Социотип учителя в психогигиене школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание

В основе данной курсовой работы лежит такая наука как соционика. Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………..2
Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии……………...3
1.1. Социотипы и их особенности………………………………………….3
1.2. Выбор профессии……………………………………………………….6
1.2.1. Социотипы в сферах деятельности………………………………….6
1.2.2. Деловые качества социотипов………………………………………12
Выводы по 1-ой главе………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………..16
2.1.Методический инструментарий и ход исследования……………………..................................................................16
2.2.Анализ полученных результатов………………………………………18
Выводы по 2-ой главе и рекомендации…………………………..…….…21
Глава 3.Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся………………………………………………………………..…23
3.1.Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся…………………………………………...27
3.2.Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….…35
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

Валагов.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)
  • учебные перегрузки, которые приводят к переутомлению;
  • школьные стрессы;
  • распространение вредных привычек, зависимостей;
  • плохая организация физической активности учащихся, отсутствие профилактики гиподинамии;
  • отсутствие систематической работы по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с учебным процессом, "школьных" болезней;
  • низкий уровень культуры и здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения и укрепления.

      Решать эти проблемы необходимо на всех уровнях: внутришкольном, внешкольном. 

3.1.Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

C.М.Глушонок

Здоровье  – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Оздоровление ребёнка должно идти параллельно с обучением и формировать, в первую очередь, соответствующую мотивацию. Главное условие мотивации на здоровье и здоровый образ жизни – это регулярное воспитание с раннего детского возраста соответствующей культуры здоровья: физической, физиологической, психологической, интеллектуальной. 
Понятие о здоровьесберегающих технологиях: 
Медико-гигиенические технологии (МГТ). 
Цель – контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов (использование специальной аппаратуры).

  • Наличие специальных медицинских кабинетов,
  • витаминизация пищевого рациона,
  • организация фитобара.

Физкультурно- оздоровительные технологии (ФОТ). 
Цель - физическое развитие учащихся: закаливание, тренировка силы, быстроты, гибкости.

  • Уроки физкультуры,
  • спортивные секции,
  • температурное закаливание,
  • обеспечение дневного оптимального двигательного режима и физической нагрузки,
  • психотерапевтические приёмы.

Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). 
Цель-создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности детей.

  • Обустройство школьной территории,
  • озеленение классов,
  • создание живых уголков,
  • участие в природоохранительных мероприятиях.

      Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). 
Цель-сохранение жизни детей. Реализуется через обеспечение условий безопасного пребывания в школе.

  • Выполнение санитарно-гигиенических требований,
  • поддержание чистоты,
  • проведение прививок,
  • соблюдение допустимого уровня учебных нагрузок,
  • использование страховочных и защитных средств на занятиях спортом.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). 
Цель – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

  • Соблюдение эргономических требований к учебным помещениям,
  • соблюдение режимов и дозировок нагрузки,
  • физкультминутки, физкультпаузы,
  • эмоциональные разрядки,
  • минутки покоя,
  • химические стимуляторы (фитосредства),
  • образовательные программы.

      От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, – фиксируя своё внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий. 
      В начале урока необходимо оценить гигиенические условия в классе: достаточна ли освещённость, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс, не слишком ли сухой воздух и оптимальна ли его температура. Пренебрежение этими требованиями приведёт к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на здоровье.  
       Главный объект внимания учителя – его ученики. Для учителя важно психофизиологическое состояние школьников и всё, что так или иначе связано с влиянием на их здоровье. 
      Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологического состояния учащихся проводится по следующим показателям:

  • возбуждены, например, после урока физкультуры;
  • утомлены, выглядят уставшими, несерьёзны, расслаблены;
  • взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
  • сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
  • насторожены, напряжены, враждебны.

       Для оценки преобладающей модальности состояния класса опытному учителю бывает достаточно взглянуть на несколько школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса. Подобными индикаторами выступают ученики, которые:

  • быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
  • более склонны к нарушениям дисциплины;
  • опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
  • отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей.

