Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание

Цель настоящей работы заключается в комплексном теоретическом исследовании вопросов дисциплинарной ответственности государственных служащих, ее сущности и проблем ее применения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие дисциплинарной ответственности;
изучить нормативно-правовую базу дисциплинарной ответственности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание юридической ответственности…………………….........7
Понятие юридической ответственности…………………………………7
Дисциплинарная ответственность как разновидность юридической ответственности………………………………………………………..…12
Глава 2. Характеристика дисциплинарной ответственности государственных служащих………………………………………………………………………...17
2.1. Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных служащих……………………………………………………17
2.2. Дисциплинарная ответственность отдельных видов государственной службы…………………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………34
Библиографический список…………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 61.89 Кб (Скачать документ)

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- понижение в классном чине;

- лишение нагрудного знака «За  безупречную службу в прокуратуре  Российской Федерации»;

- лишение нагрудного знака «Почетный  работник прокуратуры Российской  Федерации»;

- предупреждение о неполном  служебном соответствии;

- увольнение из органов прокуратуры.

При этом Закон о прокуратуре  не устанавливает порядок проведения расследования по факту совершения дисциплинарного проступка, а лишь устанавливает сроки наложения  дисциплинарного, а также указывает  на возможность временного (но не более  чем на один месяц) отстранения работника  от должности с сохранением денежного  содержания до решения вопроса о  наложении дисциплинарного взыскания.

Положение о службе в органах  внутренних дел  (утв. Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1) регулирует вопросы, связанные в том числе  и с привлечением сотрудников  органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Данное Положение  распространяет свое действие и на сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний в объеме, установленном  Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах  внутренних дел Российской Федерации  в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.12 В ст. 34 Положения содержится определение служебной дисциплины в органах внутренних дел, которое означает «соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий».

В соответствии со ст. 38 Положения  за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие  виды взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном  служебном соответствии;

- понижение в должности;

- снижение в специальном звании  на одну ступень;

- лишение нагрудного знака;

- увольнение из органов внутренних  дел.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации  кроме перечисленных видов взысканий  применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд  по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения. При этом в ст. 39 Положения указывается, что все взыскания, кроме замечания, выговора и назначения вне очереди  в наряд, объявляются в приказе. Для привлечения сотрудника к  дисциплинарной ответственности у  него необходимо затребовать письменное объяснение. Проверка указанных в  этом объяснении сведений проводится только при необходимости. В этом случае выносится заключение. Может  проводиться и служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном  проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения  уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее одного месяца соответственно со дня окончания  проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом  уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним  окончательного решения, не считая времени  болезни виновного или нахождения его в отпуске.13

Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах  внутренних дел Российской Федерации  от 14 декабря 1999 г. № 1038 в учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы в ст. 13.1 устанавливает, что  при нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником руководитель учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязан предупредить его  о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости  от тяжести совершенного проступка  и степени вины, провести служебную  проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы  о проступке на рассмотрение суда чести. В соответствии со ст. 13.12 все  поощрения и дисциплинарные взыскания, за исключением объявленных устно, подлежат учету и заносятся в  послужные списки личных дел сотрудников.

Приведу пример привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников полиции. «В 2012 году руководство ГУ МВД России по Краснодарскому краю завершило служебную  проверку, инициированную предписанием региональной прокуратуры. Начальник  кубанского главка Владимир Виневский  подписал приказ о дисциплинарных взысканиях работникам регионального управления и территориальных отделов МВД  за нарушения законодательства о  полиции и о противодействии  коррупции.

Ранее сотрудники прокуратуры края во время проверки обнаружили, что  кубанские полицейские предоставляли  недостоверные сведения об имуществе  и доходах, работали в подчинении своих родственников, им неправомерно присваивали специальные звания. В итоге пять человек привлекли  к дисциплинарной ответственности, трем сотрудникам МВД пришлось расстаться со званиями "майор полиции" и "подполковник полиции".

Так, в ОМВД России по Каневскому району был объявлен строгий выговор  полковнику полиции Геннадию Кучме  за сокрытие части своих доходов. При этом он работает старшим оперуполномоченном управления экономической безопасности и противодействия коррупции  ГУ МВД России по Краснодарскому краю в отделе в станице Каневской.

- В ОМВД России по Курганинскому  району строгий выговор объявлен  начальнику отдела полиции Станиславу  Башкатову за перевод на должность  начальника отдела уголовного  розыска своего пасынка Александра  Полянчева, который после прохождения  аттестации остался работать  в подчинении отчима, - рассказал  корреспонденту "РГ" начальник  пресс-службы ГУ МВД России  по Краснодарскому краю Игорь  Желябин. - Кроме того, заместитель  начальника отдела МВД по Курганинскому  району Евгений Кужелев незаконно  присвоил Полянчеву звание "майор  полиции".

Сейчас решается вопрос о дальнейшем месте работы Полянчева. Отменен  приказ о его поощрении и присвоении ему звания "майор". Начальник  отделения по работе с личным составом ОМВД России по Курганинскому району Надежда Канцарина, которая не проконтролировала  соблюдение закона при карьерном  взлете Полянчева, получила выговор. Судьба Евгения Кужелева станет известна в  ближайшее время на заседании  комиссии по служебной дисциплине и  профессиональной этике».14

Сотрудники таможенной службы привлекаются к дисциплинарной ответственности  в соответствии с Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации.15

В ст. 17 Дисциплинарного устава таможенной службы РФ содержится определение проступка  как «виновного неисполнения или  ненадлежащего исполнения сотрудником  возложенных на него должностных  обязанностей».

