Система охлаждения двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:33, реферат

Описание

Расширительный бачок. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN». В верхней части бачка выполнены два патрубка для подсоединения пароотводящих шлангов радиатора системы охлаждения и радиатора отопителя, в нижней части — патрубок для подсоединения наливного шланга системы охлаждения

Работа состоит из  1 файл

Система охлаждения двигателя ЛАДА.docx

— 431.36 Кб (Скачать документ)

Доливают в систему  охлаждения готовую смесь антифриза  и чистой, не жесткой воды. Вид  антифриза и антикоррозионных добавок, соответствующих системе охлаждения, определяет производитель. Перед заливкой новой жидкости следует промыть  систему антинакипином для удаления накипи и ржавчины.

Залив дополнительное количество жидкости, необходимо завернуть  крышку бака. Если уровень жидкости слишком часто понижается, необходимо проверить систему на герметичность. Концентрацию антифриза проверяют  ареометром. Перед проверкой плотности  жидкости двигатель прогревают. Полностью  охлаждающую жидкость обновляют  только после ремонта системы  охлаждения либо головки блока цилиндров  иди ее прокладки, или двигателя  в целом, связанного с заменой  какой-либо части. Защитные антикоррозийные  компоненты новой охлаждающей жидкости осаждаются на деталях. Этот слой долгое время служит защитой от коррозии.

В случае замерзания кранов в открытом положении закрывать  их нужно после заливки в систему  жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить  за состоянием всех уплотнителей и  не допускать течи жидкости из системы  охлаждения.

При проверке технического состояния  системы охлаждения определяют ее герметичность и тепловой баланс. Заключение о герметичности системы делают, убедившись при осмотре в отсутствии утечки охлаждающей жидкости при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля. О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверка производится с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.

Если температура  двигателя удерживается в пределах 80–95°С при движении нагруженного автомобиля со скоростью 80–90 км/час, значит, система охлаждения обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме. Работоспособность радиатора определяют по разности температур охлаждающей жидкости в его верхней и нижней частях. Разность должна составлять от 8 до 12°С. Если она уменьшается, это свидетельствует о наличии накипи или загрязнения в трубках радиатора.

Для автоматического  регулирования температуры жидкости в системе охлаждения двигателя  и ускорения прогрева после пуска  служит термостат, работоспособность которого можно проверить без снятия его с двигателя и после его снятия с двигателя. Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха, а также открывает большой круг охлаждения, спасая двигатель при высоких температурах. При неисправном термостате двигатель долго прогревается до рабочей температуры, а затем перегревается. При неисправности термостата зимой также ухудшается обогрев салона.

При проверке работоспособности  термостата без снятия с двигателя двигатель запускают и прогревают его до рабочей температуры. В ходе прогрева проверяют температуру отходящего патрубка радиатора. Если патрубок и радиатор нагреваются медленно, это свидетельствует о заклинивании термостата или об его отсутствии.

В случае, когда  термостат снимают с двигателя, из него сливают охлаждающую жидкость, отвинчивают крышку, вынимают термостат, очищают его от накипи и грязи, прочищают маленькое отверстие  в клапане и помещают его в  емкость с теплой водой. Используя  обычную воду, нужно учитывать, что  температура охлаждающей жидкости в некоторых двигателях может  превышать 100°С, часто применяют технический глицерин, температура кипения которого выше. Если используется вода, можно установить только начало открытия клапана.

Жидкость постепенно нагревают. При температуре 80—85°С должно начаться открытие клапана термостата. Клапан автомобилей „Форд“ и „Фольксваген“ при такой температуре только начинает открываться, он открывается при температуре 92°С. На большинстве дизельных двигателей клапан открывается при температуре 69–72°С (рис. 1) Термостат неисправен, если клапан открывается не вовремя.

Рисунок 1. Горячая  ванная  для термостата

Термостат некоторых  автомобилей проверяют по изменению  его размера при нагревании. После  его нагревания до 100°С его размер должен быть примерно на 7 мм больше, чем до нагревания. Когда термостат остыл, проверяют, полностью ли закрывается его регулировочный клапан.

