Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:51, курсовая работа

Описание

Приступая к раскрытию данного вопроса, прежде всего, следует дать определение понятию юридического лица.

Юридическим лицом в соответствии со ст. 48 Гражданского Кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1

При рассмотрении юридических лиц, как субъектов административных правонарушений следует разобраться с сущностными характеристиками, которые присущи юридическим лицам.

Содержание

Глава 1. Особенности административной ответственности юридических лиц... ……………………………………………………………………………..5
1.1. Юридические лица как субъекты административных правонарушений……...……………………………………………5
1.2. Характеристика административных наказаний, назначаемых юридическим лицам……………………………………………….9
1.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях юридическими лиц……………..……………15

Глава 2. Характеристика правонарушений, совершаемых юридическими лицами…………………………………………………………………………..21
2.1 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании…………………………..…………………...…...22
2.2. Незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта……………………………………………………………….27
2.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации…….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Особенности административной ответственности юридических лиц. 

     
    1. Юридические лица как субъекты административных правонарушений.
 

     Приступая к раскрытию данного вопроса, прежде всего, следует дать определение понятию юридического лица.

     Юридическим лицом в соответствии со ст. 48 Гражданского Кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1

     При рассмотрении юридических лиц, как  субъектов административных правонарушений следует разобраться с сущностными  характеристиками, которые присущи юридическим лицам.

     В части 1 статьи 1.4. КоАП РФ раскрывается принцип равенства перед законом, где говорится, что юридические  лица подлежат административной ответственности  независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.2

     Административную  ответственность юридических лиц  характеризуют признаки состава  административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Однако они обладают существенными особенностями, отличающих их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего, и в основном это касается понятия вины.

     Вина  – необходимое условие  ответственности. Невозможно наступление ответственности без наличия вины, то есть виновного совершения противоправного действия или бездействия.

     Понятие вины применительно к юридическим  лицам должно иметь иное содержание, чем в тех случаях, когда к  административной ответственности  привлекаются физические лица. Юридические лица являются специальным субъектом административного правонарушения. К административной ответственности юридическое лицо может быть привлечено лишь за противоправные действия (бездействия), исходящие от органов юридического лица в рамках их компетенции. Компетенция и порядок работы органов юридического лица закреплены законодательством и в учредительных документах.

     Так как юридическое лицо является специальным субъектом административного права, и поэтому законодатель предусмотрел особенности для его привлечения к административной ответственности.

     В административном праве существует комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.

     Объективная вина, в соответствии со ст. 2.1. КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, назначающего административное наказание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающего правила, то есть юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Субъективная  вина - отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. Иными словами, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

     Эти элементы вины образуют общее понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава. Таким образом, исключается представление о возможности невиновной ответственности юридических лиц как якобы, отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.3

     Юридические лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений только в случаях, если это предусмотрено санкциями Особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.4

     Филиалы, представительства и иные коллективные образования не могут быть субъектами административных правонарушений.

     Положения разделов Общей части КоАП РФ носят  общий характер и применяются  как к физическому, так и к  юридическому лицам в равной мере, за исключением следующих случаев:

  • если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены          только к физическому лицу;
  • когда в норме закона прямо указано, что она применяется только в отношении физического лица.

        В случае реорганизации юридического лица лицо, привлекаемое к административной ответственности, определяется следующим образом:

  • при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;
  • при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившееся юридическое лицо;
  • при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому, согласно разделительному балансу, перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;
  • при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.5

     При реорганизации административная ответственность  за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

     Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых  различных сферах (при налогообложении, в области таможенных отношений, за совершение экологических правонарушений, за нарушение законодательства о контрольно-кассовых машинах и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной, экологической и прочее). Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

     Выделяют  следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

  • нарушения земельного законодательства;
  • экологические правонарушения;
  • нарушения в сфере строительства и производства строительных материалов;
  • нарушения таможенных правил;
  • нарушения налогового законодательства;
  • незаконное осуществление банковской деятельности;
  • нарушения антимонопольного законодательства;
  • нарушения пожарной безопасности;
  • нарушения санитарных и природоохранных правил;
  • нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);
  • валютные правонарушения.6

     Несмотря  на то, что вид публичноправовой ответственности юридических лиц  закреплен в российском законодательстве, он не лишен внутренних противоречий и является предметом дискуссий. Решение этих противоречий может послужить исходным материалом для развития всех видов публично-правовой ответственности юридических лиц в российской правовой науке и законодательстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
    1. Характеристика административных наказаний,      назначаемых юридическим лицам.
 

     Прежде  всего, стоит дать определение понятия  административное наказание, которое  закреплено в части 1 статьи 3.1. КоАП РФ.

     Административное  наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так другими лицами.7 Административное наказание является разновидностью административного принуждения, административными наказаниями признаются только те взыскания, которые указаны в статьях 3.3. – 3.11. КоАП РФ. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

     В настоящее время КоАП РФ установлены  девять видов административных наказаний. В отношении юридического лица могут применяться следующие административные наказания.

     Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

     Предупреждение  как мера административного наказания  всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения или направления копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.

     Предупреждение  — самая легкая по карательному воздействию мера административного  наказания. Применение этой меры, как  и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.8 Например, предупреждением наказывается в соответствии со ст. 6.3 КоАП нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании.

     Административный штраф - денежное взыскание, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц в размере, не превышающем одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной: 1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Например, ст. 16.1 - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; 2) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа. Например ст. 15.25 КоАП – нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; 3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году. Например ч. 1, ч. 2 ст. 14.32 КоАП – заключение ограничевающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности; 4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Например, в соответствии со ст. 14.6 КоАП – нарушение порядка ценообразования; 5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Например ст. Статья 7.32 КоАП - нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц