Социотип учителя в психогигиене школьного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:53, курсовая работа

Описание

В основе данной курсовой работы лежит такая наука как соционика. Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………..2
Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии……………...3
1.1. Социотипы и их особенности………………………………………….3
1.2. Выбор профессии……………………………………………………….6
1.2.1. Социотипы в сферах деятельности………………………………….6
1.2.2. Деловые качества социотипов………………………………………12
Выводы по 1-ой главе………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………..16
2.1.Методический инструментарий и ход исследования……………………..................................................................16
2.2.Анализ полученных результатов………………………………………18
Выводы по 2-ой главе и рекомендации…………………………..…….…21
Глава 3.Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся………………………………………………………………..…23
3.1.Создание условий в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья учащихся…………………………………………...27
3.2.Использование тренинговых форм в образовательном взаимодействии……………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………….…35
Список использованных источников……

Работа состоит из  1 файл

Валагов.doc

— 250.50 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
 

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕССТВЕННЫХ НАУК

КАФЕДРА АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ 
И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Социотип учителя в психогигиене школьного образования» 
 

Выполнил:

студентка 4 курса 6 группы

 Кирилкина  Е.Г.

Научный руководитель: 

Валагов А.Г. 

ОРЕЛ-2011

Содержание…………………………………………………………………..2

Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии……………...3

1.1. Социотипы и их особенности………………………………………….3

1.2. Выбор профессии……………………………………………………….6

1.2.1. Социотипы в сферах деятельности………………………………….6

1.2.2. Деловые качества социотипов………………………………………12

Выводы  по 1-ой главе………………………………………………………14

Глава 2. Эмпирическое исследование……………………………………..16

2.1.Методический инструментарий и ход исследования……………………..................................................................16

2.2.Анализ полученных результатов………………………………………18

Выводы по 2-ой главе и рекомендации…………………………..…….…21

Глава 3.Психогигиена и профилактика психосоматических заболеваний у учащихся………………………………………………………………..…23

3.1.Создание  условий в образовательном процессе  по сохранению и укреплению  здоровья учащихся…………………………………………...27

3.2.Использование  тренинговых форм в образовательном  взаимодействии……………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………….…35

Список  использованных источников……………………………………..37

Приложение…………………………………………………………….…..39

А . Таблица социотипов…………………………………………………...39

Б. Тест И. Вайсбанда……………………………………………………….41 

Глава 1. Социотип человека как основа выбора профессии.

1.1. Социотипы и их особенности.

     В основе данной курсовой работы лежит  такая наука как соционика. Соционика – это наука об информационном взаимодействии психики человека с окружающим миром. Она основана на теории психологических типов К.Г. Юнга и имеет большое значение для применения в определении профессиональных склонностей людей. В США при поступлении на работу люди указывают свой психологический тип в резюме. Эта принятая практика облегчает работу сотрудников отделов по работе с персоналом, позволяя понять, к какой работе наиболее склонен данный человек. Помогает это и самим людям определить для себя наилучшую сферу приложения сил. [2]

     Согласно  соционической концепции, психика  разных людей может быть представлена в виде шестнадцати возможных  вариантов восприятия и обработки  информации. Люди, относящиеся к  одному и тому же типу, демонстрируют  достаточно типичное поведение в тех или иных ситуациях, а также руководствуются одинаковыми мотивами, решая определенные задачи. [1]

     Соционика выделяет у каждого человека следующие  признаки: экстраверсия – интроверсия; рациональность – иррациональность; логика – этика; интуиция – сенсорика. Если для человека точно определить, какими признаками он обладает, то можно определить его социотип. Правильное определение социотипа дает человеку ключ к пониманию собственных потенциальных возможностей, на основании которых можно сделать обобщенный прогноз деловой карьеры [7]. Как уже указывалось выше, всего социотипов существует шестнадцать видов.

     Теперь  кратко охарактеризуем каждый из признаков.

     1) Экстраверты и интроверты

     Внимание  экстравертов направлено преимущественно  во внешний мир. Они воспринимают его как сумму объектов: людей, предметов, дел. У них широкий круг интересов. Расширение интереса происходит значительно легче, чем углубление. Замечать новые объекты для экстраверта естественнее, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним [6].

     Интроверты обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми. Себя ему понять гораздо легче, чем других. Интроверт способен спокойно обходиться без обратной связи с другими, ведь он ценен сам для себя. Письменная речь дается им легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства [4].

     2) Рационалы и иррационалы

     Рационалы, ориентируясь на разум и традиции, стремятся жить с принятым решением, иметь твердое суждение по главным  жизненным вопросам. Если обстоятельства изменяются, то им необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться. Эти типы еще называются «судящими» или «рассуждающими». Рационал сразу реагирует эмоцией на эмоцию, поступком на поступок, поэтому представители данного типа кажутся строгими, решительными. Их эмоции действительно порой бывают чересчур резкие и холодные. Характерные поговорки, фразы: «Капля камень точит», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца», «Ну, подведем итоги».

     Иррационалы ориентированны на непосредственное восприятие, стремятся построить свой взгляд на мир, увидеть новые возможности. Порой они не спешат с принятием решений, долго наблюдают за происходящими событиями, собирают информацию. В отличие от рационалов, иррационалы быстрее реагируют на изменчивую ситуацию. Еще их называют «воспринимающими». Их поведение и эмоции заранее трудно спрогнозировать и предугадать. Максимальный творческий подъем у них наступает, когда надо найти выход из моральных или денежных затруднений. Их движущая сила – впечатление. Они чаще доверяют внутренним ощущениям. Характерные фразы, поговорки: «Куй железо, пока горячо», «Там видно будет» [6].

