Организация молочного скотоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание

Следовательно, рост эффективности производства молока и снижение его себестоимости, как на уровне региона, так и на уровне одного предприятия является актуальной проблемой. В этой связи целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса мероприятий по увеличению производства молока и снижению его себестоимости в СПК «Колхоз «Годовщина Октября» Куйтунского района Иркутской.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
изучить теоретические основы экономической эффективности производства молока;
дать экономическую характеристику предприятия;
проанализировать современное состояние отрасли молочного скотоводства в хозяйстве;
выполнить прогноз молочной продуктивности коров на 2009 год;

Работа состоит из  1 файл

Дипл.работа.doc

— 1.87 Мб (Скачать документ)

 

Таблица 2.15 – Зависимость продуктивности коров от породности в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» в 2008 г.

 

Породность коров (черно-пестрая)

Количество, гол.

Средняя продуктивность, кг

Удельный вес в стаде, %

Отклонение от продуктивности 1 группы, кг

Чистопородные

90

4350

9,00

-

Помеси:

       

4 поколения

260

3240

26,00

-1110

3 поколения

280

2820

28,00

-1530

2 поколения

250

2565

25,00

-1785

Улучшенные

120

2100

12,00

-2250

Итого

1000

3015

100,00

-6675


 

В СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» черно-пестрая порода коров, из них чистопородных – 9% и помеси – 81%. В структуре породного состава коров значительный удельный вес занимают помеси VI, III и II поколений 26%, 28% и 25% соответственно, что свидетельствует о необходимости замены низко продуктивных коров более продуктивными. Так, за счет жесткой выбраковки животных с низкой продуктивностью, при замене их первотелками с высоким удоем и хорошим происхождением можно дополнительно получить 764 ц молока.

Немаловажное значение имеет анализ себестоимости продукции, так как при снижении себестоимости  продукции вскрываются причины  невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по дальнейшему снижению уровня затрат. 

Анализ себестоимости  продукции направлен на выявления  возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях.

Основными факторами, влияющими  на себестоимость молока, являются продуктивность и затраты на одну голову (табл. 2.16).

 

Таблица 2.16 –Влияние основных факторов на себестоимость 1 ц продукции в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» за период 2004-2008 гг.

 

 

                  Продукция

Продуктивность, кг/гол.

Затраты на 1 голову, руб.

Себестоимость 1 ц, руб.

Отклонение, руб.

2004

2008

2004

2008

2004

условная

2008

всего

в т.ч. за счет

продуктивности

затрат на 1 голову

Молоко

3954

3015

15824

29741

400,21

524,85

986,44

586,22

124,64

461,58


 

Затраты на содержание скота имеют тенденцию к повышению, что отрицательно влияет на формирование себестоимости. Они растут за счет факторов: роста цен в связи с инфляцией на продукцию, роста оплаты труда, низким уровнем механизации производства, слабой организации труда и некоторых других параметров.

Себестоимость 1 ц молока в 2008 г. увеличилась в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» на 586,22 руб., в том числе за счет снижения уровня продуктивности на 939 кг себестоимость увеличилась на 124,64 руб., а за счет роста затрат на 1 голову скота на 13917 руб. – на 461,58 руб.

Одним из важнейших факторов роста себестоимости является рост затрат на содержание 1 головы, которые не представляют единое целое, а состоят из отдельных статей. Для выявления влияния статей затрат  на увеличение себестоимости 1 ц молока необходимо проанализировать структуру себестоимости 1 ц молока. Структура себестоимости показывает долю каждой статьи себестоимости в общей сумме затрат (табл. 2.17).

 

Таблица 2.17 – Структура затрат и её влияние на себестоимость 1 ц молока в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» за период 2004-2008 гг.

 

Статьи затрат

Год

Коэффициент роста

Изменение себестоимости за счет статьи в

2004

2008

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

%

руб.

