Государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание

Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.
Таким образом, тема моего реферата представляется достаточно актуальной для современной России.
Целью моей контрольной работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов.

Содержание

Введение
Государственный контроль и ее виды
2 . Контроль Президента РФ;
3 контроль органов законодательной власти;
4 контроль органов исполнительной власти;
5 контроль органов судебной власти.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

административное право контрльная работа.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

Государственный контроль и ее виды

2 . Контроль  Президента РФ;

3 контроль органов законодательной власти;

4 контроль органов исполнительной власти;

5 контроль органов судебной власти.

Заключение

Список литературы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.

Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов.

Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.

Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.

Таким образом, тема моего реферата представляется достаточно актуальной для современной России.

Целью моей контрольной работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов.

 

 

 

 

 

 

1 . Государственный контроль и его виды.

 

Необходимо отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственному контролю присущи все сущностные признаки, которые свойственны государству в целом. Как и государство в целом, государственный контроль есть:[1]

1) форма политической организации, выступающая одновременно важнейшим инструментом государства по реализации его целей и задач;

2) аппарат, объединяющий людей, профессионально занятых контрольной деятельностью по проверке исполнения решений органов государственной власти;

3) контроль осуществляется от имени органов государства независимо от их задач и вида деятельности, которые они исполняют;

4) контроль выступает как государственно-властная деятельность, что проявляется в том, что контрольные органы дают подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков;

5) контрольные органы могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц и непосредственно применяют в ряде случаев меры государственного принуждения.

Из перечисленных признаков следует вывод, что государственный контроль как форма государственной власти обеспечивает проверку выполнения законов и иных нормативных актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил. Существуют различные основания для классификации видов государственного   контроля. В зависимости от объема контрольной деятельности различают  общий   и   специальный   контроль.[2] Общий   государственный   контроль  заключается в систематической проверке соответствия решений  и  действий подконтрольного объекта законодательству, укреплению  государственной  дисциплины  и  законности, изучению обоснованности  и  реальности решений подконтрольного органа, совершенствование практики разработки  и  принятия таких решений.

Характерными чертами  общего   контроля  является то, что он охватывает всю деятельность подконтрольных органов;  общий   контроль  осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по  контролю  органами.  Общий   контроль  осуществляют, например, Правительство РФ  и  правительства (администрации) субъектов федерации.

Общий   контроль  выполняет функцию предупреждения правонарушений  и  служит основой для проведения  специального   контроля.

Специальный   государственный   контроль  осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта. Значение  специального   контроля  растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых  государственными  органами, гражданами  и  их объединениями.

Специальный   контроль  осуществляют органы, в содержании полномочий которых проверка определенного вида деятельности. Могут быть выделены: финансовый контроль, валютно-экспортный контроль, контроль за состоянием правопорядка, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, мониторинг состояния окружающей среды, контроль за уплатой налогов, контроль соблюдения законодательства по противодействию экстремизму и другие виды контроля.

В зависимости от положения контролирующего субъекта контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний  государственный  контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки.

Внутренний государственный контроль осуществляется, напротив, собственными силами подконтрольного органа. Внутренний контроль может осуществляться руководителем органа, предприятия или организации самостоятельно, либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа — например, Комиссии контроля в политических партиях или Службы собственной безопасности правоохранительных органов.

В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный государственный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия. Например, предварительный контроль может осуществляться перед регистрацией политической партии в качестве юридического лица в целях проверки соответствия политической партии действующему законодательству.

Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа — например, проверка соответствия предприятий общественного питания санитарно-эпидемиологическим требованиям или наблюдение за техническим состоянием эксплуатируемых средств общественного транспорта.

Последующий государственный контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом. Оцениваются не только соответствие решения или действия требованиям действующего законодательства, но и целесообразность, обоснованность и эффективность предпринятых действий.

Например, последующий контроль осуществляется органами прокуратуры при проверке деятельности следователя в ходе проведения следствия по уголовному делу.[3]

В зависимости от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный контроль, различают:

1) контроль  Президента РФ;

2) контроль органов законодательной власти;

3) контроль органов исполнительной власти;

4) контроль органов судебной власти.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны.

Достижение целей и соблюдение принципов контроля не предполагает образование какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над всеми ветвями власти, что противоречило бы принципу разделения властей. Поэтому контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти установлены законодательством отдельно по каждому виду государственного контроля.

 

2. Контроль  Президента РФ.

 

Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти.

Он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении должностных лиц, в частности Председателя Правительства, его заместителя и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов.

Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями)[4]определены полномочия Президента по обеспечению законности в случаях, когда этими органами принимаются нормативные правовые акты, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Если эти нарушения законности своевременно не устраняются, Президент в зависимости от фактических обстоятельств и в порядке, установленном названным Законом, выносит предупреждение законодательному (представительному) органу или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его роспуске, выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Федерации или отрешает его от должности.

По представлению Президента РФ законодательными органами субъектов Федерации избираются высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа) субъекта Федерации - президенты, губернаторы и др.

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента.

Контрольное управление как подразделение Администрации Президента:

             организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;

             при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации;

             по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения от должности.[5]

Главные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономической деятельностью; ходом экономических реформ и выполнением государственных программ; использованием государственных средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность. Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в федеральных округах. Полномочный представитель осуществляет свою деятельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Он наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих ответственных задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента. По результатам контроля полномочный представитель готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в соответствующем регионе и вносит ему свои предложения.

Информация о работе Государственный контроль