     3) Логики и этики

     Логики  живут в «неодушевленном» мире объективных  законов. Их чувства подчинены разуму. Они никогда добровольно не будут делать то, что считают неправильным, нелогичным [4]. Отсюда следуют характерные выражения представителей логического типа: «Внесем ясность», «Эффективное доказательство», «Проанализируем детали», «Обдумаем решение», «Нужно (ненужно) для дела», «Заслуживает (не заслуживает) доверия» и т.д. [6]

     Этики погружены всецело в одушевленный мир человеческих отношений. Их главный  советчик — сердце, а не разум [4]. У представителей данного типа тоже есть излюбленные выражения: «существующий  обычай», «эффектная деталь», «красивая форма», «мне нравится (не нравится)», «гуманно», «душевная компания» и т.д. Кроме этого в разговоре они часто используют красочные прилагательные и эпитеты: замечательный, потрясающий, симпатичный, жуткий, отвратительный [6].

     4) Интуиты и сенсорики

     Интуиция  сортирует информацию во времени, рассматривает  развитие процессов из прошлого в  будущее, дает предсказание еще не случившихся  событий. Сенсорика сортирует информацию в пространстве, это сведения о  самочувствии, надежности, силе и выносливости.  

     Люди  сенсорного типа живут ощущениями: умеют воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощущаемым. Очень точно чувствуют  свое физическое «я» и его потребности, обладают ясно выраженным ритмом жизни. Сенсорный тип живет как будто одним днем. Все, что будет завтра, для него немного неожиданно.

     Из-за неразвитого абстрактного мышления он не имеет чувства предвидения  и надеется лишь на свои силы и волю. Жизненная позиция: «Здесь и теперь».

     Ощущениям интуитивных типов не хватает яркости, они часто рассеянны. Даже свое физическое «я» воспринимается ими неопределенно. Уверенности в своей материальности им хватает лишь до тех пор, пока они смотрят в зеркало. Жизненная позиция: «Поживем – увидим».

     Интуиты всю жизнь пытаются разобраться в себе, а сенсорики менее озабочены вопросами самокопания [5]. 

1.2. Выбор профессии.

1.2.1. Социотипы в сферах деятельности.

     Знание  своего соционического типа позволяет  успешно выбирать дело по душе, избегать излишних трудностей. Рассмотрим, в  каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители различных социотипов. В целом, насчитывают четыре основные сферы деятельности: производственно – управленческая, социальная, гуманитарная и научно-исследовательская.

     1) В производственно-управленческой сфере (такие профессии, как администратор, руководитель, бухгалтер, экономист, рабочий, техник, мастер, хозяйственник) несомненными лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики. Этим типам свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. Другие психологические типы не обладают таким аналитическим и беспристрастным умом, умением организовать работу и успешно завершить дело. В работе они опираются на факты, стараются быть беспристрастными в оценках. Им можно поручать все виды работ, связанных с составлением графиков, всевозможных логических схем [2]. Они способны решить очень сложные технические вопросы. Главными объектами взаимодействия для них являются материалы, механизмы и ресурсы. Другой человек, скорее, воспринимается как производственный ресурс, носитель определенных профессиональных качеств - технических, экономических, управленческих или исполнительских качеств, чем самоценная личность. Они плохо понимают, что нужно принимать в расчет не только те возможности человека, которые необходимы для производства, но также учитывать его слабости и недостатки [10].

     Они подходят к делу конкретно, оперируя, прежде всего фактами и цифрами. Они всегда опираются на результаты, взятые из практического жизненного опыта, а не гипотезы, теории и догадки. Они реалисты и практики. Больше доверяют испытанным на деле методам работы, чем экспериментам. Не любят отвлекаться на абстрактные теории и этические проблемы. Умеют руководить людьми, разбираются в их функциональных способностях. Придают значение материальным стимулам, созданию условий труда. Ориентируются на материальные ценности, отлаживание технологий, организацию производства. Их интересует контроль качества и учет спроса потребителя. Они следят за порядком, точностью и пунктуальностью в выполнении заданий. Считают главным компетентность, ясность в деталях, регламент и четкость.

     Логико-сенсорным  и сенсорно-логическим типам, являющимся конкретными материалистами и прагматиками, в классификации профессий Е.А. Климова соответствует сфера «человек-техника» (предмет труда – материалы и устройства).

     Из  представителей группы «производственников» получаются хорошие экономисты, руководители, строители, ремонтники, технологи, работники  ОТК и служб материально-технического снабжения, кадровые военные и работники правоохранительных органов. Им больше всего подходит административно-хозяйственная и практическая деятельность с производственным уклоном или в сфере материального производства, ремонт и эксплуатация технического оборудования [4].

     К этой группе относятся типы Инспектор, Лидер, Администратор, Мастер.

     2) Социальную сферу (торговые агенты, PR-менеджеры, менеджеры по рекламе, артисты, религиозные или идеологические деятели, секретари) украсят представители тех типов, у которых сильны функции этики и сенсорики. Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются у них с поиском новизны. Представителям этих типов можно поручать рекламную деятельность и дипломатические функции. Они с удовольствием возьмут на себя ответственность за решение вопросов отдыха и праздничных мероприятий, установят необходимые контакты с нужными людьми, с воодушевлением расскажут о новых теориях, интересных выставках, книгах, а также о товарах и услугах [8].

     Они направлены на решение проблем, связанных с удовлетворением человеческих потребностей преимущественно материального плана, связанных с современным понятием «потребительская корзина». Это понятие вмещает целый комплекс потребностей как первой необходимости – в пище, жилье, одежде – так и в дополнительных, входящих в систему инфраструктуры, в том числе, коммунальные службы, сервис, транспорт, организации сферы досуга и развлечений, здравоохранения и рекреации (отдыха и оздоровления) и т.п.

Информация о работе Социотип учителя в психогигиене школьного образования