Система охлаждения двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:33, реферат

Описание

Расширительный бачок. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN». В верхней части бачка выполнены два патрубка для подсоединения пароотводящих шлангов радиатора системы охлаждения и радиатора отопителя, в нижней части — патрубок для подсоединения наливного шланга системы охлаждения

Работа состоит из  1 файл

Система охлаждения двигателя ЛАДА.docx

— 431.36 Кб (Скачать документ)

Система охлаждения двигателя ЛАДА Приора жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.  
 
Конструкция системы охлаждения ЛАДА Приора 

Система охлаждения: 1 — расширительный бачок; 2 — отводящий шланг радиатора; 3 — наливной шланг; 4— радиатор; 5 — паро-отводящий шланг; б — подводящий шланг радиатора; 7 — электровентилятор; 8 — кожух электровентилятора; 9 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дроссельный узел; 12 — кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 — насос охлаждающей жидкости; 14 — труба насоса охлаждающей жидкости; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — отводящий шланг радиатора отопителя; 17 — выпускной патрубок; 18 — шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 — корпус термостата

Расширительный  бачок. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN». В верхней части бачка выполнены два патрубка для подсоединения пароотводящих шлангов радиатора системы охлаждения и радиатора отопителя, в нижней части — патрубок для подсоединения наливного шланга системы охлаждения

 


 

Насос охлаждающей  жидкости — обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Он лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механиз ма. Состоит из корпуса, подшипникового узла с уплотнением, крыльчатки и зубчатого шкива. В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе уплотнения насоса из строя. Насос следует заменять в сборе.

 


Замечание

Заклинивание шкива насоса при выходе из строя его подшипникового узла или из-за замерзания сильно разбавленной охлаждающей жидкости приведет к обрыву зубчатого ремня привода ГРМ и, как следствие, к дорогостоящему ремонту двигателя.


 
Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под катколлектором. Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда — в корпус термостата.  

Система охлаждения состоит из двух так называемых кругов циркуляции: 

  1. Малый круг не включает в себя радиатор двигателя, и жидкость омывает только блок цилиндров и головку блока цилиндров, а также протекает через канал дроссельного узла и радиатор отопителя. 
  2. При движении по большому кругу охлаждающая жидкость проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат.

Термостат. Два клапана термостата — основной и байпасный — перераспределяют потоки жидкости в системе охлаждения. Температуру открытия и закрытия термостата Вы найдете ниже. 
 
 
Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины. Основания трубок соединены с бачками через резиновые прокладки. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Над впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга. В нижней части правого бачка находится сливная пробка. К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором. 

 

Вентилятор поддерживает тепловой режим работы двигателя, включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик указателя температуры в комбинации приборов. 

 


 

Схема системы охлаждения двигателя LADA Priora

Система охлаждения двигателя: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя*;7 — крышка расширительного бачка; 8 — расширительный бачок; 9— термостат; 10 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора двигателя; 11 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора*; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла. 
* Отсутствует на автомобиле с кондиционером.

 

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания системы  охлаждения

Температура начала открытия основного клапана термостата,°С

83-87

Температура полного открытия основного клапана термостата,°С

102

Давление открытия выпускного клапана пробки расширительного  бачка, кПа (бар)

110-150 (1,1-1,5)

Давление открытия впускного  клапана пробки расширительного  бачка, кПа (бар)

3-13 (0,1)

Температура охлаждающей  жидкости в прогретом двигателе  при температуре окружающего воздуха 20—30 °С и движении полностью нагруженного автомобиля с постоянной скоростью 80 км/ч, не более, °С

95

Объем жидкости в системе  охлаждения двигателя, л

7,84

Охлаждающая жидкость (смешивание жидкостей разных марок не допускается)

Лада-А40; ОЖ-К Тосол-ТС; ОЖ-40 Тосол-ТС; ОЖ-65 Тосол-ТС; Антифриз G-48; Cool Stream Standart; Cool Steam Premium


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система охлаждения 


 

В момент сгорания рабочей смеси  температура в цилиндре двигателя  достигает 2000°, средняя температура  находится на уровне 800–1000°°С. Очевидно, что в таких условиях двигатель  долго работать не сможет по причине  перегрева и последующего выхода из строя его металлических частей. Для обеспечения нормальной температуры  работы мотора в каждом автомобиле предусмотрена система охлаждения. Еще одной задачей этой системы  является ускорение прогрева холодного  двигателя.

Сегодня автомобили выпускаются с  жидкостными системами охлаждения. В качестве охлаждающего элемента в  них используется вода, тосол или  антифриз. Еще встречаются автомобили с воздушной системой охлаждения, например «Запорожец». Мы рассмотрим жидкостную систему, поскольку в современных  автомобилях применяется только она.

Основными элементами системы охлаждения являются:       

  • рубашка охлаждения блока и головки блока цилиндров;       
  • термостат;       
  • насос (помпа);       
  • радиатор;       
  • расширительный бачок радиатора;       
  • вентилятор;       
  • соединительные патрубки и шланги.

