Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:22, курсовая работа
Административное взыскание является мерой ответственности и приме-няется в целях воспитания лица, совершившего административное правона-рушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам со-циалистического общежития, а также предупреждения со-вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1. Предупреждение 7
2.2. Штраф 8
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 11
2.5. Лишение специального права 12
2.6. Исправительные работы 14
2.7. Административный арест 15
2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения
админист-ративных взысканий 21
3.2. Срок давности наложения административных
взыска-ний 23
3.3. Наложение взысканий за множественность
админист-ративных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29
В действующем законодательстве нет общих норм о сроке дав-но-сти наложения административных взысканий на коллективных субъек-тов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, зани-мающихся предпринимательской деятельностью без образо-вания юри-дического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обна-ружения нарушения.
В отношении
иных взысканий (конфискация, взыскание
сто-имости товаров), применяемых таможнями
и к индивидуальным, и к коллектив-ным
субъектам, сроки давности не действуют.
3.3. Наложение взысканий за множественность админист-ративных проступков
Множественность
административных проступков - это
вы-полне-ние одним лицом
Первым признаком множественности проступков является на-ли-чие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Вто-рой признак множественности - все противоправные деяния совер-шаются одним лицом, которое одновременно или разновременно вы-полняет не-сколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра-няет свою юридиче-скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по-следнем деликте. Иными словами, если отсут-ствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за не-сколько нарушений сразу или за рецидив.
Самый существенный критерий классификации множественно-сти административных проступков - совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нару-шение. Соот-ветственно выделяются совокупность и рецидив.
Под совокупностью понимается совершение одним лицом не-скольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.
Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).
Реальная совокупность
представляет собой систему составов,
вы-полненных разными
Реальная совокупность может быть совокупностью разнород-ных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в дей-ствиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправ-ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сло-жения взыска-ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска-ется ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя-тельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должно-стным лицом) и притом одновременно.
Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыс-кание все-гда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения ме-нее строгого наказания более строгим.
Рецидив проступка
- это совершение нового нарушения пос-ле
привлечения к
ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на-казывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от-ветственность. Если первое и второе деяние тождествен-ны, рецидив на-зывается специальным. Признак специального реци-дива является ква-лифицирующим признаком десятков составов ад-министративных про-ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привле-чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре-цидив.
Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:
Управление транспортными средствами водителями, находящи-мися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспорт-ным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, -
влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.
Те же действия, совершенные повторно в течение года, -
влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати мини-мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт-ными средствами на срок от одного до трех лет.
При решении вопроса об ответственности за специальный реци-див очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Ины-ми сло-вами, в течение какого срока гражданин считается привлекав-шимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не соверши-ло нового ад-министративного правонарушения, то это лицо считается не подвергав-шимся административному взысканию».
Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания сро-ка ли-шения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдель-ных проступков закрепляются исключения из общего пра-вила: годич-ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер адми-нистративного взыскания...».
Заключение
Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взы-сканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное
изъятие предмета, явившегося орудием
совер-шения или непосредственным объектом
административного пра-вонарушения;
4) конфискация
предмета, явившегося орудием совершения
или непосредственным объектом
административного правонару-
5) лишение специального
права, предоставленного
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) выдворение.
Со времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения - притом иногда значительные - коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.
Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?
Административное взыскание, во-первых, обозначает, под-твер-ждает факт административной ответственности поскольку, как говори-лось выше, без взыскания нет и самой ответственнос-ти) и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.
Административные взыскания применяются в качестве мер основ-ных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных ад-министративных взысканий; другие админи-стративные взыскания, ука-занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правона-рушение может быть наложено основ-ное либо основное и допол-нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования живот-ным миром.
Административные взыскания следует делить на абсолютно опре-деленные и относительно определенные.
По ряду правонарушений
предусмотрено примене-ние
1. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.
2. Бахрах Д.Н.
Административное право России.
Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА·М,
2000. Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в
3. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.
4. Закон от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836.
5. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.
6. Кодекс РСФСР
об административных
7. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной.- М.: ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 1997.
8. Комментарий
к Конституции Российской
9. Конституция Российской Федерации. М.: НОРМА-ИНФРА·М, 1996.
10. Манохин В.М.,
Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское
административное право:
11. Овсянко Д.
М. Административное право.
12. СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.
13. СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.
14. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. - ВВС РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.