Дисциплинарная ответственность государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:55, реферат

Описание

Дисциплинарная ответственность государственных служащих является важным средством обеспечения законности и эффективности государственного управления. В настоящее время укрепление дисциплины, искоренение коррупции и должностных проступков из сферы государственной службы являются важным элементом административной реформы, проводимой Президентом РФ.

Содержание

Ведение 3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ 4
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ 6
Дисциплинарная ответственность служащих по специальным уставам и положениям (уставная ответственность) 7
Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчиненности 7
Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка 10
3. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ОТ ДИЦИПЛИНАРНОГО И ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 12
Заключение 14
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ Дисциплинарная ответственность государственных служащих ..docx

— 48.33 Кб (Скачать документ)

Перед применением дисциплинарного взыскания по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению служащего проводится служебная проверка, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения служащим дисциплинарного проступка; вина служащего; причины и условия, способствовавшие совершению служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления, служащего о проведении служебной проверки. Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной  проверки поручается подразделению  государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа, данного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать  служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях  он обязан обратиться к представителю  нанимателя, назначившему служебную  проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в  проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной  проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена  не позднее чем через один месяц  со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему ее, в форме письменного заключения.

Служащий, в отношении  которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности. Временное отстранение производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

При применении дисциплинарного  взыскания учитываются тяжесть  совершенного служащим дисциплинарного  проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется  непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного  взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается  не имеющим такового. Представитель  нанимателя вправе снять со служащего  дисциплинарное взыскание до истечения  одного года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному  заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. При освобождении служащего от замещаемой должности в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Основания, условия и порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров.

Индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласий по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Служащий либо гражданин, поступающий  на гражданскую службу или ранее  состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Комиссия обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления. Решение комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии3.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:

1) служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;

2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации4.

Дисциплинарная ответственность  служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления в целях технического обеспечения их деятельности, но не являющихся государственными или муниципальными служащими, а также на работников всех социально-культурных и иных

учреждений и организаций любых  форм собственности, не являющихся органами государственной власти или местного самоуправления.

Этот вид дисциплинарной ответственности  выступает как средство обеспечения  трудовой дисциплины указанной категории  служащих, соблюдения ими трудового  распорядка на предприятиях, в учреждениях, организациях, который определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми в соответствии со ст. 190 ТК РФ работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации5.

Порядок или процедура дисциплинарного  производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины. 

Для привлечения любого служащего  к дисциплинарной ответственности требуется обязательное письменное его объяснение о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (ст. 193 ТК РФ)6.

 

 

 

3.ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА ОТ ДИЦИПЛИНАРНОГО И ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Российская правовая система охраняется тремя видами карательных санкций: уголовными, административными, дисциплинарными.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичное отличие — это общественная опасность. Безусловно, прежде всего, учитывается материальный критерий — размеры вредоностности деяний для общества. На основе такой оценки решают вопрос о виде противоправности: уголовной, административной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, используемых для привлечения к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, о различии между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, о состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и о других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об общественной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опасны, а проступки — менее.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качественная, а не количественная (более, менее опасны). Преступления общественно опасны, а проступки, как правило — нет.

Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ7- «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Согласно ч. 2 ст. 14 УК РФ «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным.

В связи с экономическими, политическими и иными процессами в обществе законодатель может прийти к выводу о целесообразности борьбы с определенными общественно опасными деяниями с помощью административных, а не уголовных наказаний.

Итак, главное различие преступления и проступка — общественная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности (уголовная, административная). Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или административного проступка проявляются и вторичные различия: порядок привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Сравнивая административные проступки с дисциплинарными, прежде всего, следует отметить, что и те и другие, как правило, не являются общественно опасными.

Что касается формального признака — противоправности, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями — их составы, система санкций и др., регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обучающихся, военнослужащих, сотрудников правоохранительных служб — административным правом, но другим его источником: не КоАП РФ8, а, например, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин, являющийся работником определенной организации. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей (военнослужащие могут нести дисциплинарную ответственность и за нарушение общественного порядка).

К ответственности за дисциплинарные проступки привлекает руководитель, субъект линейной власти, а к административной ответственности — представитель власти, субъект функциональной власти «в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости» (ст. 318 УК РФ).

Рассматриваемые виды правонарушений отличаются еще и такими вторичными критериями, как порядок привлечения к ответственности, система дисциплинарных взысканий и система административных наказаний9

Заключение

В настоящий момент правовое обеспечение института дисциплинарной ответственности и должностного проступка еще далеко до достижения стадии окончательного оформления. В  настоящее время в сфере законодательного регулирования дисциплинарной ответственности  государственных служащих выделилась основная проблема – отсутствие общего для всех видов государственных  служащих закона, четко определяющего  понятие должностного проступка, общие  и конкретные составы должностных  проступков, санкции и механизмы  применения мер дисциплинарного  воздействия. Для милитаризованных государственных служащих это проблема является особенно актуальной.

Некоторые ученые  полагают, что для  совершенствования правовой базы дисциплинарной ответственности  необходимо введение общих для всех видов милитаризованной службы Основ  дисциплинарной ответственности и  дисциплинарного производства с  едиными критериями, санкциями и  механизмами применения мер дисциплинарного  воздействия с определением порядка  контроля за их правомерным применением.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бахрах, Д.Н. Административное право России – 5-е изд., перер., доп. – М: Эксмо, 2010 – 607 с
  2. Конин, Н.М. Административное право России: учебник – 2-е изд., перераб., и доп. – М.:Проспект, 2010 – 445с
  3. Кодекс РФ об административных праонарушениях от 30.12.2001
  4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ
  5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г
  6. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
  7. ФЗ РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ О государственной службе

Информация о работе Дисциплинарная ответственность государственных служащих