Этика науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:33, доклад

Описание

В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаимоотношения между теми, кто в не занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода "исторического отбора", который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

Работа состоит из  1 файл

доклад_этика науки.docx

— 18.85 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ  ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

Факультет Заочный финансово-кредитный_______________

Кафедра __________________________________________

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

          по дисциплине Концепции современного естествознания

 

      Тема Этика науки ___

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент: Митрощук Н.Н.

                                                                                                 (Ф.И.О.)                       

Факультет  Заочный финансово-кредитный

Специальность  Бакалавр экономики

Курс        1      группа №     ФБ-ЭФ102 

Личное  дело № 12220ФЛ30428

Преподаватель Подвойская Л. Т.  

(Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

Москва  2013

В науке, как и в любой области  человеческой деятельности, взаимоотношения  между теми, кто в не занят, и  действия каждого из них подчиняются  определенной системе этических  норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается  непозволительным и неприемлемым для  ученого в различных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются  в ходе развития самой науки, являясь  результатом своего рода "исторического  отбора", который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.

В нормах научной этики находят  свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как "не укради", "не лги", приспособленные к особенностям научной деятельности. Скажем. как нечто подобное краже оценивается в науке плагиат, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение 9фальсификация) данных эксперимента, и т.д.

Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди ни является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными привходящими обстоятельствами.

В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить  полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной  этики, которые не требуют, чтобы  результат каждого исследования непременно был истинным знаниям. Они  требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе экспериментально обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-либо другому.

Нормы научной этики редко формулируются  в виде специальных перечней и  кодексов. Как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако, известны попытки выявления описания и  анализа этих норм, предпринимаемых  главным образом в философии  и социологии науки.

В качестве примера можно привести исследования английского социолога науки Мертона. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.

Первая из них - универсализм - убеждение в том, что изучаемое наукой природное явление повсюду протекает одинаково, и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги.

Вторая ценность - общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не праве монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и вносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.

Третья ценность - бескорыстность, когда первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды. Признание и вознаграждение должны рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель, во имя которой проводится исследование.

Четвертая ценность - организованный скептицизм: каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в своей работе на неверные данные, заимствованные из работы его коллег, не освобождается от ответственности, т.к. он сам не проверил точность используемых данных. Из этого следует, что в науке нельзя слепо доверять авторитету предшественников, сколь бы высоким он ни был. В научной деятельности необходимо как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, но и обладать мужеством отказаться от этих убеждений, в случае, если будет обнаружена их ошибочность.

Предпринятый Мертоном анализ ценностей  и норм науки неоднократно подвергался  уточнениям, исправлениям и даже резкой критике. При этом очевидно, что наличие такого рода норм очень важно для существования и развития науки. Однако нередки случаи нарушения этих норм. Тот, кто их нарушает, рискует оказаться вне науки, потерять уважение и доверие своих коллег, которые будут игнорировать полученные им результаты. А между тем признание коллег является для ученого высшей наградой, более значимой, чем материальное вознаграждение. Особенность научной деятельности в том и заключается, что результативной она по-настоящему оказывается лишь тогда, когда признана и результат ее используется для получения новых знаний.

Этические нормы охватывают самые  разные стороны деятельности ученых: процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных результатов, проведение научных дискуссий, когда сталкиваются различные точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия вокруг научного сообщества, сколько взаимоотношения науки и ученого сообщества. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Вывод: Главным объектом  дискуссий остается вопрос  о том, ответственны ли, и если да, то в какой мере, наука и  ученые за негативные социальные  и человеческие последствия научно-технического прогресса.

На пути к научному открытию ученый должен здраво оценивать последствия своего исследования. Необходимо, чтобы потенциальный риск от полученных новых научных знаний не превышал величину возможных положительных последствий научного открытия. 


Информация о работе Этика науки