Социотип учителя в психогигиене школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание

В основе данной курсовой работы лежит такая наука как соционика. Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………..2
Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии……………...3
1.1. Социотипы и их особенности………………………………………….3
1.2. Выбор профессии……………………………………………………….6
1.2.1. Социотипы в сферах деятельности………………………………….6
1.2.2. Деловые качества социотипов………………………………………12
Выводы по 1-ой главе………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………..16
2.1.Методический инструментарий и ход исследования……………………..................................................................16
2.2.Анализ полученных результатов………………………………………18
Выводы по 2-ой главе и рекомендации…………………………..…….…21
Глава 3.Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся………………………………………………………………..…23
3.1.Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся…………………………………………...27
3.2.Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….…35
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

Валагов.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

     Все это – сферы, где успешно действуют сенсорно-этические и этико-сенсорные типы личности. Они предпочитает опираться на опыт - свой и других, а не экспериментировать, больше ориентированы на комфорт и благосостояние. Им понятны повседневные нужды людей, которые они стремятся удовлетворить. Они с удовольствием заботятся о здоровье, удобствах, внешнем виде и отдыхе окружающих, умеют интересно организовывать досуг и праздничные мероприятия. Любят ручную работу, практичны, реалистичны, расчетливы в делах. Их очень интересуют чувства и взаимоотношения между людьми. Обычно они держатся демократично, стремятся быть в ладу со всеми, делать приятное.

     Сфера деятельности, которая охватывает людей  с их повседневными потребностями, может быть описана через взаимосвязь  «человек-человек». К ней относится  сервис, спорт, досуг и развлечения, торговля и посредничество, работа в хозяйственной сфере с коммуникациями, а также руководящая работа с практическим уклоном [6]. Наиболее эффективными в этой социальной нише социалы, к которым относятся Посредник, Коммуникатор, Политик, Хранитель.

     3) Гуманитарную сферу (воспитатели, учителя, психотерапевты, врачи, журналисты) смогут найти себя люди с сильными функциями этики и интуиции. Представители этих типов умеют контактировать с людьми, налаживать связи, они гуманистичны, эмоциональны от природы. В то же время они последовательны, опираются на то, что проверено и надежно. Представители этих типов сумеют наладить отношения в коллективе, порой выступая в роли негласных психологов. Они способны сопереживать, убеждать и чувствовать скрытые потребности людей [3].

     Они объединяют в себе способность работать с образами и эмоциями, категориями  этики и эстетики, без которых  невозможны понятия Добра и Зла, Красоты, Истины, Правды и Любви. Их интересуют, прежде всего, высшие духовные потребности, которые находят выражение в искусстве, религии, философии, психологии. Их также интересуют все области знания о человеке и обществе, путях его развития, ценностях и нормах, мировоззрении и идеалах, одним словом, все то, без чего человеческая жизнь была бы бездуховной, лишенной высшего смысла.

     К таким людям относятся этико-интуитивные  и интуитивно-этические типы. Им лучше всего удается реализовать  свой потенциал в сфере, которая  может быть представлена взаимосвязью «человек-художественный образ».

     Они много размышляют о духовных интересах  людей, их отношениях и чувствах. Они  исследуют духовный мир людей  и нравственные ценности, интересуются новыми общественными течениями, и  путями развития культуры. Их привлекают литература, искусство, театр. Они много размышляют о задачах нравственного воспитания подрастающего поколения, о возможностях развития способностей каждого человека. Они охотно помогают людям решать их этические проблемы. Им бывает трудно постоянно поддерживать дисциплину и порядок, контролировать выполнение заданий. Они склонны идти на компромисс в практических вопросах, но бескомпромиссны там, где дело касается идей и убеждений. Их мало интересуют материальные стимулы, контроль качества, улучшение условий труда и даже собственный комфорт.

     Они успешно решают проблемы, связанные  с повышением духовного и культурного  уровня людей, разрабатывают философские, психологические, художественные идеи и концепции. Лучшая область применения усилий для них — это искусство, психология, языки, журналистика, педагогика [5].

     К «гуманитариям» относятся такие  типы, как Наставник, Лирик, Вдохновитель, Гуманист.

     4) В научно-исследовательской сфере (все виды научной деятельности, а также программирование, аналитика, конструирование, проектирование) несомненных успехов добьются люди с сильными функциями интуиции и логики. Интуиция помогает им осуществлять поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, изменить направление деятельности, проанализировать не только сложные научные теории, но и мотивы поведения людей [9].

