Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда : процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции» , а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда, а также такого понятия как «правовая позиция Суда».

Содержание

Введение………………………………………………………………..………..…3
1.История формирования конституционного судопроизводства в России….… 5
2.Правовая природа конституционного судопроизводства…………………....11
3.Место Конституционного Суда в системе органов государственной власти.16
4.Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти………………………23
Заключение…………………………………………………………………………31
Список используемых источников…………………………………………..……32

Работа состоит из  1 файл

КР КС.docx

— 62.94 Кб (Скачать документ)

     Компетенция Конституционного Суда РФ состоит из четырех конституционных полномочий:

1) проверка  конституционности законов, нормативных  правовых актов и договоров  (нормоконтроль), осуществляемая по  трем видам запросов и жалоб  (от органов власти, граждан и  судов);

2) разрешение  споров о компетенции;

3) толкование  Конституции РФ;

4) дача  заключения о соблюдении порядка  выдвижения обвинения Президента  РФ в государственной измене  или совершении иного тяжкого  преступления.

Эти полномочия различаются не только по содержанию, но и по субъектам запросов и жалоб. Рассмотрим каждое из указанных полномочий и особенности производства по рассмотрению соответствующих категорий дел. 21

     В порядке абстрактного нормоконтроля  Конституционный Суд РФ разрешает  дела о соответствии Конституции  РФ:

1) федеральных  законов, нормативных актов Президента  РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ;

2) конституций  республик, уставов, а также  законов и иных нормативных  актов субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации  и органов государственной власти  субъектов РФ;

3) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов РФ, договоров между  органами государственной власти  субъектов РФ;

4) не  вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

     Правом  на обращение в Конституционный  Суд с запросом о проверке конституционности  упомянутых нормативных актов органов  государственной власти и договоров  между ними обладают только те органы, которые указаны в Конституции Российской Федерации : Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.22

     Запрос  в Конституционный Суд возможен как в отношении всего нормативного акта или договора, так и в отношении отдельных их положений, допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за неконституционности либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению соответствующих органов государственной власти или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Российской Федерации. В отношении актов, изданных субъектами Российской Федерации, запрос возможен только в случае, если нормативный акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов государственной власти Российской Федерации или к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, не рассматриваются запросы в отношении актов, изданных по вопросам, не перечисленным в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

     Конституционный Суд устанавливает соответствие Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними в определенных пределах, а именно:

1) по  содержанию норм;

2) по  форме нормативного акта или  договора;

3) по  порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в  действие;

4) с  точки зрения установленного  Конституцией РФ разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную;

5) с  точки зрения установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между федеральными  органами государственной власти;

6) с  точки зрения разграничения предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.23

     По  итогам рассмотрения дела Конституционный  Суд принимает решение о признании  нормативного акта или договора либо отдельных их положений соответствующими или не соответствующими Конституции  Российской Федерации. Признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.24

     Контроль  распространяется также на международные  договоры РФ, не вступившие в законную силу. Запрос допустим, если договор  подлежит ратификации Государственной  Думой или утверждению иным федеральным  органом государственной власти или если заявитель считает не вступивший в силу международный  договор не подлежащим введению в  действие и применению в Российской Федерации из-за несоответствия Конституции  РФ. Суд признает договор или отдельные  его положения соответствующими или не соответствующими Конституции  РФ. С момента провозглашения постановления  Суда о признании не соответствующими Конституции РФ не вступившего в  силу международного договора либо отдельных  его положений, международный договор  не подлежит введению в действие и  применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации  иным образом. 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Разрешение споров о компетенции. Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти

      Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции :

1) между  федеральными органами государственной  власти;

2) между  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации;

3) между  высшими государственными органами  субъектов Российской Федерации.

