Функции представительных, исполнительных и судебных органов власти в региональном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Крупные трансформационные процессы, проходившие в нашей стране в 1990-е годы, привели к установлению в России такого института как «субъект Федерации». Это предопределило экономическое и политическое развитие регионов. Последнее десятилетие XX века характеризуется наибольшей степенью децентрализации. Политический процесс во многом стал регионализироваться.

Содержание

Введение
Глава 1. Функции представительных, исполнительных, судебных органов власти в региональном управлении
1.1. Функции представительных (законодательных) органов власти в субъектах Российской Федерации.
1.2. Функции исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации
1.3. Функции судебных органов власти субъектов Российской Федерации
Глава 2. Изучение представительных, исполнительных, судебных органов власти на примере Иркутской области
1.1. Характеристика представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
1.2. Состав представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

№18.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Правовой статус высшего должностного лица определяется уставами других субъектов федерации, а также соответствующими законами субъектов федерации. Таким же определяется порядок выборов, вступления его в должность и прекращения полномочий.

Как правило, срок полномочий высшего должностного лица не отличается от срока полномочий представительного органа власти. Исключения - Республика Ингушетия, где срок полномочий Народного Собрания (Парламента) 4 года, а Президента -5 лет; Республика Мордовия – срок полномочий Государственного Собрания – парламента 4 года, а Главы Республики – 5 лет.

В пределах своих полномочий высшее должностное лицо издает свои нормативные документы – указы, постановления и распоряжения. У высшего должностного лица субъекта федерации может быть заместитель – Вице-президент, Вице-губернатор или Вице-Глава Администрации. Его полномочия действуют на срок действия полномочий самого высшего должностного лица.

В систему органов исполнительной власти входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Как правило, эту систему возглавляет Президент, Глава Республики, Глава администрации, но может возглавлять глава правительства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (правительства субъектов РФ), и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности (министерства). Следует различать также коллегиальные (правительства) и единоначальные (министерства и ряд других органов) органы исполнительной власти.

В целом по субъектам федерации высшим распорядительным органом исполнительной власти является обычно Правительство или Администрация субъекта Российской Федерации. Подобные органы могут формироваться или самим высшим должностным лицом, или с участием председателя Правительства (или премьер-министра), если он является другим лицом, с согласия большинства депутатов законодательного органа.

Полномочия высшего органа исполнительной власти субъекта федерации действуют в пределах срока действия его высшего должностного лица, и члены его слагают свои полномочия перед новым высшим должностным лицом субъекта федерации. Досрочно его полномочия могут быть прекращены в случае отставки высшего должностного лица при выражении ему недоверия. Также законодательный орган вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, тогда об их отставке может принять решение высшее должностное лицо.

Более подробно структура высших исполнительных органов государственной власти, компетенция, порядок их деятельности и отношения с другими государственными органами субъекта, с государственными органами других субъектов РФ и самой РФ определяются законом субъекта федерации.

Кроме высшего, в субъектах Российской Федерации существуют центральные и территориальные исполнительные органы государственной власти.

Центральными исполнительными органами государственной власти области являются министерства, комитеты и главные управления области.

Министерство области - центральный исполнительный орган государственной власти области, проводящий государственную политику и осуществляющий отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных, установленных отраслях и сферах деятельности, а также координирующий в установленных случаях деятельность иных исполнительных органов государственной власти области, государственных органов и государственных учреждений области.

В соответствии со статьей 118 Конституции, абз.3, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Основная часть судов в России относится к федеральным судам, и в соответствии со статьей 124 Конституции финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов федерации.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"[9].

Важной проблемой правового регулирования федеративных отношений в настоящее время является качество законодательных актов, принимаемых субъектами РФ. Обладая широкими правами в области законодательства, республики, края, области, автономные округа зачастую вторгаются в предметы федерального ведения или в федеральные полномочия в рамках предметов совместного ведения федерации и ее субъектов. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные Минюстом РФ: за последние два года в это министерство поступило на экспертизу 44 тысячи нормативных актов, принятых на местах. Почти половина из них, как оказалось, не соответствует Конституции РФ и федеральным законам.

В связи с этим на настоящий момент достаточно остро стоит вопрос о формировании единого правового пространства на территории Российской Федерации и соблюдении принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Данная проблема является сложной и неординарной. Условно можно выделить три основных ее порождающих причины: первая – несовершенство федерального законодательства, вторая – недостаточно высокий уровень профессионализма нормотворцев и правоприменителей, третья – противоречивость законодательства субъектов нормам федерального законодательства.

