Административные наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание

Основная цель настоящей работы – изучение развития российского наследственного права и перспектив его дальнейшего преобразования, проанализировать проблемы наследования по закону в соответствии с нормами российского права.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1. Понятие, история, наследования по закону в России 5
1.1. История наследования по закону в России 5
1.2. Понятие наследования по закону в России 9
2. Проблемы теории и практики при наследовании по закону и пути их решения 16
2.1. Проблемы определения наследственной массы при наследовании предприятия как имущественного комплекса 16
2.2. Проблемы наследования выморочного имущества 20
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 33
Список сокращений 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 66.36 Кб (Скачать документ)

Согласно  пункту 5 Инструкции документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве  государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества  по праву наследования к государству  может быть и соответствующее  судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.

Учитывая  то, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств выдачи в установленном порядке свидетельства о праве государства на наследство либо соответствующее судебное решение, по которому денежные средства, находящиеся на счетах умершего заемщика, были зачислены в доход федерального бюджета и перешли в порядке наследования к соответствующему налоговому органу, исковые требования не подлежали удовлетворению.

Наследники  по закону (за исключением Российской Федерации), не подавшие по месту открытия наследства в установленные сроки  по тем или иным основаниям заявления  о принятии наследства либо о выдаче свидетельства о праве на наследство (либо подавшие, но получившие отказ  в выдаче свидетельства), но фактически принявшие какое-либо имущество  из наследственной массы, считаются  принявшими наследство (имеет место  презумпция наследства). Бесспорно, что, не прибегая к обращению в суд  с исковым заявлением о признании  права собственности в порядке наследования по закону, доказать факт принятия наследства, а точнее - подтвердить его и защитить свои наследственные права, обеспечив возможность последующего надлежащего оформления своих прав на перешедшее наследственное имущество, не представляется возможным. Мотивацией для обращения в суд, как правило, служит невозможность без свидетельства о праве на наследство оформить правоподтверждающие документы на полученное имущество (поставить на учет в органах ГИБДД полученное автотранспортное средство и т.д.).

Подобные  иски получили распространение не только вследствие расширения круга наследников  ГК РФ, но и вследствие существующих пробелов регламентации следующих  вопросов: процедуры приобретения выморочного  имущества; какой именно государственный  орган должен принимать выморочное имущество в свое владение, оплачивать долги наследодателя, участвовать  в отношениях с лицами, претендующими  на то же имущество в порядке наследования.

Порядок наследования выморочного имущества  в целом определен в части  третьей ГК РФ, однако в ее нормах не решен вопрос о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать  в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации. Так, в  п. 1 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени  Российской Федерации в гражданских  правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Федеральным органом исполнительной власти, управомоченным принимать выморочное имущество, включая  земельные участки в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, осуществлять учет федерального имущества  и его передачу в государственную  собственность субъектов РФ и  муниципальную собственность, является, по мнению одних -  Федеральное агентство  по управлению государственным имуществом,  по мнению других – Федеральная  налоговая служба.

Так, Федеральный  арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел в судебном заседании  кассационную жалобу заинтересованного  лица - Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 3 по Ивановской области на решение от 26 декабря 2005 г. по делу № А17-4735/5/2005 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьей Тимошкиным К.А., по заявлению прокурора Ивановской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области о признании незаконным бездействия налогового органа (третьи лица - Комитет по управлению имуществом администрации города Шуя Ивановской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ивановской области) и установил следующее.

Прокурор  Ивановской области (далее Прокурор) обратился в Арбитражный суд  Ивановской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной  налоговой службы № 3 по Ивановской области (далее - Инспекция) о признании  незаконным бездействия Инспекции  в виде неосуществления действий по приобретению в порядке наследования в собственность Российской Федерации  наследственного имущества умершей  Колесовой А.П. в виде доли квартиры в размере 41/100, расположенной по адресу: Ивановская область, город Шуя, площадь Комсомольская, 12, квартира 145, и обязании налогового органа осуществить  действия по приобретению данного имущества  в собственность Российской Федерации.

Заявленные  требования основаны на п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положении  о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву  наследования к государству, и кладов, утвержденном Постановлением Совета Министров  СССР от 29 июня 1984 г. № 683 (далее - Положение  об учете имущества от 29 июня 1984 г.), и Инструкции о порядке учета  оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего  по праву наследования к государству, и кладов, утвержденной Министерством  финансов СССР от 19 декабря 1984 г. № 185 (далее - Инструкция Минфина от 19 декабря 1984 г.), и мотивированы тем, что бездействие  Инспекции нарушает интересы Российской Федерации в сфере экономической  деятельности по приобретению выморочного имущества в установленном законом порядке и по дальнейшему распоряжению им.

К участию  в деле в качестве третьих лиц  привлечены Комитет по управлению имуществом администрации города Шуя Ивановской области (далее - Комитет) и Территориальное  управление Федерального агентства  по управлению федеральным имуществом по Ивановской области (далее - Теруправление).

Решением  от 26 декабря 2005 г. суд удовлетворил заявленные требования, сославшись на ст. 125 (п. 1), 1151 (п. 2) и 1162 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 4 (абзац 2) Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса  Российской Федерации", Положение  об учете имущества от 29 июня 1984 г. и Инструкцию Минфина от 19 декабря 1984 г. При этом суд исходил из того, что налоговые органы выступают  от имени Российской Федерации при  наследовании имущества, перешедшего  в установленном порядке по праву  наследования к государству.

В апелляционной  инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция  обратилась в Федеральный арбитражный  суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального  права.

