Естественно – научная и гуманитарная культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, контрольная работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.
Задачи:
выявить специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур;
проанализировать роль «науки о природе» и «науки о духе» в развитии культуры;
объяснить необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.

Содержание

Оглавление.
I. Введение…………………………….……………………………..…….3
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4
Глава 1. Выявите специфику и взаимосвязь естественно – научного и гуманитарного типов культур………….…………………………………4
Глава 2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………………….…………………..………………………..6
Глава 3. Объясните необходимость единства естественно – научной и гуманитарной культур в современном обществе…………..…………….11
III. Заключение……………………………………………………………...13
IV. Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.docx

— 35.06 Кб (Скачать документ)
 
 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал  ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКОГО  ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

в  г. Архангельске 

Кафедра Философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Концепции  современного естествознания»

Тема: Естественно  – научная и гуманитарная культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Архангельск 2011    

Оглавление. 

I. Введение…………………………….……………………………..…….3

II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4

Глава 1. Выявите  специфику и взаимосвязь естественно  – научного и гуманитарного типов культур………….…………………………………4

Глава 2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………………….…………………..………………………..6

Глава 3. Объясните  необходимость единства естественно  – научной и гуманитарной культур  в современном обществе…………..…………….11

III. Заключение……………………………………………………………...13

IV. Список использованной  литературы………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Введение

     Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось  противостояние двух сфер познания –  естественно - научной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.

     Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.

Задачи:

    1. выявить специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур;
  1. проанализировать роль «науки о природе» и «науки о духе» в развитии культуры;
  1. объяснить необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.

При написании  работы мной была использована учебная, справочная литература  и электронные  ресурсы ВЗФЭИ. 
 
 
 
 
 

II. Естественно –  научная и гуманитарная  культуры.

    1.Выявите  специфику и взаимосвязь  естественнонаучного  и гуманитарного  типов культур.

    Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура- это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных, научных и духовных ценностей.

    В сфере научной культуры выделяют культуру естественно - научного познания, культуру технического знания, культуру гуманитарного познания и др. В  рамках каждой из областей научной  культуры по-разному решаются вопросы  организации науки, отношения науки  и общества, науки и идеологии, науки и права и т.п. Наиболее сильно различия в решении данных вопросов проявляются между культурами естественно - научного и гуманитарного  познания. Это дает основание считать, что в настоящее время существуют две основные научные культуры: естественно  – научная и гуманитарная.

    Наиболее  четко различия между естественно  – научной и гуманитарной культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П.Сноу (1905-1980) в своей работе «Две культуры», написанной в 1959 году. Он писал о том, что между так называемыми естественно – научной и гуманитарно – художественной культурами существует огромная пропасть, которая с каждым годом увеличивается.  Ученые, изучающие естественные и гуманитарные науки, все более и более не понимают друг друга, и это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.

    Естественно – научная культура базируется на знаниях, добытых человеком в  процессе изучения природы и явлений, происходящих в ней, а гуманитарная культура опирается на знания о поступках  людей, их ценностей и чувственной  оценке и ориентирована на гуманизм, нравственность, права человека, искусство, литературу, мифологию, религию и т.п. Следовательно, не существует резкой границы между гуманитарной и духовной культурой, сферы этих культур перекрываются. Это означает, что сфера разумной деятельности человечества и сфера его духовной деятельности взаимодействуют в соответствии с принципом дополнительности. Различия между естественными и гуманитарными науками носят фундаментальный характер, а следовательно, и формирующиеся на их основе естественно – научная и гуманитарная культуры также имеют принципиальные отличия. Однако, если рассматривать науку или культуру в целом, то можно видеть, что их естественные и гуманитарные компоненты являются взаимодополняющими. Единство и взаимосвязь естественных и гуманитарных наук и соответствующим им типов культур отражают единство и взаимосвязь природы и общества, с одной стороны, и человека, с другой стороны. В настоящее время развитие каждого из рассматриваемых типов культур достигло такого высокого уровня, что начался интенсивный процесс их взаимного обогащения. Это находит проявление , например, в формировании так называемых «симбиотических» наук (социологии, экологии, и др.), в гуманитаризации естественно – научного и технического образования и в фундаментализации естествознанием гуманитарного образования, в проведении гуманитарных экспертиз естественно – научных программ, затрагивающих жизненно важные интересы общества и отдельного человека. 
 
 

    2. Дайте анализ роли  «наук о природе»  и «наук о духе»  в развитии культуры.

     Постановка  проблемы различения «наук о  природе» и «наук о духе»  впервые была осуществлена во  второй половине XIX в.  Накопленные  с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.

    Объяснение - понимание.  Науки о природе  исходят из того, что природа для  нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое.  Исследование явлений  сводится к их расчленению на причины и  следствия, общее и особенное, необходимое  и случайное и пр. Все в природе  жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений  природы к их причинам и законам  существования есть объяснение - главная  и определяющая познавательная процедура  в науках о природе.