Схема системы охлаждения двигателя

Рубашка охлаждения представляет собой  множество каналов и отверстий  в блоке и головке блока  цилиндров, по которым циркулирует  охлаждающая жидкость. Циркулировать  ее заставляет специальный прибор — водяной насос (помпа). Он имеет привод от шкива коленчатого вала, с которым соединен ременной передачей. При необходимости натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика привода распределительного вала или путем отклонения корпуса генератора.

СОВЕТ  Иногда приводной ремень издает характерный свист, особенно на холодном двигателе. Проверьте его состояние: ремень нужно либо подтянуть, либо заменить.

Термостат предназначен для обеспечения  оптимального теплового режима работы двигателя. Дело в том, что жидкость в системе охлаждения может циркулировать  по большому (термостат открыт) или  малому (термостат закрыт) кругу. Малый  круг циркуляции используется для быстрого прогрева холодного двигателя, а  также в холодное время года во избежание переохлаждения мотора. В  теплое время года жидкость циркулирует  по большому кругу. Термостат направляет жидкость либо по большому, либо по малому кругу циркуляции — в зависимости от текущего режима работы и условий эксплуатации.

Для контроля температуры охлаждающей  жидкости в системе на панели приборов имеется специальный датчик. Нормальная рабочая температура двигателя — 80–90°°С. Если температура достигает 100° С ― жидкость закипает (из радиатора идет характерный пар). В этом случае необходимо остановить автомобиль и заглушить двигатель. Иначе мотор может выйти из строя, и потребуется его капитальный ремонт.

Когда водитель заводит автомобиль и двигатель еще холодный, термостат  полностью закрыт, жидкость может  циркулировать лишь по малому кругу. По мере прогрева мотора термостат  приоткрывается, некоторое количество жидкости направляется на большой круг (при этом другая часть продолжает циркулировать по малому кругу). Как  только температура охлаждающей  жидкости достигает 80–90°°С, термостат полностью открывается и вся жидкость начинает циркулировать по большому кругу. Если в процессе езды двигатель переохлаждается, термостат вновь частично либо полностью закрывается, направляя часть жидкости или ее всю на малый круг.

Радиатор — прибор, который служит для охлаждения жидкости за счет встречного потока воздуха или с помощью специального вентилятора. Радиатор установлен в передней части моторного отсека. Прибор состоит из большого количества трубок, каналов и перепонок. Благодаря такой конструкции объем одновременно охлаждающейся жидкости существенно увеличивается.

Радиатор и вентилятор

Характерная неисправность радиатора — засорение. Это приводит к ухудшению либо прекращению циркуляции жидкости. Симптом засорения: радиатор теплый только в верхней части, его нижний шланг не прогревается. Как правило, достаточно промыть радиатор сильной струей воды, подавая ее в направлении, обратном обычной циркуляции охлаждающей жидкости. Промывать следует до тех пор, пока выходящая вода не станет чистой. При самостоятельном выполнении этой операции следует учитывать, что перед промывкой радиатор необходимо снять (нельзя промывать его вместе с двигателем). В продаже имеются химические растворы, разрушающие и вымывающие посторонние отложения (например, «Икар»).

Течь радиатора также несложно устранить: в частности, отверстие  можно запаять. Кроме того, выпускаются  специальные таблетки, позволяющие  убрать такое повреждение радиатора (достаточно бросить таблетку в радиатор). Автолюбители со стажем наверняка помнят способ, широко используемый в советское  время. В радиатор бросали сигарету и заводили мотор. Сигарета циркулировала  вместе с охлаждающей жидкостью  и, подчиняясь законам физики, устремлялась к отверстию, забивала его, течь радиатора  прекращалась. Правда, перечисленные  способы подходят для устранения только небольших отверстий. Если дыра в радиаторе образовалась приличная, его однозначно придется менять.

Охлаждающая жидкость заливается в  систему охлаждения через расширительный бачок, который обычно изготавливается  из пластмассы. Он устанавливается  под капотом. Расширительный бачок  выполняет еще одну важную функцию, а именно — компенсирует изменение объема и давления жидкости в системе при ее нагревании либо охлаждении.

Важным прибором системы охлаждения является вентилятор. Его основная задача ― увеличение потока воздуха, проходящего через радиатор при движении автомобиля. Кроме того, вентилятор создает поток воздуха при работающем двигателе автомобиля, стоящего на месте.

В современных машинах применяются  вентиляторы двух типов:       

  • работающий постоянно, с приводом от коленчатого вала;       
  • электрический ― включается, когда температура охлаждающей жидкости приближается к опасной отметке 100°°С (может включаться как вручную, так и автоматически).

Элементы системы охлаждения (охлаждающая  рубашка, помпа, радиатор и др.) соединяются между собой шлангами и патрубками. Кстати, иногда жидкость вытекает из системы охлаждения не из-за отверстия в радиаторе, а по причине плохо зажатых патрубков либо их механических повреждений (разрывы и трещины).

Информация о работе Система охлаждения двигателя