Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание

Действующее административное право содержит более широкий спектр субъектного состава административных правоотношений (виновная сторона дополнилась юридическими лицами) по сравнению с предыдущим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Субъекты административной ответственности имеют свои особенности. Различаются следующие из них: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, военнослужащие и должностные лица, юридические лица.
В своей работе постараюсь раскрыть особенности административной ответственности каждого из видов субъектов в отдельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЕЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 2
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4
Объект правонарушения 5
Объективная сторона правонарушения 5
Субъект правонарушения 6
Субъективная сторона совершения административного правонарушения 7
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 10
ОГРАНИЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 12
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 13
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 19
Должностные лица 19
Военнослужащие 21
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

Вопреки сложившемуся в  обществе стереотипу, иногда попадающему и в литературу, иностранные граждане и лица без гражданства в РФ отнюдь не лишены избирательного права. Согласно п. 1 ст. 12 Закона об иностранцах, последние не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах ее субъектов. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об иностранцах постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Так, пункт 10 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Должностные лица

Специальным субъектом  административных правоотношений в  отличие от общего субъекта - "обычных" граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства, не обладающих международно-правовым статусом, - выступают лица, замещающие или осуществляющие определенные должности и функции соответственно. Это вызвано в первую очередь специализированным порядком привлечения их к административной ответственности (ст. 2.4 и 2.5 КоАП РФ).

На основании ст. 2.4 КоАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, установлена ответственность при виновном, как действии, так и бездействии должностного лица.

В административном праве  понятие "должностное лицо" обобщает лиц, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющих функции представителя власти. Такое  лицо должно быть наделено на основании распоряжений Правительства РФ, ведомственных приказов, должностных инструкций (регламентов) и т.д. распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следовательно, должностные лица должны иметь право в пределах своей компетенции совершать юридически значимые действия, например, издавать нормативно-правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами и т.д. На основании этого должностными признаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции:

в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных организациях;

в Вооруженных Силах РФ, других ее войсках и воинских формированиях.

В связи с тем, что, согласно КоАП РФ, должностное лицо является субъектом более половины правонарушений, его роль в административном праве огромна. Вопросы ответственности  должностных лиц имеют большое значение при обеспечении законности, а также в механизме государственного управления.

Административная ответственность  должностных лиц может наступить  только в случае получения конкретными  физическими лицами определенного  правового статуса. Например, статус судьи лицо может получить только при достижении им 25-летнего возраста, наличии высшего юридического образования и стаже работы по юридической специальности не менее 5 лет (ч. 1 ст. 119 Конституции РФ). Таким образом, возможность должностными лицами нести административную ответственность тесно связана с моментом наступления дееспособности у соответствующего физического лица на замещение определенной должности или обладание определенным статусом.

Некоторые административно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном и региональном законодательстве, могут конкретизировать должностное лицо по его официальному месту работы, должности и статусу. В данном случае речь будет уже идти о специальных субъектах административного правонарушения, например (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ) нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку, и т.д.

Российское административное право при юридическом определении состава административного правонарушения со специальным субъектом ответственности - должностным лицом содержит существенное ограничение: административным проступком будет признано нарушение исключительно таких служебных предписаний, которые охраняют государственный и общественный правопорядок. Это означает, что механизм государственной власти регулируется как административным правом, так и одновременно правовыми предписаниями из иных отраслей права, что указывает на взаимное дополнение и уточнение отдельных положений составов правонарушений в зависимости от тяжести наступления последствий - следствия виновного деяния физического лица.

Следует также обратить внимание на тот факт, что совершившие  административные правонарушения в  связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законодательством РФ не установлено иное.

Виновное деяние должностного лица зачастую носит более социально опасный характер, вследствие того, что лица, облеченные властью, вправе решать самые различные вопросы, которые определяют соотношение баланса законных прав и интересов личности, общества и государства. В связи с этим занятие физическим лицом определенного должностного положения служит квалифицирующим признаком при законодательном закреплении санкций в отдельных статьях КоАП РФ. Например, ч.3 ст.16.1 предусматривает дифференцированную ответственность в зависимости от того, является ли физическое лицо простым гражданином или должностным лицом: сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с ее таможенной территории товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Военнослужащие

Еще одним специальным  субъектом административного права  являются военнослужащие и лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Статья 2.5 КоАП РФ определяет источники права, на основании которых виновные военнослужащие и приравненные к ним граждане несут административную ответственность:

военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут  ответственность за административные правонарушения в соответствии с  дисциплинарными уставами;

сотрудники органов  внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов  несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

За виновные деяния, посягающие на охраняемый административным правом объект, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, который определен общевоинскими уставами, например работники таможенных органов - по Дисциплинарному уставу таможенной службы РФ (утвержден Указом Президента РФ от 16 ноября 1998г. N1396); военнослужащие - по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ (утвержден Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. N2140); работники горноспасательных служб - по Дисциплинарному уставу военизированных горноспасательных подразделений в транспортном строительстве (утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994г. N879) и т.д.

Правовой статус военнослужащих, граждан, проходящих службу по призыву  и по контракту, определяется Федеральным  законом "О воинской обязанности  и военной службе" от 28.03.1998г. №53-ФЗ (ред. от 01.04.2005г.). Согласно ст.2 этого Закона военная служба Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В соответствии Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане хотя и не могут быть призваны на военную службу по призыву, включая альтернативную гражданскую службу, однако вправе поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала. Таким образом, иностранцы могут признаваться субъектами административного правонарушения, где его состав предусматривает специальным субъектом административного проступка военнослужащих и приравненных к ним лиц, если лица, не обладающие российским гражданством, будут военнослужащими.

К данным лицам не могут  быть применены административные наказания (санкции) в виде административного  ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Это вытекает из особой природы и характера государственной службы, которую несет то или иное должностное лицо. Так, административный арест, по сути, несовместим с несением гражданином военной службы; административный штраф также не применяется к военнослужащему, проходящему службу по призыву, так как он находится на полном государственном довольствии, т.е. государство не видит смысла перечислять денежные суммы из бюджета одного уровня в другой. Однако в настоящее время, согласно КоАП РФ, военнослужащий может лишиться водительских прав за нарушения правил дорожного движения, как и обычный гражданин.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

В отличие от прежнего КоАП РСФСР действующий Кодекс об административных правонарушениях содержит дополнительный виновный субъект - юридическое лицо.

В соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в  собственности, хозяйственном ведении  или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Кроме того, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Правовое положение  юридических лиц регулируют следующие  федеральные законы:

Федеральный закон от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ "Об акционерных обществах" - открытые и закрытые акционерные общества;

Федеральный закон от 8 февраля 1998г. N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - общества с ограниченной ответственностью;

Федеральный закон от 14 ноября 2002г. N161-ФЗ "О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях" - государственные унитарные предприятия и казенные предприятия;

Федеральный закон от 12 января 1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" - некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, фонды, учреждения и т.д.);

Федеральный закон от 19 мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях" - общественные объединения;

иные нормативно-правовые акты.

В связи с этим при  применении к юридическим лицам  административно-правовых санкций  необходимо учитывать их правовой статус в соответствии с федеральным  и региональным законодательством, так как любая организационно-правовая форма предполагает различия в правовом положении определенного юридического лица в РФ.

Часть 2 ст.2.1 КоАП РФ устанавливает, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч.1 ст.1.4 КоАП РФ юридические  лица подлежат административной ответственности  независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Необходимо отметить, что, согласно ч.3 ст.1.7 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по данному делу.

Часть 2 ст.2.10 КоАП РФ определяет, что, если в статьях разд.I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц