановые проверки в отношении образовательной организации или органа управления образованием не чаще одного раза в 2 года.

     Внеплановые проверки проводятся в случае поступления  в Федеральную службу по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний.

     Проверки осуществляются должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в пределах их компетенции.

     К проверкам могут  привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

     Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам органов контроля и надзора в сфере образования в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

     Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), имеют право10:

     посещать  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую образовательную организацию или орган управления образованием;

     проверять деятельность образовательной организации  или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

     запрашивать материалы и документы, необходимые  для проведения проверок;

     осуществлять  экспертизу документов;

     осуществлять  экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

     Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой образовательной организации или органа управления образованием. Форма акта устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

     Руководитель (его  заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки.

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определяет меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в том числе выдает образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

     Предписание направляется в образовательную  организацию либо орган управления образованием и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, - учредителю образовательной организации.

     Предписание подлежит выполнению в установленный  в нем срок. Отчет о результатах  исполнения предписания представляется в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

     Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

     Информация о нарушении  законодательства Российской Федерации  в области образования и материалы  проверки направляются по решению Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в органы государственной власти Российской Федерации или в правоохранительные органы Российской Федерации.

     Для информационно-методического обеспечения  контроля и надзора в сфере  образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет государственный учет результатов контроля и надзора в установленной сфере деятельности, в том числе создает и эксплуатирует федеральную (региональную) государственную информационную систему в области контроля и надзора в сфере образования.

     Выполнение  отдельных задач по организационно-техническому сопровождению федеральной (региональной) государственной информационной системы Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) может возлагать на подведомственные государственные организации.

     Порядок взаимодействия федеральной и региональных государственных информационных систем по контролю и надзору в сфере образования устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

 

      Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

     2.1 Новые полномочия органов управления образованием

 

     В изменениях к законодательству получили достаточно четкое разграничение полномочия Российской Федерации в лице федеральных  органов управления образованием. В соответствии с п. 24 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" исключительно к ведению Российской Федерации относятся лицензирование и государственная аккредитация11:

     высших  учебных заведений по всем реализуемым  ими образовательным программам;

     научных организаций и образовательных  учреждений дополнительного профессионального  образования, реализующих образовательные  программы послевузовского профессионального  образования и дополнительного  профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;

     образовательных учреждений, реализующих военные  профессиональные образовательные  программы;

     федеральных государственных образовательных  учреждений среднего профессионального  образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

     расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных  учреждений и филиалов российских образовательных  учреждений по всем реализуемым ими  образовательным программам.

     Такие нововведения создают "базу" для  развития институциональной основы деятельности органов соответствующей  компетенции, кроме того, разрешают  давно возникавшие проблемы, связанные  с нормативными коллизиями порядка  осуществления контрольных функций и разделения полномочий между органами различного уровня власти12.

     Новыми  в сфере государственной политики и федеральной компетенции являются полномочия по проведению экспертизы содержания и качества подготовки выпускников  иностранных образовательных учреждений в случае реализации образовательных программ, соответствующих требованиям установленных в Российской Федерации государственных образовательных стандартов (п. 25 ст. 28 Закона РФ "Об образовании").

     2.2 Особенности экспертизы и лицензирования

 

     Как и ранее, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Процедура лицензирования связывается с необходимостью прохождения специальной экспертизы деятельности образовательного учреждения. Между тем законом уточняется, что правом создания экспертной комиссии обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования (п. 8 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). При этом исключены соответствующие полномочия органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием.

     Кроме того, в Федеральном законе "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании" устранена коллизия нормы подп. 6 п. 3 ст. 24 Закона, определяющей полномочия по лицензированию и государственной аккредитации высших учебных заведений за Министерством образования и науки РФ. В действующей редакции данный пункт из текста закона исключен. Тем самым законодатель определяет необходимую структуру органов. На федеральном уровне соответствующим правом обладает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки13. В субъектах Федерации такие функции будут иметь профильные органы исполнительной власти. Их предстоит определить в каждом регионе.

     Предъявляются требования к составу лиц, входящих в экспертную комиссию. В комиссии должны присутствовать эксперты, которые  могут быть назначены из числа  лиц, прошедших соответствующую  подготовку. При этом порядок подготовки будет установлен Министерством образования и науки РФ14.

Информация о работе Государственный контроль и надзор в сфере образования