1.2. Состав представительных, исполнительных, судебных органов власти Иркутской области

Исполнительную власть Иркутской области осуществляют[10]:

­         высший исполнительный орган государственной власти Иркутской области - Правительство Иркутской области, возглавляемое Губернатором Иркутской области;

­         министерства и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области.

Система исполнительных органов государственной власти Иркутской области устанавливается законом Иркутской области.

Структура исполнительных органов государственной власти Иркутской области определяется Губернатором Иркутской области в соответствии с Уставом Иркутской области.

Законодательное Собрание Иркутской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Иркутской области.

Законодательное Собрание Иркутской области[11]:

­         принимает Устав Иркутской области и поправки к нему; 

­         осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Иркутской области как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Иркутской области; 

­         осуществляет в пределах и формах, установленных Уставом Иркутской области и законами Иркутской области, наряду с другими уполномоченными на то органами, контроль за соблюдением и исполнением законов Иркутской области, исполнением областного бюджета, исполнением бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Иркутской области.

Законодательное Собрание Иркутской области является однопалатным органом и состоит из сорока пяти депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Законодательное Собрание Иркутской области избирается сроком на пять лет.

Полномочия Законодательного Собрания Иркутской области начинаются со дня первого заседания Законодательного Собрания Иркутской области нового созыва в правомочном составе и прекращаются в день первого заседания Законодательного Собрания Иркутской области следующего созыва в правомочном составе. Законодательное Собрание Иркутской области обладает правами юридического лица и имеет печать с изображением Герба Иркутской области.

Основы организации деятельности мировых судей Иркутской области:

­         мировые судьи Иркутской области являются судьями общей юрисдикции Иркутской области и входят в судебную систему Российской Федерации;

­         должности мировых судей Иркутской области создаются и упраздняются законами Иркутской области;

­         мировые судьи Иркутской области назначаются Законодательным Собранием Иркутской области по представлению Губернатора Иркутской области, основанному на представлении председателя Иркутского областного суда;

­         мировые судьи Иркутской области назначаются на срок, установленный законом Иркутской области[12].

Мировые судьи Иркутской области осуществляют свою деятельность в границах судебных участков мировых судей Иркутской области. Судебные участки мировых судей Иркутской области создаются и упраздняются законом Иркутской области, которым определяются территории и границы судебных участков мировых судей Иркутской области, с учетом установленных федеральным законом требований к численности населения на судебных участках мировых судей Иркутской области[13].

Министерство области - центральный исполнительный орган государственной власти области, проводящий государственную политику и осуществляющий отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных, установленных отраслях и сферах деятельности, а также координирующий в установленных случаях деятельность иных исполнительных органов государственной власти области, государственных органов и государственных учреждений области.

В настоящее время в Иркутской области существуют: Министерство внешнеэкономических связей, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство строительного комплекса, Министерство автомобильных дорог, транспорта и связи, Министерство торговли, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство экологии и природопользования, Министерство имущественных отношений, Министерство социальной защиты населения, Министерство печати и информации, Министерство культуры Иркутской области.

Комитет области - центральный исполнительный орган государственной власти Иркутской области, проводящий государственную политику и осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

В настоящее время к ним относятся: Комитет по делам молодежи, Комитет по делам территориальных образований, общественных и территориальных связей, Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по туризму Иркутской области, Иркутской областной комитет по лицензированию и аккредитации медицинской деятельности.

Территориальные исполнительные органы государственной власти области - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления на территории отдельных административно-территориальных образований области. Территориальные исполнительные органы государственной власти Иркутской области формируются правительством области в соответствии с законом области о схеме управления областью[14].


Заключение

Учреждение на региональном уровне своих органов государственной исполнительной власти является обязанностью каждого субъекта РФ. Эта обязанность обусловлена закрепленным в ст. 10 Конституции РФ принципом осуществления государственной власти в России (в том числе и на региональном уровне) на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти являются самостоятельными и независимыми. Исполнительная власть в субъекте РФ, обладая значительным аппаратом принуждения и административными полномочиями, пронизывает все сферы общественных отношений, является самой императивной из всех других ветвей власти на региональном уровне. Организации и деятельности системы органов исполнительной власти РФ не присущи принципы демократии, ибо они способны парализовать и поставить под угрозу эффективность регионального управления. Установленные федеральным и региональным законодательством полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ присущи только этой ветви власти, и ни один орган не имеет право вторгаться в ее компетенцию.

Информация о работе Функции представительных, исполнительных и судебных органов власти в региональном управлении