Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:32, контрольная работа

Описание

Авторитет науки в современном обществе прочен и устойчив. Доверие к ней настолько велико, что мы порой отождествляем понятия «знание» и «научное знание», считая их синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш житейский опыт, эстетическое впечатление, религиозное откровение и т.д. Однако научное знание явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды знания своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой.

Содержание

Введение…………………………………………………………...........................3
В чем суть методологии как научной дисциплины…………………………….4
Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь…………………………………………………………………....6
Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания………………………………………………………………………....10
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная КСЕ.docx

— 47.80 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

 

Факультет финансово-кредитный

 

Кафедра Философии, истории и права

 

 

Специальность (направление) бакалавр экономики

 

 

                             Контрольная работа

                 по дисциплине «Концепции современного естествознания»

                         на тему: «Методы научного познания»

 

 

Студент __________________

(подпись)                        Ф.И.О.

Группа       Номер личного дела

 

Преподаватель 

                           (ученая степень, звание)   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

2013

 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………...........................3
  2. В чем суть методологии как научной дисциплины…………………………….4
  3. Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь…………………………………………………………………....6
  4. Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания………………………………………………………………………....10   
  5. Заключение……………………………………………………………………...15
  6. Список литературы……………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Авторитет науки в современном обществе прочен и устойчив. Доверие к ней настолько велико, что мы порой отождествляем понятия «знание» и «научное

знание», считая их синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш житейский опыт, эстетическое впечатление, религиозное откровение и т.д. Однако научное знание явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды знания своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой.

Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. По большому счету человека всегда интересуют два вопроса: ЧТО такое реальность и КАК с ней обращаться. Метод — это ответ на вопрос о том, как обращаться с реальностью, и во многих случаях именно он имеет решающее значение. В одной старой китайской притче некий щедрый рыболов делится своим уловом с голодным крестьянином. Но когда тот приходит за рыбой и во второй, и в третий раз, становится ясно, что много проще решить проблему, научив крестьянина самого ловить рыбу, чем каждый раз проявлять филантропию. Научить, как ловить рыбу, — значит дать метод, т.е. систему правил и приемов практической деятельности. То же относится и к деятельности познавательной. Показать, как добывается знание, — значит дать всем желающим возможность, во-первых, воспроизводить и проверять достоверность уже имеющегося знания, а во-вторых — получать новое, ранее неизвестное знание. Наука тем и отличается от других форм общественного сознания, что в ней методы получения нового знания стали предметом анализа и открытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная научная дисциплина — методология научного познания. Методология — это учение о принципах построения, формах и способах познания. В методологии обычно выделяют общие методы исследования, используемые на разных уровнях познания. Каждый их них характеризуется не только собственными формами организации научного знания, но и присущими им методами познания.

 

  1. В чем суть методологии как научной дисциплины

«Методология науки» – это учение о методах и процедурах научной  деятельности, а так же раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания и философии науки.

Существует два основных значения понятия методология:

1) Система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);

2) Учение об этой системе, теория метода.

Методология науки исследует:

  • структуру и развитие научного знания,
  • средства и методы научного исследования,
  • способы обоснования его результатов,
  • механизмы и формы реализации знания в практике.

Однако неверно  сводить полностью методологическое к рациональному, существуют и внерациональные средства, и приемы познания.

«Методология» – особая дисциплина, исследующая познавательные аспекты научной деятельности применительно к каждой науке.

Методология включает три уровня знаний:

1) Философско-гносеологический, объединяющий логику, теорию познания (гносеологию) и общую методологию научного исследования.

2) Теоретический уровень, представляющий теоретический подход к изучению явлений, который опирается на данные конкретного научного анализа.

3) Эмпирический уровень, где изучаются методы и технические приемы исследования (называемые обычно методикой исследования). Эта структура методологии отражает взаимосвязь теории, концепции и исследовательской практики, и призвана объяснять все три уровня для рационализации и упорядочивания социального познания.

Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Вплоть до того, что до последнего времени, когда звучало слово «методология» как бы неявно подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки – математики, химии и т.п. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности.

Так же встречались попытки соединить в предмете методологии сознание и деятельность. «Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности».[3. 67 c]

Некоторые авторы разделили методологию науки на два типа:

    1. дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.;
    2. нормативную (прескриптивную) методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

 С методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности. Основной объективной причиной появления различных неоднозначных толкований понятия «методология» является то обстоятельство, что человечество перешло в новую постиндустриальную эпоху своего развития, сопровождаемую такими явлениями как: информатизация общества, глобализация экономики, изменение роли науки в обществе и т.д.