Чтобы определить величину хода точнее, можно использовать индикатор  часового механизма на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры  до 90— 110°С должно привести к полному открытию клапана. Если после этой проверки термостат не удовлетворяет указанным условиям, его необходимо заменить.

Контроль температуры  охлаждающей жидкости в автомобиле „Опель“ осуществляется термометром  со стрелочным указателем, расположенным  на приборной панели. О температуре  жидкости говорит положение стрелки  на трехцветном циферблате. Если стрелка  находится в черном секторе —  рабочая температура нормальна. Если стрелка находится в красном  секторе, значит, температура повышена, двигателю угрожает опасность. Необходимо остановиться и выяснить причину  повышения температуры. Причинами  могут быть засорение ребер охлаждения радиатора, недостаточный уровень  охлаждающей жидкости, отсоединение провода электровентилятора. Нахождение стрелки термометра в голубом секторе указывает на то, что двигатель еще не достиг нормальной рабочей температуры.

Неисправностями системы охлаждения, вызывающими  необходимость ремонта, могут быть:

  • постоянный перегрев охлаждающей жидкости;
  • постоянное переохлаждение охлаждающей жидкости;
  • снижение ее уровня в результате утечки;
  • повышенный шум при работе жидкостного насоса;
  • возникновение электролиза в охлаждающей жидкости.

Перегрев  двигателя может быть вызван такими причинами, как:

  • недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения из-за утечки или выкипания;
  • засорение системы;
  • заклинивание термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении;
  • неправильная установка угла опережения зажигания;
  • обрыв ремня привода вентилятора;
  • пробуксовка ремня привода вентилятора;
  • отказ в работе электромуфты вентилятора;
  • отказ в работе гидромуфты вентилятора.

Перегрев вызывает детонацию двигателя, которая увеличивает  износ цилиндров и поршневых  колец, приводит к прогоранию поршней  и снижению срока работы подшипников  скольжения — вкладышей.

В автомобиле типичными неисправностями системы охлаждения являются подтекания и недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Причиной подтеканий являются повреждения шлангов и их соединений, сальника жидкостного насоса, порча прокладок, трещины, а причиной недостаточного охлаждения двигателя могут быть пробуксовка ремня вентилятора или его обрыв, поломка водяного насоса, неисправность термостата, внутреннее или внешнее загрязнение радиатора или накипь. При ремонте японских автомобилей необходимо аккуратно снимать резиновые шланги и трубки. Не следует пытаться снять их с патрубков и металлических трубок, просто дернув за свободный конец. Таким образом можно оборвать трубку или шланг. При надевании любых резиновых шлангов на патрубки необходимо смазать любой смазкой сам патрубок и то место на шланге, на котором крепится хомут, ибо резина имеет большой коэффициент трения, а для герметизации необходимо, чтобы она плотно прилегала ко всем неровностям поверхности, где проходит уплотнение.

Шланги охлаждающей жидкости необходимо проверять на отсутствие трещин путем сжатия и перегиба. Затвердевшие шланги заменяют. Необходимо проверить, надежно ли шланги закреплены хомутами и в нормальном ли состоянии прокладка крышки заливки жидкости на расширительном бачке.

В японских автомобилях  все вакуумные трубки промаркированы. Трубки, имеющие одинаковую маркировку, где-то соединяются между собой. В некоторых случаях имеется  маркировка патрубков, на которые надеваются эти трубки, а моторном отсеке или  на капоте находится схема подсоединения  вакуумных магистралей с их маркировкой. Прежде чем снимать шланг в  любом зарубежном автомобиле, необходим понять, для чего он необходим, чтобы при сборке без труд установить его на место. После снятия любого шланга, трубок или жгута проводов нужно выяснить, куда по ошибке можно его подключить, и для того, чтобы ошибки не случилось, записать, откуда этот шланг был отсоединен.