     Правом  на обращение в Конституционный  Суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре  органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции  РФ, а Президент РФ также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции  РФ.26

Ходатайство органа (органов) государственной власти допустимо, если:

1) оспариваемая  компетенция определяется Конституцией  РФ;

2) спор  не касается вопроса о подведомственности  дела судам или о подсудности;

3) спор  не был или не может быть  разрешен иным способом;

4) заявитель  считает издание акта или совершение  действия правового характера  либо уклонение от издания  акта или совершения такого  действия нарушением установленного  Конституцией РФ разграничения  компетенции между органами государственной  власти;

5) заявитель  ранее обращался к указанным  в Конституции РФ органам государственной  власти с письменным заявлением  о нарушении ими определенной  Конституцией и договорами компетенции  заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;

6) в  течение месяца со дня получения  письменного заявления не были  устранены указанные в нем  нарушения;

7) в  случае обращения соответствующего  органа государственной власти  к Президенту РФ с просьбой  об использовании согласительных  процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции  РФ, Президент РФ в течение  месяца со дня обращения не  использовал эти согласительные  процедуры либо такие процедуры  не привели к разрешению спора. 27

     Ходатайство Президента РФ, внесенное в порядке  применения ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, допустимо, если:

1) Президент  использовал согласительные процедуры  для разрешения разногласий между  органами государственной власти;

2) разногласия  между органами государственной  власти являются подведомственным  Конституционному Суду РФ спором  о компетенции.28

     Конституционный Суд рассматривает споры о  компетенции исключительно с  точки зрения установленных Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную и разграничения компетенции  между федеральными органами государственной  власти, а также с точки зрения разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий.

     По  итогам рассмотрения спора о компетенции  Конституционный Суд принимает  решение, подтверждающее или отрицающее полномочие соответствующего органа государственной власти издать акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции. В случае если Конституционный Суд признает издание акта не входящим в компетенцию издавшего его органа государственной власти, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.

     Правом  на обращение в Конституционный  Суд с запросом о толковании Конституции  РФ обладают Президент РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума, Правительство  РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Толкование, данное Конституционным  Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

     Доказательством этих выводов являются постановления  Конституционного суда Российской Федерации  о специальном виде законов, которыми вносятся поправки к главам 3-8 Конституции  Российской Федерации (статья 136 Конституции  Российской Федерации), о порядке  внесения в статью 75 Конституции  Российской Федерации измененных наименований субъектов Российской Федерации, о  возможности представления Президентом  Российской Федерации одного и того же лица на должность Председателя Правительства Российской Федерации  в порядке требований статьи 111 Конституции  Российской Федерации, о нормативной  регламентации системы и структуры  федеральных органов государственной  власти и т.д.29

     Для России вопрос взаимоотношения Конституционного Суда с другими высшими органами государственной власти был особо  сложным в силу специфики расстановки  политических сил, взаимоотношений  Президента и парламента, по существу, их конфронтации. В условиях острой политической борьбы в российском обществе, постоянного и разрастающегося противостояния Президента и парламента, переходящего в прямой конфликт, деятельность Конституционного Суда по проверке соответствия Конституции актов той и другой власти не могла не приобрести острополитического характера.30

     Взаимодействие  Конституционного суда с иными высшими  органами государственной власти в  основном прослеживается в следующих  сферах:

- при  формировании судейского корпуса  конституционной (уставной) юстиции;

- принятии  несудебными органами власти  нормативных актов в рамках  своей компетенции;

- осуществлении  правосудия конституционными (уставными)  судами.

     Такое взаимодействие проявляется во взаимном влиянии несудебных органов власти и конституционных (уставных) судов  друг на друга. Отдельные элементы этого  влияния можно считать частью механизма «сдержек и противовесов»  в российской системе разделения властей.

     Можно выделить следующие аспекты влияния  высших органов государственной  власти на конституционный суд:

- решения  о создании отдельных органов  правосудия, в том числе и органов  конституционной (уставной) юстиции,  а иногда и само учреждение  этих органов принимают и осуществляют  органы законодательной ветви  власти совместно с главой  государства (субъекта Федерации);

- конституционные  суды функционируют на основе  правил, установленных другими, в  первую очередь законодательными, органами государственной власти.

     Например, законы об органах конституционной  юстиции принимаются представительными  органами власти соответствующего уровня. На основании этих актов осуществляется нормативное регулирование вопросов формирования и деятельности конституционных (уставных) судов;

- условия  функционирования конституционных  судов зависят от других органов.  В частности, органы законодательной  власти принимают законы о  бюджете, в которых предусматривается  финансирование этих судов, указы  Президента РФ регулируют вопросы  материального обеспечения Конституционного  Суда РФ и его судей, нормативные  акты глав субъектов Федерации  также посвящены материально-организационным  аспектам деятельности органов  региональной конституционной (уставной) юстиции;

Информация о работе Взаимоотношение Конституционного суда и других высших органов государственной власти РФ