     Они больше ориентированы не на конкретику и реалии сегодняшнего дня, а на перспективы  и идеи. Генерация идей требует  в качестве инструмента умения работать с абстрактными понятиями.

     Работа  ученого-естественника или инженера-разработчика требует в качестве главного инструментария наличия таких психологических признаков, как логика и интуиция, необходимых для сбора, анализа и обобщения необходимых эмпирических данных и создания предпосылок для последующего синтеза – генерации новых идей, проектов, моделей и конструкций. Ведь любой новый продукт – материальный или интеллектуальный – возникает исключительно как результат творческого процесса.

     Человек с таким стилем мышления обычно устремлен  к новым теоретическим знаниям, интересуется мало изученными явлениями, хотя в практических делах ему часто не хватает оперативности. Он стремится познавать законы природы, общества и мироздания. Часто размышляет над какой-либо идеей или законами бытия. Ценит смелые интуитивные прозрения, находки. Предпочитает экспериментировать, а не пользоваться известными методами.

     Оптимальная сфера применения таких способностей носит название «человек – знаковая система» и «человек-природа», поскольку  большинство явлений физического мира они облекают в форму символов – физических, математических, химических, экономических и т.д.

     Интуитивно-логические и логико-интуитивные типы личности, сосредоточены на проектах и задачах, имеющих научное логическое решение, выраженное в формулах, проектах, гипотезах и конструкциях. Их место - в лабораториях и на кафедрах научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро. Им больше всего подходит научно-исследовательская и экспериментальная сфера деятельности с теоретическим уклоном или на стыке теории и практики. Фундаментальные разработки, опытно-конструкторские разработки, научно-техническая информация [12].

     Все это сфера применения сил для  таких типов, как Новатор, Аналитик, Экспериментатор и Критик. 

1.2.2. Деловые качества социотипов.

     Таким образом, каждый социотип, как представитель  своей группы профессий, выполняет  в обществе определенную роль. Например: Критик (научно-исследовательская сфера) придумает новую конструкцию  реактивного двигателя,  Мастер (производственно-управленческая сфера) запустит его в серийное производство, Посредник (социальная сфера) сошьет пилоту удобный комбинезон, а Лирик (гуманитарная сфера) создаст методику психологической разгрузки пилота после трудного рейса. [13]

     Но  для того, чтобы определить каким родом деятельности стоит заниматься человеку с тем или иным социотипом, нужно знать деловые качества каждого из социотипов. Вкратце можно так охарактеризовать деловые качества типов:

     Новатор: предрасположен к творческой деятельности, связанной с новыми, перспективными идеями. Везде, где работает, вносит атмосферу оживления и новизны. По складу ума — больше теоретик, чем практик.

     Посредник: ориентируется на создание хороших  условий для работы и приятной атмосферы общения. Сторонник компромиссов во всем. Старается со всеми найти общий язык.

     Аналитик: настроен на конкретную цель и очень  последовательно ее добивается. Требователен к себе. В отношениях с другими  ему не достает гибкости. Надежный партнер.

     Коммуникатор: постоянно стремится к активной деятельности. Очень эмоционален и подвижен. Старается быть всем полезным, особенно если кто-то рядом нуждается в помощи.

     Наставник: человек творческого плана. Ему  необходима положительная оценка своих  способностей. Думает, что способен на многое, но не каждый может оценить это.

     Инспектор: жизнь для него должна быть устроена правильно. Без порядка во всем нет  морального удовлетворения. Каждый должен быть на своем месте и честно выполнять  свой долг, без пустой болтовни и  фантазий.

     Лидер: специалист по нахождению нужных и эффективных методов для выполнения своего дела. Имеет хорошую реакцию на изменение ситуации. Не теряется ни в каких ситуациях. Лирик: верит, что всегда найдутся люди, на которых можно опереться в трудную минуту. Жизнь — не только быт и рутина, в ней всегда есть место празднику, и этот праздник он умеет создавать.

     Экспериментатор: считает, что только благородная  цель и самоотверженный труд могут  дать настоящее удовлетворение. При  этом никогда не упускает из виду, что  человек — главная ценность, ради которой стоит идти на жертвы.

     Хранитель: для него мир хорош сам по себе, но для полного счастья нужно, чтобы люди совершенствовали себя в  нем. В том, что нам плохо, виноваты мы сами, считает он. Нужно больше работать и не распускать себя.

