Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда : процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции» , а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда, а также такого понятия как «правовая позиция Суда».

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…3
1.История формирования конституционного судопроизводства в России….… 5
2.Правовая природа конституционного судопроизводства…………………....11
3.Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти.16
4.Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти………………………23
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемых источников…………………………………………..……32

Работа состоит из  1 файл

КР КС.docx

— 62.94 Кб (Скачать документ)

     24 декабря 1993 г. Указом Президента  РФ N 2288 9Закон от 12 июля 1991 г. отменен и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ значительно активизировалась. 21 июля 1994 г. этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ стал федеральным конституционным законом10, в котором решены все основные вопросы организации и деятельности данного суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений и положений, касающихся вступления закона в силу.

 

2. Правовая природа конституционного судопроизводства 

     Конституция Российской Федерации предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: 

- Конституционный  Суд РФ ( ст. 125 ), 

- суды  общей юрисдикции ( ст. 126 ), 

- Арбитражные  суды ( ст. 127 ).11

     Конституционный суд - в Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Конституционный суд Российской Федерации осуществляет судебную власть путем: рассмотрения в заседаниях дел о конституционности международных договоров и нормативных актов; рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики; дачи заключений в случаях, установленных законодательством. Конституционный суд РФ не рассматривает политические вопросы. Конституционный суд РФ и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции Российской Федерации.

     Все суды относятся к федеральным  судам. Но Федеральный Закон о судебной системе определил и суды субъектов РФ, отнесение к ним Конституционные ( уставные ) суды субъектов федерации и мировых судей ( ч. 4 ст. 4 )12.

     Ответственность функций, выполняемых Конституционным судом Российской Федерации, обуславливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Если многие должности в органах исполнительной и законодательной власти могут быть замещены нередко при минимальных требованиях к назначаемому и избираемому на должность лицу, то к судьям предъявляются по закону наиболее жесткие требования. Для них устанавливаются повышенные цензы. Кроме того, к судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение.

     Судья как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судья  должен оберегать свое достоинство  и достоинство всего судейского сообщества ( ст. 3, 8 и др.).13 Судьи в Конституционном суде РФ приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность. Закон «О статусе судей в Российской Федерации»,принятый в 1992 году предусматривал, что судьи наделяются полномочиями в результате их избрания представительными органами. В настоящее время Конституция Российской Федерации и закон о судебной системе установили порядок, в соответствии с которым часть судей назначается Президентом Российской Федерации.

     Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемым в соответствии с законодательством, устанавливающий  процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Так, например, Конституционный  суд РФ рассматривает и решает дела, как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях палат Конституционного Суда.

     Судебная  система – это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенное с учетом федеративного и административно – территориального устройства государства.141

     Статьи 125 – 127 Конституции РФ15, определяющие компетенцию Конституционного Суда РФ, высших судебных органов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов так же имеются основополагающие значения для устройства судебной системы и ее функционирования.

     Судебные  процедуры как обязательный признак  правосудия являются необходимыми для  суда, потому что именно судебные процедуры, построенные на том, что в споре  перед судом все стороны приобретают  равные права и несут равные обязанности, построенные на том, что суд в  этом споре остается решающей стороной, не присоединяясь ни к кому из участников, ни к кому из сторон конфликта – только эти процедуры могут обеспечить в результате вынесение объективного решения независимым судом.

     Структура судебной системы в настоящее  время установлена рядом законодательных  актов с учетом принципиальных норм Конституции, Федеральными Конституционными Законами о судебной системе, о Конституционном Суде, Об арбитражных судах.

     Конституционный Суд РФ – единственное судебное учреждение, компетентное решать вопросы, обозначение в ст. 125 Конституции РФ. Каких – либо других судов иного уровня с аналогичными функциями в Российской Федерации не существует.

     В правовом государстве государственная  власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

     Судебная  власть есть одна из ветвей государственной  власти. Поэтому конституционный  суд как орган судебной власти, входящий в механизм осуществления  государственной власти в целом, одновременно имеет родовые признаки органа государственной власти, однако есть все основания говорить об особой политико-правовой природе конституционного суда как органа государственной  власти. 16

     Исходным  для характеристики природы конституционного суда в качестве органа государственной  власти является осуществление им конституционного контроля как самостоятельного направления  государственно-властной деятельности. Конституционно-контрольная деятельность, как известно, осуществляется не только конституционным судом, но и иными государственными органами (главой государства, парламентом, правительством и др.).

     Конституционный суд обеспечивает верховенство и  прямое действие конституции на всей территории государства и применительно  ко всем субъектам права. Решения  конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства, имеют  общеобязательную юридическую силу и могут быть преодолены только путем  принятия новой конституции или  внесением изменений и дополнений в действующую.17

     Конституционный суд как орган государственной  власти стоит одном ряду с такими высшими органами государственной  власти как глава государства, парламент  и правительство. Через осуществление  конституционного контроля он может  оказывать значительное влияние  на их деятельность, прежде всего в  сфере нормотворчества (законодательства), отменяя, по существу, противоречащие, конституции законы, другие нормативные  акты, их отдельные положения, пользуясь  правом законодательной инициативы, толкуя конституционные нормы при разрешении конкретных, дел ( и давая официальное толкование конституции, обязательное для всех субъектов права. 18

     Конституционный суд в известном смысле и в  известных пределах творит право, определяя направление развития законодательным органам создавая прецеденты толкования конституции и законов, известные пробелы в конституции при ее официальном толковании. Тем самым конституционный суд идет дальше простой реставрации конституционных норм. Он одновременно действует с конституцией. Конституционный суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, он выступает как орган примирения, как гарант политического мира и законности в обществе и государстве, как хранитель конституционных ценностей, стоящий на страже конституционного строя.

