Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:55, реферат

Описание

Дисциплинарная ответственность государственных служащих является важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления. В настоящее время укрепление дисциплины, искоренение коррупции и должностных проступков из сферы государственной службы являются важным элементом административной реформы, проводимой Президентом РФ.

Содержание

Ведение 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ 4
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ 6
Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) 7
Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненности 7
Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка 10
3. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ОТ ДИЦИПЛИНАРНОГО И ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Дисциплинарная ответственность государственных служащих ..docx

— 48.33 Кб (Скачать документ)

 

 

Оглавление

Ведение 3

1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ 4

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ.  ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ)  ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ 6

Дисциплинарная  ответственность служащих по специальным  уставам и положениям (уставная ответственность) 7

Дисциплинарная  ответственность служащих в порядке  подчиненности 7

Дисциплинарная  ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка 10

3. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ОТ ДИЦИПЛИНАРНОГО И ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12

Заключение 14

Список используемой литературы 15

 

 

 

Ведение

Государство, возлагая на служащих определенные обязанности и наделяя  их соответствующими правами, одновременно устанавливает ответственность  за невыполнение этих обязанностей и  незаконное использование предоставленных  прав.

Дисциплинарная ответственность  государственных служащих является важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления. В настоящее время  укрепление дисциплины, искоренение  коррупции и должностных проступков из сферы государственной службы являются важным элементом административной реформы, проводимой Президентом РФ. Становление новой российской государственности  нередко тормозится в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов.

В науке административного  права укрепилось мнение, что дисциплинарная ответственность является основным видом дисциплинарной ответственности  государственных служащих. Действительно, вероятность применения к государственному служащему мер дисциплинарной ответственности  заметно выше, чем мер административной и тем более уголовной ответственности.

В настоящее время дисциплинарная ответственность государственных  служащих регулируется в большом  объеме специальными нормативными актами, нежели трудовым законодательством, например Федеральным законом Российской Федерации «О государственной гражданской  службе Российской Федерации», Федеральным  законом «О прокуратуре Российской Федерации», Дисциплинарным Уставом  Вооруженных Сил, Положения о  прохождении службы в органах  внутренних дел, Положением о дисциплинарной ответственности глав Администраций, Дисциплинарным Уставом таможенной службы Российской Федерации и другими нормативными актами.

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Государственная служба – важнейшая разновидность службы.

Основные особенности:

  • систематическое осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий;
  • эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службе в органах государственной власти, войсках, правоохранительные организациях ;
  • расходы по этой деятельности производится из государственного бюджета РФ или бюджетов субъектов.

В федеральном законе «О системе государственной службы РФ» дано определение государственной  службы.

Государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, ее органов, субъектов РВ и их органов.

Необходимо различать  государственные должности и  должности государственной службы.

К государственным  должностям в РФ относятся:

  1. государственные должности, установленные Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  2. государственные должности субъектов Федерации, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федерации.

Эти должности можно называть политическими. Лица, которые замещают государственные должности, не являются государственными служащими, законы о  государственной службе их деятельность не регулируют. Она регламентирована Конституцией РФ, иными федеральными законами, конституциями или уставами субъектов Федерации и иными законами.

Группа государственных  должностей немногочисленна. Но существует сотни тысяч должностей государственной  службы. Лица, занимающие эти должности, являются государственные служащими.

Должности государственной службы делятся на должности федеральной службы и должности служб субъектов Федерации. А лица, занимающие эти должности, являются соответственно федеральными служащими или служащими или служащими субъектов Федерации.

По  содержанию службы различают должности государственной гражданской службы, должности военной службы и должности правоохранительной службы.

Названным ФЗ предусмотрено  создание реестров должностей государственной  службы

Реестр должностей федеральной  государственной службы состоит  из трех частей:

  1. перечня должностей федеральной государственной гражданской службы;
  2. перечня типовых воинских должностей;
  3. перечня должностей правоохранительной службы.

Все три перечня утверждаются Президентом РФ.

Реестр должностей государственной службы субъекта Федерации утверждается законом или иным правовым актом соответствующего субъекта.

Должность государственной  службы – это:

  1. низовая структурная единица государственного механизма;
  2. устойчивый комплекс обязанностей и прав;
  3. учреждаемая компетентным государственным органом;
  4. для осуществления государственной функций;
  5. занимаемая одним лицом;
  6. замещаемая на основе правоприменительного акта государственной администрации;
  7. имеющая определенное название и включение в реестр государственной службы;
  8. содержание которой финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Полномочия государственных  органов, задачи, стоящие перед государством, исполняют и решают государственные  служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность  деятельности всего аппарата зависят  от организации труда, умения, добросовестности, активности самих служащих1.

 

 

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ

Существует два аспекта ответственности  как социальной категории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего перед самим собой, своей собственной совестью) и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общества и государства, заключающегося в причинении виновному лицу отрицательных последствий материального или морального характера, в применении санкций за соответствующие правонарушения путем привлечения виновного лица к различным видам правовой ответственности — уголовной, административной, дисциплинарной за нарушения служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на государственной  службе — обязательное для всех государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Дисциплинарная ответственность  служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений с вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным должностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.), а также выборные муниципальные должности (депутат, член выборного муниципального органа, выборное должностное лицо местного самоуправления), не являются государственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышеперечисленным видам юридической ответственности является отрешение этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого Конституцией РФ и другими законами предусмотрены соответствующие юридические формы импичмент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недоверия Правительству РФ, освобождение от должностей указами Президента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и др.; решение квалификационной коллегии судей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности.

Лица же, замещающие государственные  должности государственной службы, могут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специальным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная ответственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность  служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинарной ответственности распространяется, например, на военнослужащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учреждений прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы, позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки; во-вторых, предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т. д.).

 

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненности распространяется на всех государственных гражданских и муниципальных служащих (государственных и муниципальных чиновников), а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц, государственных и негосударственных организаций и учреждений. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание; 

2) выговор; 

3) предупреждение о неполном  должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности;

5) увольнение с гражданской службы по строго установленным основаниям — неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного грубого нарушения должностных обязанностей в виде прогула (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание  (ст. 57)2.

 До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Информация о работе Дисциплинарная ответственность государственных служащих