     Политик: его энергия постоянно ищет выхода. Он стремиться организовать что-либо, найти для этого новые возможности, новых людей, но не сидеть сложа руки.

     Критик: главное — не торопиться и не наломать дров. Во всем нужна продуманность  и осторожность, по принципу: семь раз  отмерь, один — отрежь.

     Управляющий: жизнь ради ближних — вот главная  цель. Знает, что может рассчитывать только на собственные силы. Работать качественно, не покладая рук, выполнять  свой долг честно, до конца – вот  его девиз.

     Гуманист: люди часто несчастны и нуждаются в помощи. И если он не поможет, то кто же? Главное, чтобы люди не теряли чувства справедливости.

     Вдохновитель: если он нужен людям, то жизнь имеет  смысл. А главное лекарство от скуки — это новые впечатления. Каждый человек по-своему талантлив, нужно только помочь ему в это поверить.

     Мастер: пессимист в душе, но при любых  обстоятельствах не теряет своей  практичности. Упрямо идет к цели, если она того стоит. И никакой уравниловки: иначе зачем стараться? [5]

     Выводы по 1-ой главе. Изучение взаимосвязи соционического типа человека и его профориентации занимает важное место в соционике.

     Точно установлено, что каждый человек  уже рождается с определенным психологическим типом, изменить который  впоследствии не представляется возможным. Также известно, что каждый тип имеет свои сильные и слабые стороны. А для выполнения разных видов работ требуются разные навыки и способности, поэтому нужно выбирать соответствующую твоим сильным сторонам работу, и отказаться от работы, связанной с твоими слабыми сторонами. Например, сложному в общении, закрытому человеку не стоит выбирать профессию журналиста или учителя. А сообразительному и изобретательному человеку лучше всего попробовать реализовать себя в научно-исследовательской сфере.

     Все люди по окончанию ВУЗов, а некоторые и раньше, начинают трудовую деятельность. Некоторые из них достигают немалых успехов, причем удается им это без видимых усилий, как бы играючи. Но это не значит, что они не прикладывают усилий, просто труд этот доставляет им такое удовольствие, что люди часто не могут поверить, что именно эту сферу деятельности и надо связывать с профессией. «За такое приятное занятие еще и деньги получать?» – спрашивают они. Но есть и другие, которые честно трудятся, работают от зари до зари. И вроде бы и работа у них достойная, и зарабатывают на жизнь, но взгляд у них потухший; не любят они свое дело. А дело в том, что просто эти люди не на своем месте. [5]

     Очень важно с самого начала, найти жизненную  дорогу и дело по душе. Полностью  себя реализовать как в профессиональном плане, так и в личностном человек сможет только на подходящем ему месте. Ведь работа должна приносить не только материальное, но и моральное удовлетворение. Поэтому лучше всего выбирать профессию, подходящую по психологическому типу личности. [9] 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование.

2.1. Методологический инструментарий и ход исследования.

     Исследование  происходило на 3-х различных группах: на учениках 11 «Б» класса Орловской средней школы №1 (приняли участие 22 человека – 14 юношей и 8 девушек), на студентах различных ВУЗов и факультетов, обучающихся на 4-5 курсах (приняли участие 13 человек: 10 юношей и 3 девушки) и на учителях Орловской средней школы №1 (8 человек: 2 мужчин, 6 женщин), которые занимаются своей деятельностью на протяжении нескольких лет и являются представителями гуманитарной сферы деятельности. Всего приняло участие в исследовании 43 человека: 26 мужчин и 17 женщин.

     Цель  исследования: выявить влияние социотипа  человека на выбор и успешность выполнения профессиональной деятельности.

     Объектом является социотип человека, а предметом − взаимосвязь социотипа человека с его профессиональной деятельностью.

     Поставлены  следующие задачи:

  1. подобрать методики для исследования;
  2. выявить социотип человека;
  3. установить влияние социотипа на выбор и успешность выполнения профессиональной деятельности;

     Гипотеза: так как социотип является центральным  образованием психики человека, то можно предположить, что с ним  взаимосвязаны некоторые особенности  личности, такие, например, как коммуникативный  уровень или способность к анализу. То есть, человеку с определенным социотипом присущи определенные способности, которые будут помогать ему, если он сделает правильный выбор в отношении профессии.

Информация о работе Социотип учителя в психогигиене школьного образования