Путь  к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс в современных школах лежит через:

  • создание условий для благоприятного роста и развития учащихся в школе, укрепление материально-технической базы;
  • уменьшение недельной нагрузки;
  • совершенствование содержания учебных программ и учебников;
  • оптимизацию физического воспитания;
  • проведение 6-го школьного дня с пользой для здоровья;
  • размещение детей 6-летнего возраста на базе дошкольных учреждений и школ, где созданы соответствующие условия;
  • создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях с педагогами и обучающимися в учебно-воспитательном процессе;
  • организацию учебных занятий, перемен, внеклассных мероприятий, использующих здоровьесберегающие упражнения;
  • повышение качества организации факультативных занятий, кружков, секций здоровьесберегающей направленности;
  • качественную организацию системы медицинского обслуживания, комплексного оздоровления детей;
  • улучшение качества питания.

     Всё это способствует снижению перегрузки и предотвращает переутомление учащихся, предоставляет возможность для занятий спортом, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. 

3.2.Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии.

Ж.Л.Данилова

       В наше время, когда жизнь требует переработки огромного количества информации, повышения стрессоустойчивости, адаптированности человека к новым, часто изменяющимся условиям окружающей социальной и природной среды, старые приемы и методы деятельности в образовательном взаимодействии уже малоэффективны. 
      Психологический тренинг, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия среди других психологических методов, позволяет реализовать необходимые условия развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям. 
     За последние 10-15 лет психологический тренинг стал одной из наиболее распространенных форм психологической практики. При этом зачастую различные формы психологического тренинга в обыденном сознании противопоставляются теоретическому, академическому знанию, как знанию, не приносящему прямой практической пользы.  
      Острая необходимость проектирования и прогнозирования результатов психологического воздействия, прежде всего, связана с тем, что отдельные стихийно возникающие тренинги не всегда отвечают современным научным (в том числе теоретико-концептуальным) требованиям и не могут в полной мере удовлетворить насущные потребности общества в эффективном и профессиональном инструменте совершенствования и развития человека. 
В связи с этим нам кажется, что последние достижения теоретической психологии дают возможность изменить сложившуюся ситуацию, вооружить практических психологов новым взглядом на психологический тренинг, что в конечном итоге приведет к формированию новой методологии осуществления тренингового воздействия.  
      В последнее время особую востребованность приобретают исследования, где ведется поиск закономерностей динамики личности участников образовательного взаимодействия в процессе психологического тренинга. Поиск базовых механизмов осуществления группового воздействия важен не только для психологической практики, но и для развития и углубления теоретических представлений студенческой аудитории. В настоящий момент среди практикующих специалистов преобладает подход, при котором тренер устанавливает монологичные отношения с членами группы, скорее самопроявляется, чем дает проявиться участникам [15, с. 58]. 
      Субъектный подход к человеку и его поведению принципиально меняет понимание сущности тренинговой работы. В субъектной парадигме ценен сам процесс:не столь важно, каковы имеющиеся сейчас успехи данного человека на пути построения своего экологического мира, главное — какова динамика этого процесса [16]. 
       В содержательном плане отношения ведущего (преподавателя) с группой в парадигме субъектности носят характер подлинного взаимодействия, а не двух одновременно существующих, взаимно направленных векторов воздействия.  
      Говоря о тренинговых методах, мы должны подчеркнуть, что в этом случае методы направлены не на объект действительности, а на субъект. Точнее сказать, на субъектов двух типов — индивидуального и группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой как целым.  
Однако в реальности тренинга индивидуальные и групповые процессы слиты в едином потоке, поэтому сам ведущий фактически реализует тренинговые методы на трех уровнях:  
1) в группе — с отдельным участником; обычно это происходит в случае диадного взаимодействия ведущего и одного из членов группы, либо при демонстрации техники индивидуальной психокоррекционной или консультационной работы, либо при проведении сеанса какого-либо направления психотерапии в присутствии наблюдателей, либо при спонтанном возникновении диалога по какой-либо значимой для всех теме [17, с. 82];  
2) с группой — как единым целым; такая ситуация возникает, когда ведущий-преподаватель дает задание, которое должна выполнить вся группа, и обращается именно к группе (или подгруппе), а не к отдельному участнику (такой подход особенно важен в тренинге сплочения);  
3) через группу— с отдельным участником посредством самой группы; внешне работа на этом уровне напоминает картинку предыдущего, однако здесь ведущий-преподаватель скрытым образом использует ресурсы группы для воздействия на одного или нескольких участников (разумеется, в целях оказания им психологической помощи, а не ради манипуляции как таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, так и на механизмы вариативной интерпретации действительности [18, с. 411].  
      Следовательно, при анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой — уровни осуществления деятельности ведущего в образовательном пространстве в системе межличностного взаимодействия "преподаватель-студент". 
Действительно, тренинговые формы работы со студентами доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия. 
Размышляя о перспективах разработки теории и практики внедрения тренингов в образовательный процесс вузовской подготовки студентов-психологов, важно отметить необходимые условия реализации тренинговых программ.  
      Во-первых, необходимо обеспечить преемственность тренингов для разных возрастов (младший школьник – младший подросток – подросток – старшеклассник – студент).  
      Во-вторых, ведущие тренинговых групп должны пройти особую профессиональную подготовку.  
      В-третьих, следует придерживаться специфической структуры занятий.  
      В-четвертых, обязательно необходимо проводить динамическое диагностическое сопровождение тренингового процесса.  
      В-пятых, методические средства, применяемые на занятиях, должны быть разнообразными. Кроме того, следует чередовать индивидуальные и групповые формы работы и способствовать созданию особой предметнопространственной среды тренинга.  
      И, наконец, принципиально важно, чтобы позиция ведущего была динамичной, обеспечивающей поддержкой и творчеством. Проведение тренинговой работы требует высокой квалификации ведущих, четкого соответствия содержания и методического оснащения занятий поставленным целям и задачам тренинга.
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В данной курсовой работе проверялась  взаимосвязь социотипа человека с успешностью выполняемой им деятельности.

