Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:24, контрольная работа

Описание

Цель данной работы показать в чем суть методологии, рассмотреть основные типы методов и проследить их взаимосвязь и понять в чем суть эмпирического и теоретического познания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

Сущность методологии как научной дисциплины………………………………..4

Основные методы научного познания…………………………………………...6

Методы эмпирического и теоретического познания…………………………...9

Заключение…………………………………………..……………………14

Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

Методы научного познания(КСЕ).docx

— 36.39 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

Сущность методологии  как научной дисциплины………………………………..4

Основные методы научного познания…………………………………………...6

Методы эмпирического  и теоретического познания…………………………...9

Заключение…………………………………………..……………………14

Список использованной литературы…………………………………………..16

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

20 век - век науки. Авторитет науки в современном обществе прочен и устойчив. Доверие к ней так велико, что люди порой даже отождествляют понятия «наука» и «научное познание», хотя это не совсем правильная позиция. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а наш, к примеру, житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако знание, добываемое наукой, явно выбивается из этого общего ряда, намного превосходя остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. [1, 25]

Современная наука развивается  очень быстрыми темпами, в настоящее  время объем научных знаний удваивается  каждые 10-15 лет. Именно наука явилась  главной причиной столь бурно  протекающей НТР, перехода к постиндустриальному  обществу, повсеместному внедрению  информационных технологий, появления  «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической  теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную  для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.

Цель данной работы показать в чем суть методологии, рассмотреть основные типы методов  и проследить их взаимосвязь и  понять в чем суть эмпирического  и теоретического познания.

 

 

Сущность  методологии как научной дисциплины

«Методология» в переводе с греческого «учение о методах». Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. [2, 7]

Методология – тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности. В сфере общей методологии методолог изучает и конституирует «законы» мышления и деятельности как таковые .

Некоторые авторы разделяют  методологию науки на два типа: дескриптивную (описательную) методологию – о структуре научного знания, закономерностях научного познания и т.д.; и нормативную (прескриптивную) методологию – прямо направленную на регуляцию деятельности и представляющую собой рекомендации и правила осуществления научной деятельности.

 

Методология включает три уровня знаний




 

 

 

     Рис. 1

 

Понятие «методология» имеет  два основных значения:

1) Как инструмент преобразования  философского мировоззрения в  познавательную и практическую  деятельность. Так, понимание этой точки зрения базируется на способности философии превращать свою мировоззренческую функцию в методологическую, когда философия, создавая свои картины мира и определяя смыслы вещей и явлений, детерминирует деятельность носителя данного мировоззрения. Отсюда философию можно было представить не только как мировоззрение, но и как методологию.

2) Как специальное учение о методах научного познания. Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике.

Методология – особая дисциплина, исследующая познавательные аспекты научной деятельности применительно к каждой науке.

Наиболее развитой областью методологии является методология научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология  науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

 

Основные методы научного познания

«Метод» - совокупность правил, приемов практической и познавательной деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта. Это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. В научном познании этот путь должен приводить к истине. Ф. Бэкон сравнивал правильный научный метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте.

Научные методы – это  по сути оборотная сторона теории. Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но объясняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать. Теория как бы «сворачивается» в метод. В свою очередь метод, направляя и регулируя дальнейшую познавательную деятельность, способствует дальнейшему развертыванию и углублению знания. [4, 39]

Современная система  методов познания отличается высокой  сложностью и дифференцированностью.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми  он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершается те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. [2, 7]

        Методы  научного познания принято подразделять  по степени их общности:

  1. Всеобщие (общефилософские) методы.

     Эти методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека.

Всеобщих методов в  истории познания - два: диалектический и метафизический.

   Диалектический  метод - это метод, исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания.

   Метафизический метод – метод, противоположный диалектическому, рассматривающий мир таким, каков он есть в данный момент, т.е. без развития, как бы застывшим.

  1. Общенаучные методы.

 Характеризуют ход познания во всех науках, т.е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.

Различают два вида научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический и теоретический  уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования.

  1. Частнонаучные методы.

  Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них.

 

Методы эмпирического  и теоретического познания

Эмпирический  уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания.

Эмпирический уровень  выступает в качестве основы, фундамента теоретического.








 

рис. 2

На рисунке 2 схематично представлены методы эмпирического и теоретического познания.

Рассмотрим подробнее  методы эмпирического познания:

~ Наблюдение - это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

  • целенаправленностью и избирательностью — внимание наблюдателя фиксируется только на тех свойствах объекта, которые связаны с предварительно поставленной задачей;
  • объективностью, т.е. возможностью контроля результатов наблюдения либо за счет повторного наблюдения, либо путем использования других методов исследования;
  • полнотой, точностью, однозначностью и т.д. [4, 40]

Научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта  познания. Описание результатов исследования образует эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи  создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты по тем или  иным параметрам, проводят классификацию  их по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными (свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека), и опосредованными (проводится с использованием тех или иных технических средств).

~ Измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. При измерении устанавливается отношение одной (измеряемой) величины, характеризующей изучаемый объект, к другой, принятой за постоянную (т.е. единицу измерения).

Измерения подразделяют на статические и динамические. К статическим измерениям относят измерение размеров тел, постоянного давления и т. п. Примерами динамических измерения является измерение вибрации, пульсирующих давлений и т. п.

Измерение органически связано  с наблюдением и образует вместе с ним фундаментальную основу естествознания.

~ Эксперимент  - это сложный метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Эксперимент включает процедуры наблюдения и измерения, однако не сводится к ним. Главной задачей эксперимента, как правило, является проверка различных гипотез и предсказаний теории.

Эксперимент базируется на каких-то исходных теоретических положениях, требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации.

Существует несколько  видов экспериментов:

  1. лабораторные, 2) естественные, 3) исследовательские (дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства), 4) проверочные (служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений), 5) изолирующие, 6) качественные (позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление), 7) количественные (устанавливают точные количественные зависимости) и т.д.

 

Рассмотрим методы теоретического познания:

~ Формализация - особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающего их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Формализация может проводиться  с разной степенью полноты, но, как  показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью  формализована. Формальный метод, даже при последовательном его проведении, не охватывает всех проблем логики научного познания.

Информация о работе Методы научного познания