Статья 18  Дисциплинарного устава таможенной службы РФ содержит перечень грубых нарушений служебной дисциплины.

Данный Устав устанавливает  обязанность затребования от сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, письменного объяснения. А служебная  проверка проводится только по необходимости. В соответствии со ст. 31 дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, с которым сотрудник должен быть ознакомлен в 3-дневный срок под расписку.

В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ст. 23 Дисциплинарного  устава таможенной службы Российской Федерации РФ за нарушение служебной  дисциплины на сотрудников могут  налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном  служебном соответствии по результатам  аттестации;

5) увольнение из таможенных органов.

Ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и  военной службе» дано определение  военной службы, под которой понимается «особый вид федеральной государственной  службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства иностранного государства, в Вооруженных Силах  Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках  гражданской обороны, инженерно-технических  и дорожно-строительных воинских формированиях  при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной  службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной  охраны, федеральном органе обеспечения  мобилизационной подготовки органов  государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Федеральной  противопожарной службы и создаваемых  на военное время специальных  формированиях, а гражданами, имеющими гражданство иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях».

При рассмотрении вопроса о привлечении  к дисциплинарной ответственности  военнослужащих важным является положение  ст. 11 Трудового Кодекса РФ, определяющей, что трудовое законодательство и  иные акты, содержащие нормы трудового  права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Таким образом, если, рассматривая привлечение к дисциплинарной ответственности граждан, состоящих  на государственной гражданской  или правоохранительной службе, мы руководствуемся положениями ТК РФ и ведем речь о специальной  дисциплинарной ответственности, то в  случае привлечения к дисциплинарной ответственности граждан, имеющих  статус военнослужащего, руководствуемся  уже Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащего» (далее - Закон о статусе военнослужащих) и Дисциплинарным уставом Вооруженных  Сил Российской Федерации.16

И если в нормативных документах, определяющих порядок привлечения  граждан, имеющих статус государственного гражданского служащего или сотрудника органа правоохранительной службы, речь идет о служебной дисциплине, то в случае с военнослужащими это  уже "воинская дисциплина", которая  в соответствии со ст. 1 Дисциплинарного  устава Вооруженных Сил Российской Федерации  «есть строгое и  точное соблюдение всеми военнослужащими  порядка и правил, которые установлены  законами Российской Федерации, общевоинскими  уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников)».

В соответствии со ст. 28.4 Закона о статусе  военнослужащих и ст. 54 Дисциплинарного  устава ВС РФ к военнослужащему могут  применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:

- выговор;

- строгий выговор;

- лишение очередного увольнения  из расположения воинской части  или с корабля на берег;

- лишение нагрудного знака отличника;

- предупреждение о неполном  служебном соответствии;

- снижение в воинской должности;

- снижение в воинском звании  на одну ступень;

- снижение в воинском звании  на одну ступень со снижением  в воинской должности;

- досрочное увольнение с военной  службы в связи с невыполнением  условий контракта;

- отчисление из военного образовательного  учреждения профессионального образования;

- отчисление с военных сборов;

- дисциплинарный арест.

Такой вид взыскания, как замечание (установленный ТК РФ), в соответствии со ст. 52  Дисциплинарного устава ВС РФ дисциплинарным взысканием не является.

Письменное проведение "разбирательства" по дисциплинарному проступку военнослужащего  обязательно только в случае, если военнослужащий совершил грубый дисциплинарный проступок, перечень которых определен  в ст. 28.5 Закона о статусе военнослужащих, например, таких как: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части  или установленного за пределами  воинской части места военной  службы военнослужащим, проходящим военную  службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы; уклонение  от исполнения обязанностей военной  службы; нарушение правил несения  службы по охране общественного порядка  и обеспечению общественной безопасности; умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или  использование военного имущества; уничтожение или повреждение  по неосторожности военного имущества  и другое.

Разбирательство по грубому дисциплинарному  проступку заканчивается составлением протокола о грубом дисциплинарном проступке (ст. 81 Дисциплинарного устава ВС РФ), имеющем установленную форму. Это связано с тем, что на основании  материалов разбирательства по грубому  дисциплинарному проступку и  указанного протокола совершивший  грубый дисциплинарный проступок военнослужащий может быть подвергнут дисциплинарному  аресту.

В соответствии с Федеральным законом  от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста» дисциплинарному  аресту военнослужащего можно подвергнуть  только на основании постановления  военного суда.

В соответствии со ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ военнослужащие и сотрудники органов правоохранительной службы, имеющие специальные звания, за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, несут дисциплинарную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев  и изучив сущность и содержание дисциплинарной ответственности государственных  служащих, можно сделать следующие  выводы:

- дисциплинарная  ответственность является разновидностью  юридической ответственности;

- основанием дисциплинарной ответственности государственного служащего является совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, в том числе однократное грубое нарушение дисциплины в системе государственной службы. К последнему относится нарушение федеральных законов, указов Президента РФ, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность государственных служащих