Исполнительная власть: функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 05:08, реферат

Описание

Как я уже говорила, на сегодняшний день я не встретила много научной оценки происходящих изменений, а это позволит мне, опираясь на устоявшееся мнение теоретиков конституционного права, самостоятельно в систематизированном виде поставить и решить проблемы исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3
1. Общая характеристика Исполнительной власти РФ……………………..........4
1.1 Место Исполнительной власти в системе разделения властей…….............4
1.2 Конституционные характеристики Исполнительной власти РФ …….........8
2. Система и структура органов Исполнительной власти ………………........13
2.1 Проблемы системы и структуры органов Исполнительной власти……....13
2.2 Принципы построения системы органов Исполнительной власти РФ.......16
3. Органы Исполнительной власти и их взаимодействие....................................23
3.1 Правительство Российской Федерации.........................................................23
3.2 Органы Исполнительной власти субъектов РФ. Их взаимодействие с Правительством РФ.................................................................................................27
Заключение...............................................................................................................31
Список литературы...........................

Работа состоит из  1 файл

исполнительная власть РФ.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине: «Политология».

Вариант № 19 «Исполнительная власть: функции и задачи». 
 
 
 
 

Выполнил: ст. гр. АУс-08-2

Луговая А.О.

Проверил: преподаватель

Хлызов  П.Г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чита 2008 
 
 

Содержание. 

Введение…………………………………………………………………………......3

1. Общая  характеристика Исполнительной  власти РФ……………………..........4

  1.1 Место Исполнительной власти в системе разделения властей…….............4

  1.2 Конституционные характеристики Исполнительной власти РФ …….........8

2. Система  и структура органов Исполнительной  власти    ………………........13

  2.1 Проблемы системы и структуры органов Исполнительной власти……....13

  2.2 Принципы построения системы органов Исполнительной власти РФ.......16

3. Органы  Исполнительной власти и их  взаимодействие....................................23

  3.1 Правительство Российской Федерации.........................................................23

  3.2 Органы Исполнительной власти субъектов РФ. Их взаимодействие с                                                                 Правительством РФ.................................................................................................27

Заключение...............................................................................................................31

Список  литературы..................................................................................................32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

      Тема  моего реферата – исполнительная власть в Российской Федерации. В условиях преобразований, проводимых в России в политической, экономической и социальной сферах, перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объём работы в сфере управления государственными делами. Об изменениях свидетельствует указ Президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Состояние дел в сфере исполнительной власти освещается во всех средствах массовой информации: в политических ток-шоу, на радио, во многих печатных изданиях. Хотя, анализируя юридические журналы, я пришла к выводу, что эта тема пока рассмотрена слабо. Возможно, это вызвано тем, что прошло мало времени после изменений, и не все учёные берут на себя ответственность оценивать происходящее. Понятно, что все плюсы и минусы можно будет узнать спустя не одно десятилетие. В этой связи масла в огонь подливает ещё одно изменение. С недавних пор изменилось устройство в органах исполнительной власти субъекта. Теперь высшее должностное лицо не избирается, как раньше, а назначается Президентом РФ с согласия высшего законодательного органа субъекта РФ. 

      Как я уже говорила, на сегодняшний день я не встретила много научной оценки происходящих изменений, а это позволит мне, опираясь на устоявшееся мнение теоретиков конституционного права, самостоятельно в систематизированном виде поставить и решить проблемы исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти в России.

      В процессе написания работы я привлекала множество литературы, в том числе нормативно-правовые акты, научные статьи, которые помогли мне в достижении цели моей работы.

 
 

1. Общая характеристика Исполнительной власти РФ.

1.1 Место Исполнительной  власти в системе  разделения властей.

 
 

         В силу конституционных установлений, государственная власть в РФ разделяется на три структуры со своими функциями, а именно: законодательную, судебную и исполнительную. Три ветви власти самостоятельны, не подчинены друг другу, но должны находиться во взаимодействии. Ни одна из ветвей власти не может сделать многого без другой, и в случае несогласия между ними, вся государственная власть «буксует», а то и парализуется. Несмотря на противоборство между ветвями государственной власти в конце 1990-х годов. В начале нового века отмечена консолидация в действиях властей.

      Положения ст. 10 Конституции РФ относятся не только к разделению функций государственной  власти, но и к их организации. Чёткое разделение функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти и помогает достичь взаимного сдерживания, установления контроля государственной властью и равновесия между этими функциями. Каждая из функций должна исполняться соответствующими органами государственной власти самостоятельно.

      В соответствии с Конституцией на федеральном  уровне законодательную власть в  РФ осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную власть – Правительство  РФ, судебную власть – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный и иные федеральные суды, которые могут образовываться в соответствии с федеральным законом. В Конституции РФ (ст. 102, 103, 114, 118) особенно отчётливо прослеживается разграничение полномочий между органами судебной власти, с одной стороны, и органами законодательной и исполнительной власти, - с другой.

      Система федеральных органов всех ветвей государственной власти, установленная  в Конституции, является закрытой, то есть её пересмотр без изменения  главы I Конституции РФ, где эти органы перечислены (ч.1 ст. 11), невозможен. Для изменения же этого перечня федеральных органов государственной власти в соответствии с требованиями ст. 135 Конституции необходима особая усложнённая процедура пересмотра. Такой порядок рассчитан на создание стабильной системы организации государственной власти.