 

2. Дайте определение  понятия метод, охарактеризуйте  основные типы методов и их  взаимосвязь.

Метод (греч. – способ познания) – “путь к чему-либо”, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.

Основная функция  метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Следовательно, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать исследователя в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Понятие “научный метод” понимается как “целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний”. В психологии и педагогике научный метод представляет собой систему подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук.[4]

Понятие “метод” применяется в широком и узком смыслах этого слова. В широком смысле слова – оно обозначает познавательный процесс, который включает в себя несколько способов. Например, метод теоретического анализа включает в себя, помимо последнего, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д. В узком смысле “метод” означает специальные приемы научной дисциплины. Например, в психологии и педагогике – метод научного наблюдения, метод опроса, экспериментальный метод и др.

Исходным методом научного познания считается наблюдение, т.е. преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека — ощущения и восприятия. В ходе наблюдения возможно получение информации лишь о внешних, поверхностных сторонах, качествах и признаках изучаемых объектов. Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

- целенаправленностью и избирательностью (внимание наблюдателя фиксируется только на тех свойствах объекта, которые связаны с предварительно поставленной задачей);

- объективностью, т.е. возможностью контроля результатов наблюдения либо за счет повторного наблюдения, либо использования других методов исследования;

-   полнотой, точностью, однозначностью и т.д.

Итогом научных наблюдений всегда является описание исследуемого объекта, фиксируемое в виде текстов, рисунков, схем, графиков, диаграмм и т.д. По мере развития науки наблюдение становится все более сложным и опосредованным за счет использования различных технических устройств, приборов, измерительных инструментов. Техническая оснащенность процедуры наблюдения, с одной стороны, колоссально увеличила ее возможности, а с другой — породила серьезную проблему достоверности знаний, получаемых с помощью приборов.

Измерение — познавательная процедура, в которой устанавливается отношение одной (измеряемой) величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения). Измерение органически связано с наблюдением и в совокупности с ним образует фундаментальную основу естествознания. Именно переход к фиксации количественных (однозначно измеряемых) параметров материальных тел позволил естественным наукам добиться нынешних строгости и точности знания. Измерительные процедуры могут даже опережать теоретическое объяснение: измерять температуру тел научились гораздо раньше, чем поняли физическую природу теплоты. [1. 41 c.]

Еще одним важнейшим  методом естественнонаучного познания является эксперимент. С введением в практику науки экспериментального метода ученые из наблюдателей превратились в «естествоиспытателей», т.е. данный метод предполагает активное воздействие экспериментатора на изучаемый объект и условия его существования.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — способ активного, целенаправленного исследования объектов в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент включает процедуры наблюдения и измерения, однако не сводится к ним. Ведь экспериментатор имеет возможность подбирать необходимые условия наблюдения, комбинировать и варьировать их, добиваясь «чистоты» проявления изучаемых свойств, а также вмешиваться в «естественное» течение исследуемых процессов и даже искусственно их воспроизводить.

Экспериментальный метод, возникнув  первоначально (XVII в.) в физике (Г. Галилей, У. Гильберт (1544—1603)), распространился затем на все области естествознания. За четыре прошедших столетия, разумеется, существенно изменилась техническая оснащенность экспериментальной практики. Многие нынешние экспериментальные установки (ускорители заряженных частиц, например) представляют собой огромные и дорогостоящие сооружения. Однако не снизилось значение и мысленных экспериментов, для которых не требуется создание сложных технических средств. В XVII в. Г. Галилей с помощью мысленного эксперимента сформулировал важнейший для физики принцип инерции. А в XX в. другой гений физики — А. Эйнштейн (1879— 1955) — блестяще использовал тот же прием, вообразив свободно падающий в поле тяготения лифт и обнаружив при этом, что, находясь внутри такого лифта, никаким способом нельзя определить, движется ли ускоренно лифт в поле тяготения или он покоится, а поле тяготения при этом исчезает. Результатом этого мысленного эксперимента стал принцип эквивалентности инерционной и гравитационной масс, положенный в основу общей теории относительности.

Анализ как общенаучный метод познания представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез — операция соединения выделенных в процессе анализа элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция — способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Дедукция — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода.

Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен.

Информация о работе Методы научного познания