Изучив  материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого  судебного акта.

Таким образом, основной проблемой наследования выморочного  имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность  субъектов Российской Федерации  или муниципальных образований. На основании изложенного думается, что в законе, издание которого предусмотрено в ст. 1151 ГК РФ, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе, и обязаны  участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в  частности получать свидетельства  о праве на наследство и выступать  от ее имени в судебных делах о  наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения. До настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает немало практических проблем. Наличие этих и других вопросов наследования государством выморочного имущества свидетельствует об объективной необходимости совершенствования законодательства.

Заключение

Таким образом, в ходе анализа теоретических  и практических проблем наследования по закону мы приходим к следующим  выводам:

Расширение  круга наследников по закону до восьми очередей является, несомненно, прогрессивным  шагом на пути совершенствования  наследственных правоотношений, поскольку  ГК РСФСР 1964 г. не в полной мере обеспечивал  права и законные интересы граждан. Возможность сокращения случаев  призвания государства к наследованию при наличии родственников наследодателя  в значительной степени способствует становлению гражданского общества в нашей стране, а также укреплению и развитию основных начал гражданского законодательства.

Еще одна актуальная проблема российской действительности, которая требует своего разрешения – наследственные права фактических  супругов.

Представляется, что в условиях увеличения количества фактических браков закрепление  за фактическими супругами наследственных прав является актуальным и будет  служить защите их имущественных  интересов. В частности, представляется целесообразным:

- закрепление  в СК РФ понятия "фактический  брак", его критериев, а также  порядка заключения соглашения  о вступлении в фактический  брак;

- предоставление  ограниченных квазинаследственных  прав фактическим супругам в  части предметов домашней обстановки, которые будут приобретены после  заключения указанного соглашения.

Проблема  отказа от выделения супружеской  доли пережившим супругом требует более  четкого законодательного регулирования, в частности, имеет смысл прямо  закрепить в законодательстве такую  возможность. Это позволило бы решить ряд практических проблем, возникающих  при оформлении наследственных прав, а также предотвратило бы в  ряде случаев необходимость обращения  в суд. Кроме того, представляется необходимым разрешение вопроса  оформления наследственных прав пережившего  супруга и других наследников  в случае, когда право собственности на имущество, приобретенное в период брака супругами, зарегистрировано за пережившим супругом.

В литературе высказываются обоснованные предложения  о внесении изменений в действующее  законодательство с тем, чтобы при  наличии обстоятельств, позволяющих  лицу наследовать по праву представления (п. 1 ст. 1146 ГК) и в качестве нетрудоспособного  иждивенца (ст. 1148 ГК), оно призывалось  по второму из указанных оснований  как предусматривающему не только дополнительные условия (иждивение наследодателя  в течение определенного срока), но и обеспечивающему получение  наследственной доли независимо от степени  родства (представляющие наследники из первой - третьей очередей могут  быть устранены как представляемыми  наследниками, так и наследниками предшествующих очередей) и, как правило, в более крупном размере, чем  при наследовании по праву представления;

Основной проблемой  наследования выморочного имущества  является отсутствие закона, определяющего  порядок его наследования, учета  и передачи в собственность субъектов  Российской Федерации или муниципальных  образований. На основании изложенного  думается, что в законе, издание  которого предусмотрено в ст. 1151 ГК РФ, было бы целесообразно четко  определить, какие именно органы вправе, и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения. До настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает немало практических проблем.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Наследство 

имущество, переходящее в порядке  наследования от умершего (наследодателя) к наследникам.

2

Бремя содержания имущества

денежные расходы, а также затраты  нестоимостного характера на содержание имущества, которые несет, как правило, собственник имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

3

Выгодоприобретатель

физическое или юридическое лицо, назначенное страхователем для  получения компенсации ущерба в  результате наступления страхового случая.

4

Выморочное имущество

имущество, оставшееся после владельца, умершего без наследников, и поступающее  в доход казны.

5

Душеприказчик

не являющееся наследником лицо, которому завещатель поручил исполнение завещания.

6

Завещание

распоряжение своим имуществом на случай смерти, сделанное в установленном  законом порядке. Завещатель имеет  право лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников  по закону, за исключением лиц, имеющих  право на обязательную долю.

7

Имущественные отношения

отношения физических и юридических  лиц между собой и друг с  другом, имеющие форму ссуд, кредитов, аренды, купли-продажи.

8

Имущественный ущерб

ущерб, нанесенный имуществу физического  или юридического лица вследствие причинения ему вреда или неисполнения с  ним договора.

9

Имущество

обладающие полезностью объект/объекты  владения или использования физическим или юридическим лицом.

10

Исполнение завещания 

в гражданском праве - совершение необходимых  действий по осуществлению воли умершего, выраженной в завещании.

11

Место открытия наследства

последнее постоянное место жительства наследодателя.

12

Налог на наследство

налог, взимаемый с общей стоимости  имущества, полученного по завещанию, в случае превышения установленного законом минимума. Иногда налог на наследство возрастает при уменьшении степени родства или близости к умершему.

13

Наследник

гражданин, юридическое лицо, государство, субъект государства, муниципальное  образование или международная  организация, призванные к наследству. В гражданском праве различают  наследников по закону и наследников  по завещанию.

14

Наследование 

в широком смысле - социальный институт, регулирующий условия и порядок  перехода имущества, личных прав и обязанностей умершего к другим лицам.

15

Наследование вклада

переход вклада после смерти вкладчика  к его наследникам по завещанию  или наследникам по закону.

Информация о работе Административные наказания