Административная ответственность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 04:51, курсовая работа

Описание

Приступая к раскрытию данного вопроса, прежде всего, следует дать определение понятию юридического лица.

Юридическим лицом в соответствии со ст. 48 Гражданского Кодекса РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.1

При рассмотрении юридических лиц, как субъектов административных правонарушений следует разобраться с сущностными характеристиками, которые присущи юридическим лицам.

Содержание

Глава 1. Особенности административной ответственности юридических лиц... ……………………………………………………………………………..5
1.1. Юридические лица как субъекты административных правонарушений……...……………………………………………5
1.2. Характеристика административных наказаний, назначаемых юридическим лицам……………………………………………….9
1.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях юридическими лиц……………..……………15

Глава 2. Характеристика правонарушений, совершаемых юридическими лицами…………………………………………………………………………..21
2.1 Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании…………………………..…………………...…...22
2.2. Незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта……………………………………………………………….27
2.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации…….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

     Привод - принудительным доставлением законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 27.15 КоАП). Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. В целях реализации ч. 2 ст. 27.15 КоАП РФ приказом МВД России от 21 июня 2003 г. N 438 утверждена Инструкция о порядке осуществления привода19.

     Временный запрет деятельности.  В соответствии со ст. 27.16 КоАП  в ходе осуществления своих надзорных полномочий компетентные должностные лица органов исполнительной власти могут применить такую особую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности. Эта мера заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом, но не более 5 суток, прекращении деятельности структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг. Правовое регулирование временного запрета деятельности на уровне кодифицированного федерального закона (КоАП РФ) является новеллой российского административно-деликтного законодательства20.

     Временный запрет деятельности может применяться  только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или  здоровью людей, иных негативных и если предотвращение указанных обстоятельств невозможно другими способами. Особенностью протокола о временном запрете является то, что в нем указываются объект деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения лица, или законного представителя юридического лица.

     Мерами  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях  являются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел  об административных правонарушениях. Данные меры четко закреплены в главе 27 КоАП РФ. К сожалению, при практическом использовании мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях возникает ряд проблем.

     Решение этих проблем возможно лишь при устранении недостатков в законодательстве. В частности необходимо разграничить названия мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях с отдельными административными наказаниями и с административно-предупредительными мерами. 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика правонарушений,              совершаемых юридическими лицами.

     2.1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании. 

     Статья 6.3 КоАП РФ носит название "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании". Данное правонарушение выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.21

     Объектом  правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения. Данная норма  является общей и имеет широкую сферу применения, обеспечивая охрану здоровья населения и среды обитания человека во многих областях его жизнедеятельности, за исключением тех, в отношении которых ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлена в специальных нормах. Предметом являются здоровье населения и среда обитания человека.

     В статье содержится формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной  стороны, которая может выражаться либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    Нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, квалифицируется как преступление, предусмотренное соответственно ч. 1, 2 ст. 236 УК РФ.

     Санитарные  правила весьма разнообразны по своему содержанию, что предопределяет разнообразие их нарушений. Эти нарушения могут быть совершены как путем активных действий, так и путем бездействия.

     Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, невыполнение которых также входит в объективную  сторону рассматриваемого правонарушения, - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (ст. 1 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Факультативными признаками с объективной стороны являются место, способ и средства совершения правонарушения.

     С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Факультативными признаками с субъективной стороны являются цель и мотив Субъектами правонарушения могут выступать юридические лица. Санкция в отношении юридических лиц – штраф от десяти до двадцати тысяч рублей, либо новый вид административной ответственности – административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

     Дела  о правонарушениях, предусмотренных  статьей 6.3 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотиков, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В том случае, если эти органы придут к выводу о необходимости применить к юридическому лицу санкцию в виде административного приостановления деятельности, дело об административном правонарушении подлежит передаче на рассмотрение федерального районного судьи. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции). 22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.  Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта. 
 

     Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной  и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

    Объектом  правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере соблюдения порядка осуществления предпринимательской деятельности в России.

    Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий либо бездействии, нарушающих установленный  порядок промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Субъектами  административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи, являются юридические лица, а ч. 2 и 3 - должностные  лица либо юридические лица. Промышленное производство, поставки и закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут осуществляться исключительно организациями, поэтому к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 и 3 комментируемой статьи, не относятся индивидуальные предприниматели.

    С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.

    Часть 1 данной статьи была обусловлена ранее  действовавшими положениями законодательства РФ о квотировании производства этилового  спирта и в настоящее время фактически утратила силу. Части 2 и 3 данной статьи имеют целью реализацию положений ст. 8, 9, 10, 23 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, касающихся закупки, поставок и целевого использования этилового спирта. Кроме того, они обеспечивают охрану общественных отношений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 857, утвердившим Положение о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, и форм уведомлений. Часть 4 данной статьи является специальной по отношению к ст. 14.1 и содержит более высокие штрафные санкции. При квалификации правонарушений по данной части следует учитывать, что на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не распространяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Дела  об административных правонарушениях  по ч. 1, 3 и 4 данной статьи рассматривают  судьи арбитражных судов, а по ч. 2 - должностные лица налоговых  органов, осуществляющих государственный  контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Протоколы об административных правонарушениях  составляются должностными лицами органов  внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также налоговых органов (ч. 1 и п. 64 ч. 2 ст. 28.3).23

      
 
 

    2.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. 

     Объективную сторону правонарушений составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ.

     При применении данной статьи следует разграничивать запреты и ограничения экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления конкретного запрета и ограничения.

     К ограничениям экономического характера  относятся такие запреты и  ограничения, как установление количественных ограничений, введение квоты, лицензирование, предоставление исключительного права  на экспорт и импорт отдельных видов товаров, а также специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота), антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина) и компенсационные меры (компенсационная пошлина). Соблюдение запретов и ограничений экономического характера требуется при помещении товаров под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления. За нарушение указанных ограничений лицо подлежит ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

     При квалификации правонарушений по данной статье следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Определении от 2 ноября 2006 г. N 537-0 и заключающуюся в том, что данная статья не допускает привлечения к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.

     Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений и представление доказательств соблюдения этих мер таможенным органам.

     В зависимости от конкретных дел таким  лицом может быть декларант или  перевозчик.

     Декларант в таможенном праве лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер (посредник); декларирует и предъявляет товары и транспортные средства от собственного имени. Декларант может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей. 

     Субъективная  сторона правонарушения характеризуется  виной в форме прямого умысла или неосторожности.

     Части данной статьи различаются, в том  числе, санкциями. При нарушении  запретов и ограничений экономического характера (ч. 2) в качестве дополнительного административного наказания может быть предусмотрена конфискация товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения. Такой подход обусловлен тем, что, во-первых, товары, в отношении которых применяются меры неэкономического характера, как правило, запрещены к ввозу (вывозу) и подлежат обратному вывозу (не подлежат вывозу), поэтому их конфискация бессмысленна, а во-вторых, если в отношении товара применяются меры экономического характера, то их свободный оборот может нанести ущерб экономическим интересам Российской Федерации.

Информация о работе Административная ответственность юридических лиц