Административно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:59, контрольная работа

Описание

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.
Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Основная часть
Административная правосубъектность индивидуальных субъектов.7
Административно-правовой статус гражданина………………….... ..16
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………..19
Способы защиты прав граждан………………………………………… .21
Заключение…………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

адм.-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан.docx

— 56.83 Кб (Скачать документ)

 В соответствии с  п. 3 ст. 18 Федерального закона от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

 В данном случае наряду с возрастным критерием при определении административной правоспособности физического лица законом установлен также критерий гражданства.

 Очевидный пример критерия  пола при определении административной  правоспособности предоставляют  отношения по поводу призыва  граждан на военную службу. Лица  женского пола в отношениях  воинского призыва участвовать  не могут и в данном случае  являются неправоспособными.

 Иногда законодательство  ставит административную правоспособность  в зависимость от уровня профессионального  образования. Например, на государственной  гражданской службе может состоять  только гражданин, имеющий высшее  или среднее профессиональное образование.

 В отношениях по лицензированию  отдельных видов деятельности  обычным критерием административной  правоспособности физических лиц  - лицензиатов являются стаж работы  и квалификация. Например, лицензию  нотариуса может получить гражданин,  прошедший стажировку сроком  не менее 1 года (в отдельных  случаях - не менее 6 месяцев)  в государственной нотариальной  конторе или у нотариуса, занимающегося  частной практикой и сдавший  квалификационный экзамен.

  Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность. Административная деликтоспособность не должна смешиваться с административной дееспособностью, поскольку в данном случае имеет место не исполнение обязанности или воздержание от нарушения запрета, а претерпевание негативных последствий ранее совершенного противоправного поведения.

 Административная деликтоспособность  граждан имеет четкие критерии, определенные в Кодексе Российской  Федерации об административных  правонарушениях. Таких критериев  всего два: возраст и вменяемость.  Административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения  возраста 16 лет. Не подлежит административной  ответственности физическое лицо, которое во время совершения  противоправных действий (бездействия)  находилось в состоянии невменяемости,  то есть не могло осознавать  фактический характер и противоправность  своих действий (бездействия) либо  руководить ими вследствие хронического  психического расстройства, временного  психического расстройства, слабоумия  или иного болезненного состояния  психики.

             

 

 

2. Административно-правовой статус  гражданина    

Права и обязанности граждан в сфере  административного права в основном производны от конституционных и  конкретизируются во многих законах  и подзаконных актах.                                                                                 Административно-правовой статус граждан Российской Федерации, составляющий важнейшую часть их общего правового статуса и закрепленный во многих законах и подзаконных актах состоит в следующем: комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права; гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.                                                                                 Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены в зависимости:                    

  • от принципа разделения властей – на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти;
  • от юридической силы – на законы и подзаконные акты;
  • от характера компетенции издающих их органов – на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

В правовых актах не отождествляется  правовой статус личности (человека) и  гражданина Российской Федерации. Гражданин  обладает большим объемом прав и  обязанностей, чем человек как  таковой. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, не имеют некоторых  прав и обязанностей, принадлежащих  ее гражданам.                                                                   В формировании и реализации составляющих административно-правового статуса граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большое значение имеют органы государственного управления и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

 1. издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);                                                                               2. организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;                                                       3. помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав(например, в вопросах социальной защиты);                                                                    4. осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Таким образом, административное право конкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционным  правом, и делает это при помощи органов государственного управления и местного самоуправления.                                                                                     Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.                    Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно- правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения.        Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)                                                                          Однако, деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё отражение в административно-правовых.                  Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы: статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны; адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться.                                                                  Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений. Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права, нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.                                Административная дееспособность гражданина – признаваемая за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осуществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные правонарушения в соответствии с действующими правовыми актами.                                                                         Вся система административно-правовых отношений, субъектами которых могут быть граждане, определяется их административной правоспособностью. Но возникают они в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициативе, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа государственного управления, местного самоуправления или его должностного лица. При этом в осуществлении субъективных прав инициатива преимущественно принадлежит гражданам.

3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющих правовое положение иностранных граждан в РФ, является Конституция РФ (ст.27,62,63), ряд федеральных законов: «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие законодательные акты.                                     Ч.3 ст.62 Конституции РФ гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом ли международным договором».            Основной формой установления особенностей правового статуса иностранцев является Федеральный закон, а основная сфера, где они устанавливаются, - сфера отношений граждан с органами исполнительной власти.                                                                                                      Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства можно разделить на общие, групповые и индивидуальные.                                                                                                            К общим относятся следующие:

  • они не могут быть государственными служащими (за исключением государственных служащих военной службы по контракту), занимать некоторые должности (Президента России, командира экипажа воздушного судна и др.);
  • они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • на них не распространяется воинская обязанность;
  • их административная деликтоспособность специфична (за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться иностранцы и лица без гражданства, только к ним может применяться такое наказание, как административное выдворение);
  • они не могут быть членами политических общественных объединений;
  • иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением граждан стран СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде) могут въезжать в Россию только при наличии разрешения, визы;
  • они проживают и осуществляют деятельность на основании специальных документов;
  • они могут быть признаны беженцами, приобрести гражданство России.

Групповые особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства обусловлены многими обстоятельствами: временем, целью пребывания в России (туризм,учёба, служебные дела и др.), страной, из которой прибыл иностранец, и т.д.

По времени пребывания на территории России всех иностранных граждан и апатридов можно поделить на:

  • постоянно проживающих;
  • временно проживающих;
  • временно пребывающих;
  • проезжающих через территорию России транзитом.

 

 

 

 

 4. Способы защиты прав граждан                     

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности  и других благ

является  важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, т. е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и общественных органов, должностных лиц в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями граждан, обеспечивает его государственным принуждением, вследствие чего оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

Если юридическими нормами закреплено субъективное право  граждан, но оно не обеспечено надлежащей защитой, то такие нормы в значительной степени декларативны. Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан — необходимое условие становления правового государства.

Обобщенно можно  говорить о двух главных направлениях юридической защиты личности:

1) от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий

других граждан;

2) от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Административному праву принадлежит важная роль в  защите прав граждан от неправомерных действий субъектов государственной власти, органов местного самоуправления.

Основными средствами защиты прав и интересов граждан  от злоупотреблений, бюрократизма, некомпетентности и других аномалий в деятельности должностных лиц, органов и иных обладателей властных полномочий являются:

1) создание  организационно-правового механизма  и повседневная работа

уполномоченных  государственных (муниципальных) органов (суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.), важнейшей задачей которых является защита правопорядка;

2) существование  и деятельность независимых от  государства институтов

гражданского  общества, способных оказать помощь гражданам. Среди них есть институты: созданные специально для этой цели (адвокатура); для которых такая деятельность является основной (профсоюзы); а также иные (средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т. д.);

Информация о работе Административно-правовые гарантии обеспечения прав и свобод граждан