     Конституционно-правовая доктрина в современном мире акцентирует  внимание на решении судебным конституционным  контролем чисто правовых вопросов, на уходе (отказе) от рассмотрения политических вопросов и политических решений, от предоставления предварительных и  последующих (не предусмотренных законом  правовых форм) консультаций другим органам  государственной. власти. Парламенты, органы исполнительной власти подчас подкидывают конституционным судам  политические «горячие картофелины». 
 
 
 
 

3. Место Конституционного  Суда в системе  органов государственной  власти

     Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся  в проверке соответствия законов  и иных нормативных актов конституции  данной страны.

     Конституционный контроль является важным атрибутом  современного демократического конституционного устройства. Без него немыслимо поддержание  конституционной законности, а значит и законности в целом. Конституционный контроль обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие. Без действенного же конституционного контроля конституция обречена оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений. Действенность, эффективность конституционного контроля обеспечивается наличием специального независимого судебного органа - конституционного суда, а также особой, тщательно регламентированной законом процедуры конституционного производства.19

     Суды всегда отличаются одной особенностью, они никогда не начинают действовать по собственной инициативе. Суд, осуществляя правосудие, должен сохранять свое независимое положение, потому что именно его независимое положение обеспечивает объективность его решений, объективность и справедливость. И именно поэтому он не начинает действовать тогда, когда ему самому кажется это целесообразным, потому что тогда суд невольно занимал бы какую-то политическую позицию: выбирая определенный момент для начала своей деятельности, он тем самым выбирал бы политическую позицию потому, что выбор момента всегда связан с оценкой целесообразности того или другого шага, а выбор целесообразности есть политическое предпочтение. И суду тогда было бы очень сложно устоять от того, чтобы не определиться по политическим предпочтениям.

     Какие же процедуры мы имеем в Конституционном  Суде? Первая процедура так называемого  абстрактного контроля. Он называется в теории абстрактным, хотя в Конституции  этот термин не употребляется. Но эта  первая из процедур, которая называется в Конституции Российской Федерации части 2 статьи 125 пункте "а"20. Это когда по обращениям различных государственных органов, а именно Президента, Федерального Собрания, палат Федерального Собрания, определенного числа (1\5) депутатов палат Федерального Собрания, а также Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности какой-либо нормы. Абстрактным этот контроль называется, потому что, естественно, органы государственной власти не выступают здесь как субъекты, к которым применяются оспариваемые нормы, эти субъекты вне конкретного правоприменительного процесса могут просить проверить конституционность содержания того или иного регулирования. Это первая очень распространенная процедура, и в ней очень часто стоит вопрос о том, что акты, обжалованные в Конституционный Суд государственными органами, являются несоответствующими Конституции Российской Федерации по содержанию, в том числе как противоречащие Главе 2.

     Второй  процедурой в Конституционном Суде является процедура рассмотрения международных  договоров Российской Федерации. Это  тоже в определенной мере абстрактный  контроль. Эти договоры тоже могут  оцениваться с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации. И здесь важна одна особенность. Поскольку договор подписывается двумя заключающими его сторонами, то естественно уже заключенный договор, если бы он мог быть аннулирован Конституционным Судом, превращался бы в некое пугало для российских контрагентов, и было бы очень опасно с точки зрения правовых последствий, чтобы Конституционный Суд вступал в процесс проверки содержания международных договоров на этапе, когда они уже ратифицированы и значит должны начать действовать. Поэтому только для международных договоров в процедуре конституционного правосудия сделано исключение. И здесь контроль носит как бы предварительный характер. Он носит как бы предварительный характер, потому что договор проверяется по его содержанию и соответствию Конституции Российской Федерации в тот момент, когда он уже подписан Российской Федерацией, но еще не ратифицирован российским парламентом. Конечно, речь идет о таких договорах, которые такой ратификации требуют.

     Третий  вид процедуры в конституционном  судопроизводстве - это споры о  компетенции. Разные органы, принадлежащие  к различным ветвям власти, могут  спорить о том, кому из них принадлежит  решение того или другого вопроса. Несмотря на достаточно сильные конфронтационные процессы между, скажем, законодательной  и исполнительной властью, законодательной  властью и президентской властью  в нашем государстве и в  нашей реальности, Конституционный  Суд практически не рассматривает  споров о компетенции. Обращений  таких нет. Почему? Потому что компетенция, как ее должны осуществлять государственные  органы, всегда закреплена в каком-то нормативно-правовом материале, в законах, постановлениях и актах Правительства, указах Президента, одним словом, в  нормативном регулировании она  закрепляется.

     Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной  компетенцией, что означает возможность  осуществления Судом своих полномочий только по запросам или жалобам лиц, упомянутых в Конституции Российской Федерации. Суд, следовательно, не вправе рассматривать какое-либо дело по собственной инициативе. Он, однако, может самостоятельно решать вопрос об использовании права законодательной инициативы по вопросам его ведения, что предусмотрено ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти РФ