Функции президента РФ в сфере исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 01:25, реферат

Описание

24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О Президенте РСФСР». Уже через месяц после этого были внесены первые поправки в действующую тогда Конституцию. Президент был признан высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР. Конституция Российской Федерации 93-его года изменила статус Президента, тем самым расширив его полномочия. По форме правления Российская Федерация теперь обозначается как президентская республика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Административно-правовой статус Президента РФ…………………………..4
Функции Президента РФ в сфере исполнительной власти…………………...8
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Функции президента РФ в сфере исполнительной власти.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     «Санкт-Петербургский  Государственный университет информационных технологии, механики и оптики» 

     Институт  международного бизнеса  и права 

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине: «Административное право»

     на  тему: «Функции президента РФ в сфере исполнительной власти» 

                 Выполнила: студент 2-ого курса

                 очной формы обучения ИМБИП,

                 группа 2441

                 Огородников Р.И.

Проверил:____________________

                 Баллы___________________________

                 Подпись__________________________

              «16» апреля 2011 год

Санкт-Петербург 2011 
 

     Содержание 
 

 

     Введение

  Пост президента существует практически во всех демократических странах мира. Слово «президент» на латыни означает «впереди сидящий». Родиной этого института в современном понимании являются Соединенные Штаты Америки. В Российской Федерации данный пост в первый раз был введён после референдума, который состоялся 17 марта 1991 года.

   24 апреля 1991 года Верховный Совет  РСФСР принял закон «О Президенте  РСФСР». Уже через месяц после  этого были внесены первые поправки в действующую тогда Конституцию. Президент был признан высшим должностным лицом и главой исполнительной власти РСФСР. Конституция Российской Федерации 93-его года изменила статус Президента, тем самым расширив его полномочия. По форме правления Российская Федерация теперь обозначается как президентская республика.

   В своём реферате я проанализирую  место президента в системе  органов исполнительной власти, его правовой статус и полномочия.  

 

     Административно-правовой статус Президента РФ 

   Принцип разделения властей был  выработан мировой практикой  развития демократических государств. Суть принципа заключается в  том, что демократический политический  режим должен устанавливаться  в государстве при условии  разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Не опыте существуют всего три основные функции государственной власти – законодательная, судебная и исполнительная. Каждая из данных функций обязана исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. В свою очередь, сосредоточение законодательных, судебных и исполнительных функций в работе одного органа государственной власти приводит к сосредоточению чрезмерной власти у такого органа и тем самым создаёт благоприятную почву для рассады диктаторского политического режима в стране.

   Любой государственный орган,  который осуществляет одну из  трех функций государственной  власти, плотно сотрудничает с  другими государственными органами. В таком взаимодействии они  ограничивают друг друга. Данная схема отношений называется системой сдержек и противовесов. Она является единственно возможной схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

   На федеральном уровне организации  государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими методами на деятельность исполнительной власти, тем или иным образом участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

  

   Правительство же в  Российской  Федерации осуществляет исполнительную  власть, т.е. организовывает исполнение законов и разнообразными методами влияет на законодательный процесс. Если существуют  выражения недоверия Правительству, то недоверие можно сбалансировать роспуском законодательного органа главой государства.

   У Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации существует право законодательной инициативы по вопросам их ведения (статья 104 Конституции). Данные суды в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные органы государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях, закрепленных за ним Конституцией: разрешение дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, толкование Конституции (ст. 125).

   Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в Российской Федерации едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной власти связано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных за ними Конституцией и законами функций государственной власти.

   Особое положение занимает глава государства – Президент РФ. Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи не только лично, но и инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивая тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. Для этого Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Общеизвестны, в частности, еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частые встречи с руководителями палат Федерального Собрания.

   Президент РФ избирается на четыре года (ст. 81 Конституции РФ). По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы. Президент РФ не имеет права занимать свой пост более двух сроков подряд.

   Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» данные принципы избирательного права являются общими для всех выборов, проводимых в Российской Федерации. Этим Законом и Законом «О выборах Президента Российской Федерации» также установлено, что участие гражданина в выборах Президента является добровольным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

   Право избирать Президента Российской Федерации возникает у каждого гражданина Российской Федерации по достижении им 18 лет на день выборов (ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»). Не обладают избирательными правами проживающие на территории России иностранцы и лица без гражданства. Не имеют избирательных прав граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Это ограничение вытекает из ст. 32 Конституции Российской Федерации. Активное избирательное право обеспечивается включением граждан в списки избирателей, составляемые участковыми избирательными комиссиями.

   Равное избирательное право при выборах Президента обеспечивается тем, что каждому избирателю принадлежит только один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

   Пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации, т.е. право быть избранным Президентом, не совпадает с активным избирательным правом (правом избирать Президента). Оно включает в себя два дополнительных условия. Президентом может быть избран только гражданин: а) достигший 35-летнего возраста и б) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Такие ограничения диктуются сложностью и ответственностью задач, возложенных Конституцией Российской Федерации на главу государства.

   Положение о занятии должности Президента Российской Федерации одним и тем же лицом не более двух сроков подряд направлено на обеспечение ротации, т.е. периодического замещения должности Президента различными лицами. Подобные положения содержатся и в конституциях других государств, в частности США (поправка XXII к Конституции; вступила в силу в 1951 г.). Они препятствуют установлению чрезмерной единоличной власти, долгосрочному укреплению во властных структурах сторонников одной политической партии либо политического направления, определяемого президентом государства, который находится на своем посту в течение длительного срока.

   Статьей 81 Конституции задается уровень регулирования выборов Президента. Порядок выборов должен устанавливаться федеральным законом. Эта норма исключает принятие подзаконных нормативных актов, в частности указов Президента, определяющих порядок выборов главы государства.

   В развитие ч. 4 данной статьи Конституции принят Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». В нем определены следующие наиболее существенные стороны избирательной системы при выборах Президента Российской Федерации.

   Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

   Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

   Избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 55).

   Если ни один из более двух кандидатов на должность Президента не был избран, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов (ст. 56).

   В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской Федерации, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента (ст. 57).

   Хотя, по Конституции РФ, Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с нею наиболее тесно.

   Вопрос о том, входит ли Президент РФ в систему органов исполнительной власти в научной и учебной литературе является дискуссионным. Неопределенность правового статуса Президента в системе разделения властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точке зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий «над всеми ветвями» власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения, законодательная власть принадлежит парламенту, судебная – судам, исполнительная – Правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти – президентской.

   Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными полномочиями, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента вне обозначенных в Конституции РФ властей, противоречит закрепленному принципу разделения властей. Более корректной представляется третья точка зрения, согласно которой Президент РФ, формально являясь главой государства, входит в то же время в систему исполнительной власти  и его можно рассматривать как главу исполнительной власти. В соответствии с этой точкой зрения, Конституция определяет статус федерального Президента как «фактического главы исполнительной власти». 

Информация о работе Функции президента РФ в сфере исполнительной власти