     Соционический тип личности — устойчивая психологическая  структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Точно установлено, что каждый человек уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который впоследствии не представляется возможным. Знание своего психологического типа позволяет человеку выбрать дело по душе, избежать лишних трудностей.

     Соционика выделяет у каждого человека следующие  признаки: экстраверсия – интроверсия; рациональность – иррациональность; логика – этика; интуиция – сенсорика. Если для человека точно определить, какими признаками он обладает, то можно определить его социотип. Всего существует 16 социотипов: Инспектор, Лидер, Администратор, Мастер, Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель, Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист, Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик.

     Также выделяют 4 сферы деятельности, в которых каждый из социотипов сможет найти себе достойное применение: производственно-управленческая, социальная, гуманитарная и научно-исследовательская:

     1. Социотипы с сенсорикой и логикой  (ЛИДЕР, МАСТЕР, УПРАВЛЯЮЩИЙ, ИНСПЕКТОР)  называются производственниками или управленцами, так как они направлены на управление предметами, орудиями, механизмами, а также могут выступать как участники производственного процесса.

     2. Социотипы с сенсорикой и этикой (ПОЛИТИК, ПОСРЕДНИК, КОММУНИКАТОР, ХРАНИТЕЛЬ) называются социалами, так как чувствуют себя на своем месте в социальной сфере деятельности — торговля, здравоохранение, снабжение, сервис и услуги.

     3. Социотипы с этикой и интуицией  (НАСТАВНИК, ГУМАНИСТ, ВДОХНОВИТЕЛЬ, ЛИРИК) носят название гуманитариев, так как лучшая сфера применения усилий для них — это искусство, психология, языки, журналистика, педагогика.

     4. Социотипы с логикой и интуицией  (ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, АНАЛИТИК, НОВАТОР,  КРИТИК) называются сайентисты (от англ. — наука), потому что лучшая сфера применения сил сайентистов — это научные исследования, опытно-конструкторские разработки, составление программ развития, проверки экспериментов.

Информация о работе Социотип учителя в психогигиене школьного образования