Аграрная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:21, реферат

Описание

Аграрная политика – как составная часть экономической политики представляет собой упорядочивающую деятельность государства и санкционированных им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социальных, правовых и экономических условий жизни сельского населения.

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Аграрная политика – как составная часть экономической  политики представляет собой упорядочивающую  деятельность государства и санкционированных  им общественно-правовых институтов по формированию культурных, социальных, правовых и экономических условий  жизни сельского населения. 

Итак, каковы результаты аграрной политики государства за последние 17 лет? 

Аграрный сектор и агропродовольственная система  переживают один из труднейших периодов своего развития. Кризисные явления  затрагивают как экономическую, так и социальную и другие сферы этой системы. 

Ясно, что в настоящее  время масштабы развития аграрного  сектора явно не соответствуют потребностям страны. 

Так, анализируя результаты реформирования аграрного сектора  Республики Казахстан, начатого в 1990-е  годы, нетрудно заметить, что одним из наиболее негативных последствий реализации рыночной аграрной политики в 1991-2004 гг. явилось существенное сокращение производственного потенциала сельского хозяйства и, как итог, снижение качества жизни в сельской местности. Могли ли предполагать разработчики казахстанских законов, положивших начало реформам в сельском хозяйстве страны, того, что будет сегодня. Абсолютно уверен, что преследовались совершенно иные цели. 

Практика последних  лет, опыт Казахстана свидетельствуют о том, что отказ от коммунистических идеалов опять потребовал, как и при «утопическом социализме» от народа, особенно сельского населения, огромных жертв. Почему жертвы должны быть значительными, до сих пор не объяснил никто. 

Для обоснования  вышеизложенных выводов приведем некоторые показатели производственного потенциала сельского хозяйства на текущий момент в сравнении с дореформенным периодом. 

Так, доля сельского  хозяйства в ВВП уменьшилась  с 34% в 1990 году до 6,5% в 2005 году. 

За 17 лет (с 1990 года) площади сельскохозяйственных угодий сократились с 197,6 млн. гектаров в 1990 году до 78,3 млн. гектаров в 2005 году, в том числе пашни с 35,5 до 22,1 млн. гектаров. 

Выход земель из сельхозоборота, сопровождаемый упадком мелиоративных  систем, имеет в итоге ухудшение их качества и, следовательно, осложняет перспективы восстановления масштабов сельскохозяйственного производства. 

В результате добровольно-принудительных приватизационных мероприятий в  сельском хозяйстве и ограниченности ресурсов произошло резкое уменьшение поголовья скота. 

Так, на конец 2005 года поголовье крупного рогатого скота  составило 55,9% (5457,4 тыс. голов), свиней 39,7% (1281,9 тыс. голов), исходя от уровня 1990 года. 

В 1927 году поголовье  скота в Казахстане превышало 44 млн. голов, а в 1932-ом сократилось до 4,0 млн. голов. Причина – обобществление скота. Спустя семьдесят лет картина повторилась: из 35 млн. овец в 1990 году на конец 2005 года в республике насчитывалось только 14,3 млн. голов. Причины те же: искусственное разрушение хозяйственной инфраструктуры, лишение людей хозяйственных прав. Правда, теперь это произошло в результате не коллективизации, а приватизации. 
 
 

Пострадавшие отрасли 

Ситуация не замедлила  сказаться на смежных отраслях по переработке продукции овцеводства. Так, если прежде производилось по 120 тыс. тонн шерсти в год, то сейчас эта цифра едва достигает 28,5 тыс. тонн. 

В неудовлетворительном состоянии находятся сельскохозяйственное машиностроение и промышленность по производству минеральных удобрений, что отрицательно сказывается на материально-технической оснащенности сельских товаропроизводителей. 

Так, если производство тракторов для сельского хозяйства  в 1990 году составляло 41050 штук, то в 2005 году всего 26 штук, в связи с этим закономерным является сокращение парка тракторов за данный период на 170 тыс. штук. 

