Единая аграрная политика Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 01:40, реферат

Описание

В данной работе мы кратко рассмотрим историю возникновения и становления аграрной политики ЕС, а также достигнутые результаты. Во 2 разделе показаны все основные изменения инструментов ЕАП, начиная с 2005 года.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Краткий исторический экскурс 4
Раздел 2. Новая Аграрная Политика ЕС 9
2.1 Обзор ЕАП 9
2.2 Основные положения и инструменты "Реформы Фишлера" 10
2.3 Частичная привязка непосредственных дотаций к пропашным культурам 11
2.4 Принцип перекрестного соответствия 12
2.5 Реформа молочного сектора 13
2.6 Полное или частичное регулирование производственных премий в животноводческом секторе 14
2.7 Реформа сахарного режима в ЕС 16
Выводы 17

Работа состоит из  1 файл

Единая Аграрная Политика Европейского Союза.docx

— 42.55 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Н. Каразина

Экономический факультет

Кафедра международной экономики 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Международная экономика»

по теме:

“Единая Аграрная Политика Европейского Союза”. 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 3 курса

дневного отделения

группы ЭМ-31                        Чан Дык Хунг 
 
 
 
 
 

Харьков – 2011

Оглавление 

Введение 3

Раздел 1. Краткий исторический экскурс 4

Раздел 2. Новая Аграрная Политика ЕС 9

2.1 Обзор ЕАП 9

2.2 Основные положения и инструменты "Реформы Фишлера" 10

2.3  Частичная привязка непосредственных дотаций к пропашным культурам 11

2.4 Принцип перекрестного соответствия 12

2.5  Реформа молочного сектора 13

2.6  Полное или частичное регулирование производственных премий в животноводческом секторе 14

2.7 Реформа сахарного режима в ЕС 16

Выводы 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Актуальность  проблемы. Аграрная политика Европейского Союза, а ранее Общего рынка, не может  не вызывать заслуженного внимания любого аграрника-экономиста, будь то научного работника или практика. Изучение одной из наиболее успешных моделей  становления и развития аграрной экономики в большой мере способствует поиску эффективных направлений  формирования российской концепции  аграрной политики в условиях очень  специфического, еще далеко не оформившегося  рыночного хозяйства, трудно входящего  в быстро интегрирующуюся и глобализирующуюся  мировую экономику.

   Преодолев за короткий срок послевоенную разруху, западноевропейское сельское хозяйство  превратилось в крупнейшего производителя  продовольствия с огромным экспортным потенциалом. Все это стало возможным  за счет весьма эффективно разработанной  и действенной аграрной политики, унифицированные для всех стран  Союза, инструменты которой обеспечили впечатляющие успехи.

   Изучение  структуры западноевропейского  сельского хозяйства, этапов формирования и общей эволюции аграрной политики в ЕС особенно актуально не только для украинских условий, но и в условиях попыток создания единого рынка продовольствия на территории бывшего СССР.

   В данной работе мы кратко рассмотрим историю возникновения и становления аграрной политики ЕС, а также достигнутые результаты. Во 2 разделе показаны все основные изменения инструментов ЕАП, начиная с 2005 года.

 

   

   Раздел 1. История развития ЕАП

   В обширном понимании Единая Аграрная Политика Европейского Союза (ЕАП ЕС), на английском Common Agricultural Policy of European Union, является системой субсидий, которые  выплачиваются фермерам стран ЕС. Главные цели ЕАП – это гарантирование производства достаточного количества продовольствия и обеспечение справедливого уровня жизни людей, занимающихся сельским хозяйством.

   Истоки  ЕАП восходят к 50-м годам ХХ века. В то время аграрный сектор Западной Европы, наряду с другими отраслями народного хозяйства, пребывал в упадке. Об обеспечении достаточного количества продовольственных товаров не могло быть и речи, что вызывало особенную обеспокоенность о продовольственной безопасности Европейских стран. Значительное падение уровня сельскохозяйственного производства, усугубляемое различными социальными, а иногда и экологическими проблемами, поставило под угрозу послевоенное развитие стран Европы. Поэтому возникла острая необходимость в интеграционных процессах, которые включали бы мероприятия по восстановлению не только промышленных отраслей, но и аграрного сектора экономики. В связи с этим, при подготовке Римского Договора 1956 года страны-основательницы ЕС направили свои усилия на разработку целей и принципов ЕАП, которые были бы адекватными ситуации в аграрном секторе и соответствовали интеграционным притязаниям Европейских стран. В Договоре оговорены следующие цели ЕАП:

