Административные взыскания и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Административное взыскание является мерой ответственности и приме-няется в целях воспитания лица, совершившего административное правона-рушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам со-циалистического общежития, а также предупреждения со-вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание

1. Система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 7
2.1. Предупреждение 7
2.2. Штраф 8
2.3. Возмездное изъятие 9
2.4. Конфискация 11
2.5. Лишение специального права 12
2.6. Исправительные работы 14
2.7. Административный арест 15
2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения
админист-ративных взысканий 21
3.2. Срок давности наложения административных
взыска-ний 23
3.3. Наложение взысканий за множественность
админист-ративных проступков 25
Заключение 28
Библиография 29

Работа состоит из  1 файл

Административное взыскания и их виды.doc

— 179.00 Кб (Скачать документ)

2.2. Штраф

Штраф - мера имущественного характера. В настоящее вре-мя санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде-ления размеров штрафов.

1) в определенной  сумме (до пятисот рублей и  т. д.);

2) кратно месячному  доходу (до трехмесячного дохода, напри-мер). В ряде стран такую  санкцию называют «штраф-день»;

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально  минимальному месячному размеру  оплаты труда. Этот вариант  определения штрафов законодатель  ис-пользует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми-нимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, - на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть под-вергнут индивидуальный субъект, - 100 минимальных окладов. Самый боль-шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, - 25 ты-сяч минимальных окладов  
 
 

Федеральный закон  «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку-ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977..

Следует также  учесть, что Законом Российской Федерации  от 14 июля 1992 г. Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970. установлен до принятия нового кодекса порядок перерас-чета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер-дой сумме. В законе назван такой «масштаб» рас-чета налагаемых на ос-нове КоАП штрафов:

...если верхний  предел штрафа не превышает:

- десяти рублей, считать его равным одной десятой  минимального ме-сячного размера оплаты труда, установленного законодательством Рос-сийской Федерации на момент совершения правонарушения;

- тридцати рублей, считать его равным одной третьей  минимального размера оплаты  труда...

- пятидесяти  рублей, считать его равным одной  второй минимального размера оплаты труда...

- ста рублей, считать его равным одному  минимальному размеру оп-ла-ты  труда...

- двухсот рублей, считать его равным двум минимальным  размерам оплаты труда...

- трехсот рублей, считать его равным трем минимальным  размерам оплаты труда...

- пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным  размерам оплаты труда...

- тысячи рублей, считать его равным семи минимальным  размерам оплаты труда...

- трех тысяч  рублей, считать его равным десяти  минимальным разме-рам оплаты труда.

2.3. Возмездное изъятие 

Возмездное  изъятие применяется только в отношении пред-метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек-том адми-нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди-тельном изъя-тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст-веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак-тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив-шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель  очень редко использует эту меру в качестве санк-ции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в  
 
 
 

альтернативных  санк-циях. А по-скольку порядок  реализации этой санкции сложнее, чем  конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ-ляются обосно-ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие  как вид административного взыскания  рас-пространя-ется только на предметы, которые явились орудием соверше-ния  или непосред-ственным объектом административного правонаруше-ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен-ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше-нии собственника предметов, использовав-шихся в качестве орудия со-вершения или явившихся непосредственным объек-том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы-ска-нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит  из трех взаимосвя-занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред-мета у правонаруши-теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче-том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд-ности это изъятие отличается от другого админи-стративного взыскания - конфискации предмета, явившегося орудием соверше-ния или непо-средственным объектом административного правонарушения. При кон-фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го-сударства.

Возмездное  изъятие предмета может применяться  как в качестве основно-го, так и  дополнительного  административного  взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко-декса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы преду-смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до-полнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил пере-возки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклоне-ние от реализации огнестрельного гладкоствольного охот-ничьего оружия и бое-вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на-рушение законодатель преду-сматривает возможность наложения допол-нительного взыскания в виде возмезд-ного изъятия предмета, то за вто-рое нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взы-скание - штраф.

2.4. Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не-посредственным объектом административного правонарушения, со-стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска-ция всегда является специальной: она производится только в отноше-нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на-званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме-няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа-сов к нему, а также других орудий охоты. 
 
 

В ст. 29 КоАП РСФСР  подчеркнуто, что конфискован может  быть лишь предмет, находящийся в  личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация - мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус-мотрено санк-циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле-жащую нару-шителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска-ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении  Конституционного Суда Российской Феде-рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458., сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федера-ции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации по-стольку, поскольку она пре-дусматривает в качестве меры админист-ративной ответственности конфис-кацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несо-размерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не  соответствующими Конституции Российской  Федера-ции, ее статьям 35 (части  1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую  статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР  об административных пра-вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра-вонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...

4. Согласно частям  первой и второй статьи 79 Федерального  кон-ституционного закона «О Конституционном  Суде Российской Федерации» настоящее  постановление является окончательным,  не подлежит обжалова-нию, вступает  в силу немедленно после его про-возглашения, действует непос-редственно и не требует подтвержде-ния другими органами и должностными лицами...

Хотя  в постановлении  КС РФ признаются не соответствую-щими Конституции  РФ только три административно-правовые нор-мы, оче-видно, что  неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликова-ния постановления в «Россий-ской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов-ления о конфискации в адми-нистративном порядке неконституционны. 
 
 
 

2.5. Лишение специального  права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право-субъектности гражданина в административном порядке за администра-тивные про-ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль-ный административный статус. Если гражданин неправильно ис-пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное  взыскание в виде лишения специального права, пре-доставленного данному  гражданину, состоит в ограничении  наруши-теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог-раничивает возмож-ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише-ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс-плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление  такого специального права связано с наличием ряда обя-зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз-раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе-деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас-ности дорожного движения" СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873. право на управление автотранспортными средствами предос-тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив-шим соответствующее удостоверение. На территории Россий-ской Федерации действуют национальные и международные водитель-ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за-конодательством и в отношении права на управление маломерными су-дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион-ный экзамен, для охотников - техминимум. Водительские удостовере-ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен-ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд-ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле-ние транс-портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото-рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води-теля, не превышает восьми, предос-тавляется лицам, имеющим води-тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест-вом.

Лишение специального права применяется чаще всего  в отноше-нии водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным  законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности ли-шение права, на управление транспортными средствами, устанавлива-ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри-вается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 - управление транспортными средствами водите-лями, находящи-мися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 - нарушение водите-лями пра-вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, по- 
 
 

влекшее причинение легких телесных повреждений), за систематиче-ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), гру-бое наруше-ние механизаторами правил технической эксплуатации сель-скохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судо-водителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты при-метается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано  со значи-тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде-ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене-ние этого административного взыска-ния влечет для водителя-профес-сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять при-надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото-циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает  ряд условий, ограничивающих применение лише-ния  специального права. Ограничивает закон  и применение лише-ния  права на управление транспортными средствами. Данное админист-ративное взыскание не может, по общему правилу, применяться к ли-цам, которые поль-зуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указан-ного правила есть исключения. Лишение во-дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле-ния транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транс-портного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс-портного происшествия, уклонения от прохождения в установлен-ном порядке освидетельствования.

Информация о работе Административные взыскания и их виды