Степень износа сельскохозяйственной техники составляет 80% и в 2 раза превышает  нормативный срок эксплуатации. А  производство минеральных удобрений  сократилось примерно в 16 раз, поэтому  и внесено удобрений в 2005 году на один гектар посева всего 3,3 кг, тогда как в 1990 году этот показатель составлял более 19 кг, хотя статистические данные свидетельствуют о динамике роста урожайности основных сельскохозяйственных культур. 

Не лучшим образом  обстоит дело и с производством сельскохозяйственной продукции. Так, производство мяса (в убойном весе) в 2005 году составило 762,2 тыс. тонн, тогда как в 1990 году оно достигало 1559,6 тыс. тонн. И это не исключение, практически такое же катастрофическое положение по всем основным видам продуктов питания. 

В результате произошло  значительное изменение структуры  потребления в сторону увеличения в ней доли импортных продовольственных  товаров. По продовольственным товарам, реализуемым в розничной торговле, доля импорта 20%, а в крупных городах – 60%. Доля импорта колбасных изделий составила 25,9%, консервов мясных и мясорастительных – 52,1%, масла сливочного – 40,7%, сгущенного молока и сливок – 83,2%. 

Производство мяса на душу населения в 2005 году еще не достигло уровня 1990 года и составило только 51 кг, - сократилось, соответственно, на 7,1% и 314 кг; потребление мяса – на 82,5% и 40 кг; молока – на 8,9% и составило 189 кг. 

Удельный вес продовольственных  товаров и сырья в общем  объеме экспорта Казахстана в 2005 году составил 2%, а импорта – 8%. Среди многих параметров, характеризирующих состояние этой отрасли (урожайность, сбор сельхозкультур, обеспеченность удобрениями, техникой и т.д.), есть одна определяющая мера устойчивости аграрного сектора. Данный показатель – динамика поголовья скота. 

Это безошибочный индикатор  как потрясений в аграрном секторе, так и благополучного развития событий. Потери овец и коз за период с 1928 по 1941 год составили 11,0 млн. голов, а  вот на пути от социализма к капитализму  за период 1990 -1999 гг. Казахстан сбрасывает годовую численность овец и коз на 26 млн. голов, то есть дорога к капитализму обошлась стране в абсолютном выражении «дешевле». 
 
 

Сельчан все меньше 

В настоящее время  среднегодовая численность сельского  населения составляет 6 491,1 тыс. человек или 43% от общего числа населения республики. Из общего количества сельского населения 3930 тыс. человек являются трудоспособными, в том числе самостоятельно занятые - 1 731,3 тыс. человек, которые в нынешней ситуации имеют большие «перспективы» пополнить ряды безработных. 

Одной из наиболее значимых причин снижения качества жизни в  сельской местности является, безусловно, сокращение уровня заработной платы  в сельском хозяйстве. 

Так, среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства по итогам деятельности за 2005 год составила 14 976 тенге, а в целом по экономике 34 060 тенге, то есть больше чем в два раза по сравнению с сельчанами. Аналогичный показатель в 1986 году по сельскому хозяйству составил 216 рублей, а средняя денежная заработная плата в целом по народному хозяйству была 236 рублей. 

Вместе с тем  удельный вес вкладов сельского  населения в сберегательных кассах в 1986 году составил 33% от общего объема вкладов населения республики, то есть число вкладов в сельской местности составляло 2321 тыс., а сегодня в сельской местности отсутствует даже специализированный сельскохозяйственный банк. 

Эти и другие экономические  деформации привели к сегодняшнему результату в аграрной сфере, то есть безудержному росту цен на сельскохозяйственные продукты, и как следствие, ухудшению качества жизни основной доли населения страны.. 

Любопытным фактом является то, что все чиновники  правительства, например, причину резкого  роста цен на хлеб единогласно  объясняют рыночными факторами (через спрос, цену, предложение и т.д.) или изменением мировой конъюнктуры под воздействием макроэкономических факторов. 