   − Повысить продуктивность производства сельскохозяйственной продукции за счет стимулирования технического прогресса, обеспечения рационального развития аграрного производства и оптимального использования факторов производства, а именно труда;

   − Обеспечить справедливые стандарты  жизни сельского населения, а  именно за счет увеличения доходов лиц, занимающихся сельским хозяйством;

   − Стабилизировать рынки;

   − Обеспечить достаточное количество продовольственных товаров;

   − Обеспечить попадание товаров к  потребителям по приемлемым ценам.

   Достижение  поставленных целей было решено обеспечить с помощью принципов функционирования ЕАП, которые включают:

   − Свободное движение товаров внутри ЕС и общие цены для одних и  тех же товаров;

   − Общность преимуществ, что значит преимущество произведенных внутри товаров над импортированной продукцией;

   − Общая финансовая ответственность  за рыночную и ценовую политику ЕС.

   В первые годы функционирования ЕАП в  Европейском Союзе анализировали  ее возможное влияние на постепенно замещаемые аграрные политики стран-участниц. В этот период основной проблемой, с которой столкнулись разработчики ЕАП, был выбор инструментов поддержки и источников финансирования Совместной Аграрной Политики. В конце концов, при выборе возможных инструментов было принято решение рекомендовать для зерновых, молока и сахара ценовую поддержку, интервенционные закупки и различные пошлинные сборы с целью защиты от дешевого импорта. Для защиты от импорта других продуктов животноводства, овощей и фруктов были предложены тарифы и некоторые нетарифные ограничения в виде качественных стандартов. Для зерновых культур ценовая поддержка была установлена на уровне 50 %выше мирового уровня. В 10-летний период с начала60-х гг. по 70-е гг. ХХ века происходил постепенный переход от индивидуальных таможенных протекционистских мероприятий каждой страны к общим методам защиты от импорта стран ЕС (таможенный союз). Все поступления от таможенных сборов должны были направляться в бюджет ЕС.

   Увеличение  производства сельскохозяйственной продукции в странах ЕС, которое к1984 г. возросло приблизительно на 25 % в растениеводстве и на 35 % в животноводстве сравнительно с 1960 г., привело к появлению излишков основных сельскохозяйственных продуктов. Общие цены на зерновые, молоко и говядину иногда превышали средний уровень инфляции стран-членов ЕС. В этих же странах продолжали использовать "зеленый курс", чтобы повышать цены выше уровня общих цен. Это несло существенную угрозу бюджету ЕАП. Поэтому возникла необходимость проведения специальных мероприятий для контроля производства продукции сельского хозяйства и сокращения бюджета ЕАП. К таким мерам относится обложение налогом на молоко в 1984 г., которое было призвано контролировать производство молока и молочных продуктов в странах Европейского Союза. Для другой продукции были введены налоги совместной ответственности. Производители облагаются налогом, если производство превышает гарантированный порог, то есть национальную квоту по производству, разработанную для каждой из стран-членов ЕС.

   В 1979 г. в ЕС был введен налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 1 %. Объективными причинами обложения НДС являются возросшее число стран-членов и рост цен, что поставило под угрозу способность ЕС финансировать свою деятельность по ЕАП.

   Серьезные изменения в Единую Аграрную Политику были внесены в 1986 г. Во-первых, были заморожены общие цены. Во-вторых, был  введен гарантируемый порог производства, названный "Максимально гарантированным количеством". Третьим шагом было обложение налогом совместной ответственности.

   В 1992 году страны-члены ЕС подписали  ратификационный договор по проведению реформы Макшерри, названной так в честь Европейского комиссара по сельскому хозяйству. Вводилась система прямых платежей, чтобы компенсировать издержки, связанные с понижением цен и расширением площадей необрабатываемой земли. Реформа урезала цены на зерновые культуры на 29 %, но производители получали прямые компенсационные платежи на гектар обрабатываемой площади, которые были привязаны к исторической урожайности. Для фермеров необрабатываемая земля должна была составлять 15 % площади сельскохозяйственных угодий, кроме хозяйств, производивших менее 92 тонн зерновых. Цены на говядину, телятину и баранину были снижены на 15 %, а прямые выплаты осуществлялись за то, что производство не превышало 90 голов животных. В то же время налоги совместной ответственности и стабилизирующие механизмы должны были быть ликвидированы. Таким образом, были устранены инструменты, стимулирующие непосредственно производство.

