Административные взыскания и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Административное взыскание является мерой ответственности и приме-няется в целях воспитания лица, совершившего административное правона-рушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам со-циалистического общежития, а также предупреждения со-вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание

1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1. Предупреждение 7
2.2. Штраф 8
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 11
2.5. Лишение специального права 12
2.6. Исправительные работы 14
2.7. Административный арест 15
2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения
админист-ративных взысканий 21
3.2. Срок давности наложения административных
взыска-ний 23
3.3. Наложение взысканий за множественность
админист-ративных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29

Работа состоит из  1 файл

Административное взыскания и их виды.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыска-ние, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттес-таты выда-ются только индивидуальным субъектам). Такие доку-менты выдаются в порядке разрешительной системы и на опреде-ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься опреде-ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на-званная мера - это тоже лишение спе-циального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер-вых, по-следняя мера применяется  только к. гражданам. А отзыв лицензии ис-пользуется как мера воздействия  
 
 

и на юридических  лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалифи-кационный  аттестат отзываются навсегда. Это  не означает, что лицо уже никогда  не будет иметь такого раз-решения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо-димо выполнение установленных требований: представление докумен-тов, уплата сбо-ров и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установ-ленного срока.

Взыскание стоимости  товаров или транспортных средств  со-стоит в принудительном изъятии  денежной суммы, составляющей сво-бодную (рыночную) цену таких товаров и  транспортных средств на день обна-ружения  нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения тамо-женных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и допол-нительным.

3. Общие принципы  наложения административных  взысканий

Глава 4 КоАП РСФСР  называется «Наложение админист-ративного  взыскания». Заголовок начинающей эту  главу ст. 33 КоАП РСФСР та-кой: «Общие правила наложения взыскания за админи-стративное пра-вонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила - принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу-ющие общие правила (принципы) карательного воздействия:

* законность;

* целесообразность;

* своевременность,  оперативность воздействия;

* сложение взысканий,  налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регла-ментирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные об-щие правила являются принципами применения любых каратель-ных санкций.

3.1. Законность и целесообразность  применения админист-ративных  взысканий

Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятель-но-сти. Его проявления многообразны: противоправность как основа-ние привлечения к ответственности,  
 
 

правильная квалификация дей-ствий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может  быть наложено только тогда, когда в  деянии лица установлен состав конкретного  проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность  за деяние, а в противо-правных действиях выявлены все предусмотренные правом при-знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по со-ответствующей статье.

Орган (должностное  лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко-торые ему подведомственны. Он может налагать взыскание в пре-делах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, изби-рать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномо-чий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может  быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесооб-разным применение иного взыскания, то должен направить дело су-дье.

Важнейший принцип  применения ответственности - целесо-образ-ность. Его главные проявления: индивидуализация кары и эко-номия ре-прессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при кото-рых было совер-шено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В зна-чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчаю-щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

* чистосердечное  раскаяние виновного;

* предотвращение  виновным вредных последствий  правонаруше-ния, добровольное возмещение  ущерба или устранение причи-ненного  вреда;

* совершение  правонарушения под влиянием  сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя-тельств;

* совершение  правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте  до од-ного года.

Этот перечень является открытым: законодательством  и право-применителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоя-тель-ства. А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, зак-ры-тый. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятель-ствами при-знаны: 
 
 

* продолжение  противоправного поведения, несмотря  на требова-ние прекратить его  уполномоченных на то лиц;

* повторное в  течение года совершение однородного  правонару-шения, за которое лицо  уже подвергалось административному  взыска-нию, совершение правонарушения лицом, ранее совершив-шим преступ-ление;

* вовлечение  несовершеннолетнего в правонарушение;

* совершение  правонарушения группой лиц;

* совершения  правонарушения в условиях стихийного  бедствия или при других чрезвычайных  обстоятельствах;

* совершение  правонарушения в состоянии опьянения.  Но право-применитель с учетом  конкретных данных может не  признать

последнее обстоятельство отягчающим.

Хочется отметить, что если признак включен в  состав, он не может в то же самое  время быть смягчающим или отягчающим вину обстоя-тельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструк-тивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к от-ветственности за этот состав.

Последовательное  обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими право-при-менителю возможность или прямо обязывающие  его заменить взыска-ние иными  мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения ка-рательных мер.

Альтернатива  первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи-тельно-сти  совершенного правонарушения орган (должностное  лицо), уполно-моченный решать дело, может освободить виновного от ответ-ственно-сти и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива  вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобож-дается от ответственности с передачей  материалов на рассмотрение общест-венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару-шителя к нему целесообразно применить меру общественного воздей-ствия.

Альтернатива  третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате-риалов об административных правонарушениях  военнослужащих, ра-ботников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисципли-нарных уставов, их командирам (начальникам) для привле-чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений. 
 
 

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери-алы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершен-нолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных  полно-мо-чиях правоприменитель, а две последние для него обязательны.

3.2. Срок давности  наложения административных  взыска-ний

Эффективность деятельности исполнительной власти государ-ст-венной администрации зависит и от последовательности осуществ-ления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из прояв-лений этого принципа - установление нормами права сро-ков соверше-ния действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение  о сроке давности наложения администра-тив-ного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к администра-тивной ответственности. По истечении этого срока про-изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра-щению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охра-нительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпе-вать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на-ложении взыска-ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви-тия - этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис-дикционный акт не будет принят, факт совер-шения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порож-денное им правоотноше-ние прекратится, не достигнув этапа ответ-ственности. В подобных слу-чаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоот-ношение.

Для того чтобы  правильно исчислять сроки давности и иные уста-новленные правом сроки, необходимо руководствоваться прави-лом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать:

Р - размер срока;

О - откуда считать;

К - конечный момент срока;

И - имеющиеся  изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятель-ства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в- 
 

третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или пре-рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР  устанавливает, что административ-ное  взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня  совер-шения правонарушения. По общему правилу срок давности при-влечения к административной ответственности равняется двум ка-лендарным ме-сяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вы-несено постановление о наложении взыскания, а фактически - фак-тическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматрива-емого срока давности законода-тельство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри-вает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном для-щемся на-рушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекраще-нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна-ков проступка ад-министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме-сяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре-кращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле-дующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а од-ному месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три  варианта опре-деления старта срока  давности: день совершения проступка, день обна-ружения и день вынесения  постановления о прекращении  уго-ловного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как  и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности  индиви-дуальных субъектов. Кроме того, он является общим прави-лом, которое  применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специ-альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс-кания, как предупреж-дение, штраф, отзыв квалификационного аттес-тата «могут быть нало-жены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисле-ние начи-нается с момента обнаружения нового нарушения.

Информация о работе Административные взыскания и их виды