Административное наказание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание

Административные наказания оказывают значительное влияние на состояние правопорядка в стране, способствуют предупреждению преступлений. Вместе с тем для более успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать, насколько результативны эти наказания, какое воздействие они оказывают на сознание и поведение людей, ибо без достоверных данных об эффективности административных наказаний невозможно оптимизировать практику их применения, совершенствовать законодательство об административной ответственности.

Содержание

Введение………………………………………………….…………..3
Понятие и цели административного наказания….…………….5
Виды административных наказаний…………………………….9
2.1 Административный штраф…………………………………………11
2.2 Возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения………………………………….13
2.3 Конфискация орудия совершения или предмета ………………14
административного правонарушения
2.4 Лишение специального права……………………………………..15
2.5 Административный арест……………………………………….16
2.6 Административное выдворение…………………………………17
2.7 Дисквалификация…………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

готовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

      КоАП  предусматривает ограничение в  применении данной меры: возмездное изъятие  охотничьего оружия, боеприпасов  и Других дозволенных орудий охоты  и рыболовства не может применяться  к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.

      2.3    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

      Эта мера административного наказания  состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся в личной собственности правонарушителя.

      КоАП  устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений. Так, в соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

      Исходя  из ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, установившей, что «никто не может быть лишен  своего имущества иначе как по решению суда», конфискацию как вид административного наказания могут применять только судьи.

      От  конфискации как вида административного  наказания за совершенное административное правонарушение, приводящего к лишению  собственника права на определенное имущество, отличается изъятие (арест) материальных объектов собственности из незаконного владения виновного лица как мера пресечения или процессуальная мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемая в том числе для обеспечения возможной последующей конфискации. Такое изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами исполнительной власти, в определенной степени ограничивает право собственника пользоваться и распоряжаться им, но не порождает перехода права собственности к государству. Поэтому оно производится без судебного решения, что не препятствует обжалованию такого изъятия (ареста)в суде.

      До  судебного решения должностные  лица органов исполнительной власти, реализующие установленные законом  полномочия, вправе изымать у нарушителя вещи, документы, налагать арест на имущество, задерживать транспортные средства и т.д. именно потому, что все эти меры, не являясь санкцией за совершенное правонарушение, не влекут лишения имущества (автомашины, моторной лодки, охотничьего ружья и т.д.). В момент такого изъятия не могут считаться установленными ни само деяние, ни вина в его совершении. Эти обстоятельства требуют последующего рассмотрения и доказывания в ходе надлежащей процедуры, особенности которой зависят от характера возможной санкции, поскольку ею определяется существо ограничений прав, свобод и конных интересов. Изъятое имущество хранится до рассмотрения дела, затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуется или возвращается владельцу либо уничтожается.

      Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

      2.4    Лишение специального права

      Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Срок лишения такого права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

      Лишение специального права применяется  чаще всего в отношении водителей  транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами, устанавливаются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматривается КоАП за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, нарушение правил движения через железнодорожные пути, нарушение водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, управление судном судоводителем в состоянии опьянения.

      Лишение права охоты применяется за нарушение  правил охоты.

      Административное  наказание в виде лишения специальных  прав связано со значительными правоограничениями, так как влечет запрет на занятие  определенной деятельностью в течение срока, определенного в постановлении о применении данного наказания: для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя — в течение установленного срока управлять принадлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мотоциклом,  маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

      КоАП  относит применение рассматриваемого административного наказания к  компетенции различных органов. Лишение права на управление автотранспортом и городским электротранспортом применяют органы внутренних дел; права на управление тракторами, комбайнами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами — органы гостехнадзора, на управление маломерными судами:— органы государственной инспекции по маломерным судам. Право назначать административное наказание в виде лишения права охоты предоставлено органам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты. В ст. 23.1 КоАП установлено, что лишение специального права назначается судьей в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье.

      2.5    Административный арест

      Административный  арест, т.е. содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Административный арест назначается только судьей.

      Административный  арест устанавливается и назначается  лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

      Административный  арест является самым суровым  административным наказанием и применяется  за правонарушения, граничащие по своей  общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Условия отбывания этого наказания весьма строгие. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

      Обычно  административный арест применяется  к гражданам. Однако в условиях чрезвычайного  положения он может применяться  и к должностным лицам. Срок административного  задержания включается в срок административного ареста.

      Административный  арест предусмотрен, в частности, за следующие административные правонарушения: потребление наркотических средств  или психотропных веществ без  назначения врача; мелкое хулиганство; оставление водителем в нарушение  Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, и др.

      Применение  административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

      2.6    Административное выдворение

      Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации.

      Административное  выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается  в отношении иностранных граждан  и лиц без гражданства и  назначается судьей, а в случае совершения ими административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.

      Таким образом, административное выдворение как меру административного наказания  за совершенное правонарушение необходимо отличать от административного выдворения (отправки, передачи) иностранных граждан  и лиц без гражданства как  меру административного пресечения. Эта мера применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории РФ и пересекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в РФ документов.

      В случаях, когда в отношении указанных  нарушений Государственной границы  отсутствуют основания для возбуждения  уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении и соответствующие лица не пользуются  

      правом получения политического убежища, органы и войска Федеральной Пограничной службы задерживают их и в официальном порядке передают властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ. 

      2.7    Дисквалификация

      Дисквалификация как мера административного наказания заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

      Дисквалификация может применяться к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или  административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

      Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

      Статьями  Особенной части КоАП дисквалификация  предусмотрена за нарушение законодательства о труде и об охране труда, за фиктивное  или преднамеренное банкротство, неправомерные  действия при банкротстве, ненадлежащее управление юридическим лицом и др.

      Административное  наказание в виде дисквалификации  назначается судьей.

      Административное  наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом  субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

            Усмотрение судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:

  • выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;
  • применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;
  • индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

      При назначении административного наказания  физическому лицу учитываются характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

Информация о работе Административное наказание