При перегреве  двигателя нарушается процесс сгорания топливно-воздушной смеси, увеличение сил трения приводит к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя.

Постоянное понижение  температуры также уменьшает  мощность двигателя и увеличивает  расход топлива. Кроме того, понижение  температуры в системе охлаждения ведет к износу деталей цилиндропоршневой  группы из-за смывания топливом масла  со стенок цилиндров. Происходит разжижение масла топливом, которое попадает в масляный картер, более интенсивное  образование смоляных отложений  на поршневых кольцах и поршнях. Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности электропривода вентилятора или гидропривода вентилятора.

Если охлаждающая  жидкость попадает в цилиндры двигателя, то это приводит к интенсивному коррозионно-механическому  изнашиванию двигателя. Утечка жидкости в масляный картер разжижает масло  и делает его пенящимся, что ведет  к износу деталей цилиндропоршневой  группы и кривошипно-шатунного механизма.

Проверка радиатора

Если при проверке радиатор оказывается теплым только в верхней части, а нижний шланг  радиатора не прогревается, значит, радиатор засорен маслом, накипью  или ржавчиной, что является причиной снижения теплоотдачи радиатора  и перегрева двигателя.

При утечке охлаждающей  жидкости из радиатора, если найти место  утечки не удается, радиатор проверяют  на герметичность непосредственно на автомобиле или снимают его. Проверяя радиатор на автомобиле, его заполняют водой, закрывают патрубки заглушками, оставляя один открытым, через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 1 кгс/см2). Место утечки определяют по месту появления воды.

Если радиатор необходимо снять, из него сливают охлаждающую  жидкость. Для этого со шлангов  снимают хомуты и, если имеется отдельный  расширительный бак, с него снимают  соединительный шланг. Далее снимают  шланг с патрубка головки блока  цилиндров; при автоматической коробке  передач снимают с радиатора  масляные шланги; отключают провода  от термовыключателя и вентилятора; отвинчивают кронштейн радиатора и вынимают радиатор вместе с кожухом вентилятора. В некоторых моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха.

Заменяя радиатор, необходимо переставить кожух вентилятора  и термовыключатель на новый радиатор. Проверяют состояние кронштейнов радиатора и поврежденные заменяют. Радиатор закрепляют на кронштейнах и затем действуют в последовательности, обратной снятию.

После снятия радиатора  с автомобиля закрывают его заливную горловину и патрубки, оставив  один патрубок открытым. Через этот патрубок в радиатор подают воздух под давлением 1 кгс/см2. Радиатор помещают в емкость с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые подскажут место утечки.

Частыми дефектами  у радиаторов бывают пробоины, вмятины, трещины на бачках, поломки и трещины  на пластинах каркаса, нарушение  герметичности в местах пайки, повреждение  охлаждающих пластин или трубок, отложения накипи.

Как правило, поврежденные трубки радиатора паяют. Если запаять  трубки нельзя, их заглушают путем  пайки верхнего и нижнего концов. На радиатор допускается заглушать таким образом только три трубки. При большем числе поврежденных трубок их нужно заменить новыми или заменить целиком радиатор. Для нагрева при опаивании в трубки вводят стальные стержни. На их место устанавливают новые или запаянные трубки, концы которых развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Поломки и трещины на пластинах крепления радиатора заваривают газовой сваркой. Отремонтированный радиатор проверяют на герметичность и перекос.

В настоящее время  многие легковые автомобили имеют радиатор с сердцевиной из алюминиевого сплава и пластмассовыми бочками. Такие  радиаторы, как правило, ремонту  не подлежат, и при повреждении  их заменяют.

Одной из причин неисправностей системы охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминиевого сплава, и температурным датчиком включения  вентилятора (термовключателем, находящимся под напряжением) является электролиз. Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Признаки возникновения электролиза следующие: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. При их появлении необходимо проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.

Информация о работе Система охлаждения двигателя