      Для реализации принципа разделения властей  не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации  Конституция РФ (ч.2, 3 ст.11) предусматривает соединение принципов разделения властей и разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и составляющими её субъектами. К совместному ведению РФ и её субъектов Конституция РФ (п. «н.» ч.1. ст. .72) относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти в субъектах Федерации.

      Организационный механизм реализации принципа разделения властей для субъектов РФ в  Конституции не устанавливается. В  ч.2 ст.11 Конституции лишь указывается, что в субъектах Федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Из текста ст. 77 Конституции РФ следует, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.

      Органы  местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти. Поэтому положения ст. 10 Конституции  РФ к организации местного самоуправления не относятся. Местное самоуправление представляет собой особую власть, не относящуюся ни к одной из трёх ветвей государственной власти. Этот вывод не противоречит тем фактам, что в системе органов местного самоуправления организуются представительные и исполнительные органы, которые могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

      Далее я хотела бы конкретнее рассмотреть проблему взаимоотношений исполнительной власти с другими ветвями.

      Итак, взаимоотношения Правительства  с Федеральным Собранием. В этом плане наиболее актуальными представляются следующие вопросы: об участии в законопроектной деятельности; о возможности недоверия Правительству (как полному составу, так и отдельным членам).

      Усиление  роли Правительства в законодательной  деятельности является условием эффективного осуществления законодательных  полномочий Федерального Собрания. Заслуживает внимания позиция ряда учёных, согласно которой в основу законопроектной и законодательной деятельности положены принципы «рационализированного парламентаризма», предполагающие активное влияние исполнительной власти на законодательную как в части разработки проектов законов, так и при их прохождении.1 Эти принципы получили подтверждение на практике. Фактические общественные отношения зачастую «опережают» федеральное законодательство. Правительство же, обладая значительными возможностями, отслеживают процессы изменения общественных отношений, своевременно готовит изменение в действующее федеральное законодательство, вносят в парламент проекты соответствующих законов и всемерно способствуют их принятию.

      Необходимо  подчеркнуть значимость законопроектов, разрабатываемых и вносимых Правительством РФ в парламент, что соответствует реальной роли высшего органа исполнительной власти, призванного проводить в жизнь государственную политику, основанную на реализации принятых законов. Правительство, всё активнее осуществляя свою главную функцию – исполнение законов согласно классическому принципу разделения властей, добилось существенного прогресса в законотворческой деятельности и по праву является сегодня основным игроком на этом поле.

      Правительство России постепенно выходит в лидеры по законодательным инициативам. Это  свидетельствует не только об усилении его роли, но и о приближении  российского законотворческого  процесса к общемировой практике. Зарубежный опыт показывает, что результативность прохождения через парламент правительственных законопроектов в большинстве стран является очень высокой. Сегодня Российская Федерация не является исключением из этого правила.

      Следует отметить, что проекты федеральных  законов, вносимых Правительством РФ, в основном носят базовый, определяющих для конкретных сфер деятельности характер, тогда как законопроекты, внесённые другими субъектами права законодательной инициативы, в основном касаются изменений и дополнений в действующие федеральные законы.

      В интересах более полного обеспечения  взаимодействия в законотворческом процессе с Федеральным Собранием  Правительство создаёт свои механизмы  влияния на его ход и результаты. Важное место в системе таких  механизмов занимают представители  Правительства в палатах Федерального Собрания.

      Правительство России, как указано в ФКЗ «О Правительстве», организует исполнение законов, принимаемых парламентом. Известно, что эффективное исполнение законов связано с принятием  подзаконных актов, обеспечивающих их действие и реализующих установленную законодательством компетенцию Правительства. Это особенно важно, поскольку до настоящего времени вопрос о реализации законодательства зачастую остаётся на втором плане.

      Всё вышесказанное можно подтвердит практикой. До сих пор вызывает интерес закон «О монетизации льгот», который в корне переворачивает многолетний уклад жизни России, а ведь известно, что законопроект был выдвинут Правительством РФ.

      Кроме того взаимодействие Правительства  и парламента прослеживаются и организационной сфере. Согласно ст. 111 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Здесь прослеживается система сдержек и противовесов, не позволяющих допустить концентрацию власти у одной её ветви. Стоит отметить, что Государственная Дума согласно Конституции РФ в праве объявить вотум недоверии Правительству РФ.

      С другой стороны п. а, ч. 1, ст. 114 Конституции  РФ говорит об обратном влиянии Правительства  на Государственную Думу. Именно Правительство разрабатывает бюджет, а парламент его подтверждает.

      Таким образом, в своей деятельности Правительство  РФ взаимодействует с парламентом  РФ в следующих основных аспектах:

    1. используя своё конституционное право законодательной инициативы, подаёт законопроекты, касающиеся основных сфер общественных отношений, на рассмотрение парламенту;
    2. способствует скорейшему прохождению через законодательный процесс «своих» законопроектов;
    3. издаёт подзаконные акты, а тем самым реализует законы;
    4. разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет;
    5. представляет Государственной Думе отчёт об исполнении бюджета.

Информация о работе Исполнительная власть: функции и задачи