      Науки о духе, напротив, имеют  дело с предметом не внешним,  а внутренним для нас. Явления  духа даны нам непосредственно,  мы их переживаем как свои  собственные, глубоко личные. Поэтому  дела человеческие подлежат не  столько объяснению, сколько пониманию.  То есть такой познавательной  процедуре, в которой мы можем  как бы поставить себя на  место другого и «изнутри»  почувствовать и пережить какое-либо  историческое событие, религиозное  откровение или эстетический  восторг. При этом жизнь человеческая  не сводится полностью к рациональным  началам. В ней всегда есть  место и иррациональному - в  принципе необъяснимым по причинно-следственной  схеме порывам и движениям  души.

      Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, в чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.

    Цель  наук о природе - отыскать общее в  разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов подпадает под  найденное обобщение, тем фундаментальнее  данный закон. Обычный камень или  целая планета, галактика или  космическая пыль - различия несущественны, если речь идет о формуле закона всемирного тяготения: она одинакова  для любых подобных объектов. На поиск таких универсальных обобщений  и ориентированы естественные науки. Единичные объекты или отдельные  особи не имеют для них значения.

      Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь сфера ее компетенции - человек. А последний, как бы он ни был сир и убог, все же имеет в культуре большее значение, чем какой-нибудь электрон для физика-экспериментатора или бабочка для энтомолога. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.

      Таким образом, «индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных. Они по отношению друг к другу противоположны. Одни нацелены на индивидуализацию, другие на интеграцию.

      Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее - степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания.

      Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.

      Ценности в науках о природе  и в науках о духе являются  диаметрально противоположными, даже  в методах их разграничения.   Так,  разграничение ценностей  в  гуманитарных и естественных  науках происходит  ценности  «сомнительным» (в научном плане)  способом их обоснования. Суть  в том, что строго теоретически  обосновать выбор человеком тех  или иных ценностей невозможно, ибо для однозначной оценки  той или иной ценности  отсутствует  какая-либо объективная общая  норма. Таковы все суждения, в  которых оперируют понятиями  «лучше», «красивее», «справедливее»  и т.д. Они не подлежат проверке  на истинность, поскольку апеллируют  к человеческим ценностям, богатство  которых бесконечно, а выбор во  многом произволен.

      Таким образом, ценностная составляющая  знания оказывается существенной  в основном для гуманитаристики.  Из естествознания ценности упорно  изгонялись. Но, как показало развитие  событий в XX в., и естественные  науки не вправе считать себя  полностью свободными от ценностей.  Хотя, конечно, влияние последних  на естествознание гораздо меньше  и далеко не так очевидно, как  в области знания гуманитарного.

      Антропоцентризм. Из признания  ценностной природы гуманитарного  знания вытекает и ряд других  важных следствий для проблемы  различения гуманитарных и естественных  наук. В частности, естествознание  потратило немало усилий, чтобы  избавиться от присущего ему  на первых порах антропоцентризма - т.е. представления о центральном  месте человека в мироздании  в целом.

        На таком фоне подлинное утешение  и необходимую дозу  самоуважения  доставляют человечеству лишь  гуманитарные  науки. В них  человек по-прежнему находится  в центре внимания, представляет  собой главную ценность и важнейший  объект интереса. Гуманитарное знание  антропоцентрично по определению.

      Идеологическая нейтральность - нагруженное. Еще одним важным  следствием ценностной деформации  научного знания является его  идеологическая нагруженность.

      Теоретическое знание, в котором  представлен тот или иной социально-групповой  интерес, называется идеологией. Идеология не тождественна науке,  но частично с ней совпадает,  так как использует знание  теоретического, научного уровня.   Расхождение же между ними  лежит в области целей и  задач: наука ищет истину, идеология  стремится обосновать и оправдать  какой-либо социальный интерес.

      А поскольку истину в области  обществознания ищут вполне конкретные  представители определенных социальных  групп (наций, классов и пр.), то происходит взаимоналожение  научных и идеологических устремлений.  И гуманитарные науки невольно  оказываются идеологически нагруженными.

      В естествознании картина иная. Его объект - мир природы - по  счастью, не является полем  столкновения противоречивых общественных  интересов. И его конечные выводы  практически не затрагивают интересы  конкурирующих социальных групп.  Поэтому естественные науки идеологически  нейтральны. А если в них и  представлен какой-либо социальный  интерес - то, наверное, общечеловеческий.

      Но   в науке все же существует  идеологическая нагруженность –  разные научные школы имеют  собственную идеологию. Таким  образом,  в результате дифференциации  наук о природе, наук о духе,  возникают множество научных  и духовных школ, каждая из  которых может иметь собственную  идеологию.

      Субъект-объектное отношение. Различия  в объекте познания (мир природы  и мир человека) являются, конечно,  главным основанием выделения  специфики гуманитарных и естественных  наук.

      В области естествознания субъект  (человек) и объект познания (природа)  строго разделены. Человек как  бы наблюдает природный мир  «со стороны», отстраненно.

Информация о работе Естественно – научная и гуманитарная культуры