Административно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть
Административная правосубъектность индивидуальных субъектов.7
Административно-правовой статус гражданина………………….... ..16
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………..19
Способы защиты прав граждан………………………………………… .21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

адм.-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан.docx

— 56.83 Кб (Скачать документ)

3) активная  деятельность самих граждан, использующих  предоставленные им

права. Учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, здесь можно выделить и процессуальную защиту. Уголовно-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы  тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам, либо обращается за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Основной  гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан. По желанию последних им оказывают юридическую помощь коллегии адвокатов. Участие адвокатов в уголовном и гражданском процессах закреплено рядом законов и широко практикуется в нашей стране. Намного хуже обстоит дело в административном процессе.                                                                                Принятый Федеральным законом от 03.12.2007 №320 - ФЗ. Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» установил, что адвокат «дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме; составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера; участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве; участвует в качестве представителя или защитника доверителя в … производстве по делам об административных правонарушениях; представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;  
представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;  
участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве. …»

По поручению  гражданина адвокат может активно участвовать в решении жилищных, пенсионных, земельных и многих других дел, выступать на стороне виновного или потерпевшего при рассмотрении дел об административных правонарушениях. К сожалению, адвокатура крайне редко включается в административный процесс.

Ежегодно  в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно группировать по: содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), авторам (индивидуальные, групповые), форме (устные, письменные), адресатам, делить на первичные и повторные и т. д.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения все обращения граждан следует поделить на два типа:

1) административные, т. е. рассматриваемые во внесудебном  порядке, в

административном  процессе;

2) судебные, т. е. рассматриваемые судами  в процессе осуществления

правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства.

Все остальные  жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

Здесь необходимо сделать несколько пояснений.

Во-первых, в  законодательстве обращения первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.

Обращения граждан  в суд закон называет жалобами и исками, и общее название —судебная  жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

— на административные акты, рассматриваемые в порядке административной юстиции;

 — по  делам частного обвинения; 

— кассационные.

Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

Право гражданина обжаловать акты субъектов  власти — атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными, причины которых различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.

Право на жалобу является средством защиты прав и  средством укрепления

законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

Наряду с  названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги, собрания, пикеты) и др.

Право граждан  на защиту значительно расширено  в 90-х годах. Конституцией РФ закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации.

    

    

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Административно-правовой статус гражданина является частью общего правового статуса, который регламентируется гл. 1 и 2 Конституции РФ, а также специальными нормативно-правовыми актами по вопросам статуса гражданина. В состав правового статуса гражданина многие авторы включают различные элементы: права, обязанности, ответственность, правоспособность, гарантии. В науке нет единого мнения по определению правового статуса личности.

Глава 5 нового Кодекса РФ об административных правонарушениях  является первой по счету главой Особенной части Кодекса (его раздела II), ее название - "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". В этом ее первостепенное место в числе других глав Особенной части.

К правам и  свободам граждан, об ответственности  за нарушение которых идет речь в рассматриваемой гл. 5 Кодекса, относятся: права граждан на участие в выборах и референдумах (ст. 5.1-5.25), право на свободу совести и

вероисповедания (ст. 5.26), трудовые права граждан (ст. 5.27-5.34, 5.40),

права несовершеннолетних (ст. 5.35-5.37), право на проведение собраний,

митингов  и демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 5.38), право на

получение информации (ст. 5.39), право на социальную помощь при погребении (ст. 5.41), права инвалидов (ст. 5.42-5.43) и право на социальное страхование (ст. 5.44). Почти все права из приведенного перечня относятся к ряду основных (конституционных) прав и свобод человека и гражданина, закрепленных ст. 32, 28, 37, 31, 24, 39 и другими статьями Конституции РФ. Это лишний раз подчеркивает значимость данных общественных отношений, охраняемых нормами административной ответственности.

Можно предполагать, что обновленный с принятием  КоАП РФ правовой механизм защиты прав граждан путем привлечения виновных лиц к административной ответственности будет работать более четко и слаженно, чем раньше.

 Для укрепления административно-правового статуса гражданина важное значение имеет идея Кодекса о том, что единственным источником законодательства об административной ответственности (по аналогии с уголовным законодательством) является закон (ст. 1.1). Этим исключается возможность установления административной ответственности указами Президента Российской Федерации, президентов республик, актами государственных органов исполнительной власти — Правительства РФ, правительств республик и других субъектов Федерации, руководителей местных администраций. Повышение уровня правового регулирования безусловно должно способствовать усилению гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1)  Конституция Российской Федерации

2)  Административный Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 07.02.2011)                                           

3) ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. 
4)  ФЗ РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".                                                                                                                                                                 5)  П. 3 ст. 18 Федерального закона РФ от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей".                                                                                            6) ФЗ от 03.12.2007  №320 - ФЗ. Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»

7)  Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002.

8)  Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник.- "Юстицинформ", 2007 г.

9)  Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008 г.

10) www.base.garant.ru (информационно-правовой портал «Гарант»)

11)  www.notariat.ru (федеральная нотариальная палата)

12)  www.lawtoday.ru  («Закон сегодня» информационный образовательный юридический портал)

 


Информация о работе Административно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан