Управление земельными ресурсами муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:36, контрольная работа

Описание

Управление земельными ресурсами муниципальных образований на современном этапе связано, прежде всего, с практическим определением права собственности на земли, зонированием, разграничением земель, находящихся в муниципальной собственности по территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления имущественно-земельным комплексом, разграничением функций управления недвижимостью между различными ветвями власти, определением дифференцированного норматива платы за землю в зависимости от рыночной стоимости, проведением оценки земель, развитием рынка земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 4
1.2 ВИДЫ, ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 7
1.3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Работа состоит из  1 файл

Управление земельными ресурсами муниципальных образований.docx

— 53.00 Кб (Скачать документ)

     Результатом деятельности по сбору информации является продукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использовании  земель, представленные в текстовой  или графической форме.

     Государственный земельный контроль. Проведение государственного земельного контроля предусмотрено статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно пункта 1 указанной статьи государственный земельный контроль осуществляется за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

     Порядок осуществления государственного земельного контроля устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти: в отношении земель сельскохозяйственного  назначения – Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; в отношении земель остальных категорий – Министерством экономического развития Российской Федерации.

     До  утверждения соответствующего порядка  государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с  Положением о государственном земельном  контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 15.11.2006 №689. Реестр осуществляет контроль за соблюдением:

  • выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;
  • порядка переуступки права пользования землей;
  • выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;
  • порядка предоставления сведений о состоянии земель;
  • исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
  • выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

     В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) должностные лица, осуществляющие государственный земельный контроль, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях 

1.3. МЕТОДЫ И ФОРМЫ  УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ  РЕСУРСАМИ

 

     Земля является уникальным объектом, обладающим рядом свойств, таких, например, как  плодородие. При этом земельные ресурсы  относятся к пространственно-ограниченным ресурсам, воспроизвести которые  невозможно. Земля оказывает активное воздействие на функционирование общества, принимая участие в удовлетворении его потребностей, как основа жизнедеятельности  и средство производства. В связи  с этим управление земельными ресурсами  – дело не только важное, но и достаточно сложное, что предполагает создание четкой и эффективной системы  управления.

     Проблема  управления земельными ресурсами в  Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому  обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления. За более  чем пятнадцать лет земельной  реформы в стране работ, в которых  бы четко раскрывались методологические, экономические и правовые основы управления земельными ресурсами –  единицы. В особенности это актуально  в отношении муниципального управления земельными ресурсами.

     Рассмотрим  определения сущности муниципального управления земельными ресурсами, объектов и субъектов управления, принципы, положенные в основу управления. Управление любой системой в целом состоит  в обеспечении сохранности, устойчивости развития этой системы в общих  интересах, входящих в нее элементов  или связанных с ней других систем.

     Соответственно  муниципальное управление земельными ресурсами – это целенаправленная деятельность муниципальных органов  власти по организации рационального  использования земли, в целях  обеспечения интересов, как всего  общества, так и отдельного человека и устойчивого развития поселения.

     Объектом  управления земельными ресурсами в  муниципальном образовании выступают  земельные участки, в установленных  границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ образования. При этом объектом муниципального управления являются не только исключительно муниципальные  земельные участки, но и земли, находящиеся  в государственной собственности (неразграниченные земли). Управляющее воздействие муниципалитета оказывается и на земли, находящиеся в частной собственности, например при установлении ставок земельного налога или определении налогооблагаемой базы.

     Субъектами  местного управления являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления земельными участками – собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы в лице граждан и юридических лиц.

     Предметом управления является формирование процессов  по регулированию земельных отношений  и использованию земельных участков в границах муниципального образования.

     Цели, задачи и интересы государственных  и муниципальных органов власти в области управления земельными ресурсами в основном совпадают, но с учетом того, что земельные платежи являются источником пополнения местного бюджета, в муниципальном управлении отмечается ярко выраженный экономический уклон.

     Управление  землями включает в себя принятие нормативных правовых актов в  виде решений, программ, правил и осуществляется через внедряемые мероприятия. В  соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие и становление рынка  земли, при этом в основу общего регулирования  земельно-имущественных отношений  положена федеральная и региональная нормативно-правовая база.

     Стратегическая  направленность муниципальной земельной  политики должна быть направлена на создание благоприятных условий для обеспечения  интересов граждан и общества. Проведение и функционирование современной  муниципальной экономической политики основано на рациональной эксплуатации закрепленной за органами местного самоуправления собственности. Очевидно, что муниципальная собственность, в особенности земельные ресурсы, составляют экономическую базу местного самоуправления в качестве источника финансирования местного бюджета. Поэтому муниципалитет должен реализовывать такую стратегию управления земельными ресурсами, которая бы обеспечивала стабильные и увеличивающиеся поступления доходов от использования земли.

     Управление  и распоряжение земельными ресурсами  осуществляется как федеральными, региональными, так и муниципальными органами власти. При этом муниципалитет осуществляет управление государственными и муниципальными земельными ресурсами. Кроме того, управленческое воздействие распространяется и  на земли, находящиеся в частной  собственности. Полномочия органов  власти в области земельных отношений  представлены на рисунке 2.1.1. 

 

     Рисунок 2.1.1 Полномочия органов власти в  области земельных отношений 

     Основные  функции муниципального управления земельными ресурсами:

  1. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов.

     Процесс планирования является средством претворения  идей в реальность и заключается  в первую очередь в формировании целей и задач, а также средств  их достижения в соответствии с реальными  ресурсными возможностями.

  1. Экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов.

     Основное  содержание рассматриваемой функции  управления земельными ресурсами заключается  в регулировании механизмов платежей за землю. В первую очередь это  определение размера земельного налога по видам использования земли  на территории муниципального образования, установление методики расчета арендной платы и предоставление льгот  по отдельным категориям землепользователей и арендаторов.

  1. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами.

     Данная  функция системы управления предусматривает  функцию изучения, оценки, систематизации и учета объекта управления, т. е. земельных ресурсов, а также  прочно связанных с ними объектов недвижимости. Это так называемый кадастр, осуществляющий учет местоположения, количественных и качественных характеристик  земли, а также правовое положение  земель и представляющий собой информационную составляющую системы управления, необходимую  для выработки и реализации управленческих решений.

  1. Нормативно-правовое обеспечение системы управления.

     Управление  земельными ресурсами осуществляется на основе нормативных актов, положений, порядков и правил, установленных  законодательным органом управления. От своевременности и правильности принятия нормативно-правовой базы во многом зависит и степень эффективности  управления.

  1. Мониторинг земель.

     Мониторинг  земель представляет собой систему  наблюдений за состоянием земель на территории муниципальных образований. Основная задача мониторинга – своевременное  выявление изменений состояния  земель, оценка этих изменений, прогноз  и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

  1. Землеустройство.

     Данная  функция управления отвечает за организацию  и реализацию управленческих решений. Землеустройство представляет собой  техническую и организационную  составляющую системы управления земельными ресурсами.

  1. Муниципальный контроль за использованием и охраной земель.

     Эта функция является одной из ключевых в системе управления земельными ресурсами, относится к категории  контрольных. Контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляется на территории муниципального образования в независимости от вида собственности земли и организационно-правовых форм хозяйствования, а также контроль за должностными лицами, осуществляющими управление земельными ресурсами.

     Все вышеперечисленные функции управления земельными ресурсами относятся  к одной из общих управленческих функций: учет, контроль, анализ, прогнозирование, планирование, организация и координация. В этом ключе инвентаризация рассматривается  как учетная функция управления земельными ресурсами и включает в себя аналитические аспекты, основу информационного обеспечения управления, мониторинг и землеустройство.

     Рассмотрев  понятие и функции управления земельными ресурсами, можно сделать  вывод, что основной задачей муниципального (государственного) управления должно быть достижение наивысшего уровня благоустройства  и социального благосостояния населения  посредством наименьших затрат труда и капитала. Рассмотрим отдельные формы распоряжения муниципальной (государственной) недвижимостью, в частности земельными ресурсами с точки зрения их соответствия решению данной задачи. Можно выделить следующие формы распоряжения.

     1. Муниципализация (национализация) –  переход в руки города (государства)  как хозяйствующего субъекта (или  же сохранение за ними) земельных  ресурсов для непосредственного  управления ими. 

Информация о работе Управление земельными ресурсами муниципальных образований