При этом чиновники  упускают основополагающие особенности  социально-ориентированной рыночной экономики, к чему стремится Республика Казахстан (ст.1.Конституции РК), базирующиеся на принципе свободы, рыночного хозяйствования в сочетании с социальным порядком и прогрессом. 

Главные причины  происходящего - отсутствие в стране рациональной аграрной политики и аграрной реформы как системного процесса, осуществляющегося сельхозпроизводителями и государством; неадекватность действий, предпринимаемых республиканскими и региональными аграрными властями, масштабу и характеру проблем АПК. Либерализация экономики и отход от протекционизма возможны только тогда, когда будет достигнут уровень экономической эффективности, сопоставимый с мировым, и когда будет решена проблема продовольственной безопасности. Ведь рынок – это эволюционно возникшая форма организации хозяйствования, и он представляет собой одно из важнейших достижений цивилизации. Но его формирование – многовековой процесс естественного отбора эффективных форм воздействия на людей в экономической сфере жизнедеятельности. 

Таким образом, отсутствие прочной теоретической базы аграрной политики переходного периода рано или поздно должно привести к системному кризису. Или объяснение, что хлеб подорожал ввиду роста мировых цен на зерно, также является малоубедительным, так как Республика Казахстан является экспортером зерна, а не импортером. 

Следовательно, рост цен на зерно может только стимулировать  экспорт, на что правительство обязано  противопоставить имеющиеся в наличии  фискальные инструменты. 

Активное участие  государства в воспроизводственном  процессе всего продовольственного комплекса характерно для любой страны с рыночной системой. 

Фермер, торговец, переработчик сельскохозяйственной продукции при  всей кажущейся независимости учитывают  курс государственной аграрной и  продовольственной политики. 

Причем, меры, принимаемые  государством по поддержанию равновесия между спросом и предложением, защите отечественного производителя и проведению структурных и социальных преобразований на селе, носят не только экономический, но и внеэкономический, административный характер. 

Ведущую роль во всей системе государственного регулирования экономики играет поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку разбалансировка ценового механизма приводит к кумулятивным, разрушительным последствиям. Взрывоопасность роста цен в сфере продовольствия настолько велика, что именно сюда государство в первую очередь направляет средства. Они необходимы, с одной стороны, для поддержания нормального воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, а с другой – для сдерживания процессов инфляции и для защиты интересов потребителей. 

Система государственного регулирования цен во всех странах  с развитой рыночной экономикой примерно одинакова: установление верхних и  нижних пределов колебания цен, индикативной и условной цены, которую государство  стремится поддерживать. 

Инструментом регулирования  здесь служат скупка и продажа  сельхозпродукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого  уровня цен. 
 
 

Нереализованные положения  законодательства 

В настоящее время  основным законодательным актом, содержащим наиболее существенные условия функционирования сельского хозяйства, является закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» (от 8 июля 2005 года, № 66-111314). Однако основные положения данного закона по различным причинам оказались нереализованными. 

Хуже того, глава 2 закона, где предусмотрена «компетенция государственных органов и органов  местного самоуправления в области  государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и  сельских территорий», практически списано с разделов IV, V и VI Конституции Республики Казахстан. 

Удивительно, почему разработчики не обратили внимания на то, что в соответствии со ст. 49 Конституции  Республики Казахстан Парламент  РК является представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции, а не органом регулирования аграрного сектора.  

Следовательно, включение  в закон «О государственном регулировании  развития агропромышленного комплекса  и сельских территорий» Парламента РК, как государственного органа регулирования сельского хозяйства является некорректным. 

Наряду с этим, большинство статей закона не получили своего развития в нормативных актах  исполнительных органов власти. 

Данный закон не является законом прямого действия. Его статьи определяют направления государственной поддержки, но не содержат конкретных механизмов. 

Информация о работе Аграрная политика