   Позитивные  результаты реформы Макшерри в основном сводятся к тому, что она позволила ЕС выполнить обязательства по Уругвайскому Раунду переговоров в рамках ВТО. Механизм поддержки производителей продукции сельского хозяйства теперь менее зависел от объемов производства и стал более прозрачным. Условия Уругвайского Раунда, касающиеся внутренней поддержки, доступа к рынку и экспортных субсидий, были также удовлетворены. Однако в то же время реформа не смогла сократить расходы ЕС на Единую Аграрную Политику.

   В декабре 1999 года на Европейском Совете в Берлине были определены основные цели реформы "План действий 2000" или в английском варианте "Agenda 2000": Сельское хозяйство ЕС должно быть конкурентоспособным; охранять окружающую среду и обеспечивать высокое качество; давать широкую гамму разнообразных продуктов и сочетать производство с развитием сельской местности; аграрная политика должна быть простой и понятной, и финансовую ответственность за нее должны справедливо делить между собой все страны Союза; безопасность и качество продуктов – на первом месте. Еще одним новшеством Плана действий 2000 был принцип модуляции, согласно которому прямые платежи на одну ферму осуществлялись в зависимости от уровня занятости на ферме. Средства, полученные от модуляции и перекрестного соответствия, могли быть использованы не только с целью проведения

   Расширение  ЕС в 2004 году увеличило число фермеров с 7 до 11 миллионов, увеличило сельские земли на 30 % и производство на 10-20 %. Вступившие в 2004 году сразу получили доступ к мерам ценовой поддержки (экспортное финансирование и интервенционные  закупки). Тем не менее, прямые выплаты растянуты на 10 лет (2004—2013), начиная с 30 % выплат от суммы старых стран в 2004 и 30 % в 2005. Новые страны имеют доступ к фонду сельского развития (для рано уходящих на пенсию, вопросов окружающей среды, беднейших территорий, и технической помощи) с бюджетом в 5 млрд. евро.

   Резюмируя, на сегодняшний день можно условно  выделить следующие этапы эволюции Единой Аграрной Политики Европейского Союза (в хронологическом порядке):

   1. Римский Договор 1956 года. Решение  о Единой Аграрной Политике, разработка принципов и целей ЕАП;

   2. Первые регулирования рынка (конец  1960-х гг. - середина 1980-х гг.). Единая  таможенная политика. Общие цены. "Зеленый курс". Расходы гарантирования  и расходы руководства. Введение НДС. Активная поддержка цен. Рост бюджета ЕАП. Перепроизводство сельхозпродукции, вызванное субсидированием, привязанным к производству;

   3. Квота на молоко 1984 года. Налог  она производство молока и  молочных продуктов, превышающее квоту. Налоги совместной ответственности на другие продукты. Замораживание общих цен в 1986 г. Граничный порог производства "Максимально гарантированное количество". "Бюджетные стабилизаторы";

   4. Реформа Макшерри (1992 г.). Снижение  цен и ценовой поддержки. Введение прямых компенсационных платежей. Строгий контроль производства. Дотации, привязанные к производству. Расширение площадей необрабатываемой земли. Многофункциональная роль фермеров, включающая охрану окружающей среды и развитие сельских территорий;

   5. План действий 2000 (Agenda 2000) (1999 г.). Принципы  дополнения, перекрестного соответствия и модуляции. Дальнейшее сокращение ценовой поддержки и увеличение бюджета на компенсационные выплаты, экологию и развитие сельских территорий;

   6. Реформа Фишлера (2003 г.). В реформе  Фишлера поставлена была задача сделать субсидии не зависящими от объема производимой продукции. Теперь выплаты фермерам будут производиться раз в год, но их сумма будет определяться не объемом производимой продукции, а ее качеством как пищи и экологической чистотой.

   7. Расширение ЕС в 2004 году увеличило число фермеров с 7 до 11 миллионов, увеличило сельские земли на 30 % и производство на 10-20 %.

Информация о работе Единая аграрная политика Европейского Союза