Оплата труда с отчислениями на социальные нужды

54,91

13,72

136,23

13,81

2,48

20,32

81,32

Корма

191,06

47,74

379,98

38,52

1,99

47,21

188,92

Затраты на

содержание основных средств

26,97

6,74

126,46

12,82

4,69

24,86

99,49

Прочие 

127,27

31,80

343,77

34,85

2,70

54,10

216,50

Итого

400,21

100,00

986,44

100,00

2,46

146,48

586,23


 

Основными статьями затрат, которые формируют себестоимость, являются статьи «Корма» и «Прочие затраты». Так, в 2008 г. удельный вес статьи «Корма» составляет 38,52%, статьи «Прочие затраты» – 34,85%. Необходимо отметить, что при количественном росте затрат за период 2004-2008 гг. структура затрат изменилась в сторону увеличения доли материальных затрат, еще раз подтверждая, что не сдержанный рост цен на энергоресурсы в значительной степени влияет на конечный результат.

Для того чтобы определить влияние каждой статьи на себестоимость  продукции в целом, необходимо использовать коэффициентный метод. При этом используют формулу:

,                                          (2.3)

где И – изменение себестоимости в процентах за счет каждой статьи, К – коэффициент изменения затрат, - удельный вес статьи в базисном периоде.

Таким образом, за счет увеличения фактических затрат по статье «Корма» на  188,92 руб. себестоимость 1 ц молока возросла на 47,21%, а за счет роста затрат по статье «Прочие затраты» на 216,50 руб. себестоимость 1 ц молока увеличилась на 54,10%.

Далее рассмотрим поэлементный анализ себестоимости 1 ц молока в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября», то есть разложим статьи «Оплата труда» и «Корма» на первичные элементы затрат (табл. 2.18).

 

Таблица 2.18 – Анализ себестоимости молока по элементам затрат в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» за период 2004-2008 гг.

 

Элементы и статьи затрат

Затраты на 1 ц продукции

Коэффициент роста

Отклонение, руб.

2004

2008

условные

всего

в т.ч. за счет

колич.

качеств.

Трудоемкость, чел-час.

4,30

4,90

4,90

1,14

0,60

-

-

Оплата 1 чел-час, руб.

12,70

27,80

12,70

2,19

15,10

-

-

Итого по статье «Оплата труда»

54,61

136,23

62,23

2,49

81,62

7,62

74,00

Расход кормов на 1 ц молока, ц.к.ед.

1,60

1,70

1,70

1,06

0,10

-

-

Стоимость 1 ц к.ед., руб.

119,41

202,22

119,41

1,69

82,81

-

-

Итого по статье «Корма»

191,06

343,77

203,00

1,80

152,72

11,94

140,78


 

В 2008 году фактические  затраты по статье «Оплата труда  с отчислениями» по сравнению с 2004 годом увеличились 81,62 на рублей, в том числе за счет увеличения трудоемкости на 0,60 чел.-часа затраты увеличились на 7,62 рублей и за счет повышения оплаты 1 чел.-часа на 15,10 рублей затраты увеличились на 74,00 рубля. Фактические затраты по статье «Корма» по сравнению с 2004 годом увеличились на 152,72 руб., в том числе за счет увеличения расхода на 1 ц продукции на 0,1 ц.к.ед., затраты увеличились на 11,94 руб. и за счет повышения себестоимости 1 ц корма на 83,16 руб. затраты увеличились на 140,78 руб.

 

 

 

 

2.3. Анализ рентабельности производства молока

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются полученной прибылью и уровнем рентабельности. На финансовый результат от реализации продукции оказывают влияние различные факторы, такие как, объем реализованной продукции, себестоимость единицы продукции и цена реализации.

Объем производства и  себестоимость 1 ц молока мы рассмотрели  в предыдущих разделах. Далее исследуем цену реализации и факторы, влияющие на нее.

Основным  источником получения финансовой выручки  за произведенную продукцию для фермы является реализация молока. Выручка в основном зависит от количества проданного молока и от цены за каждый реализованный килограмм. Средняя цена реализации рассчитывается путем деления выручки от реализации продукции на объем продаж. На уровень цены оказывают влияние качество продукции, рынки сбыта, сроки реализации.

Перед СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» стоят две задачи:

  • произвести и реализовать как можно больше молока, не увеличивая расходов, которая решается за счет организации и управления производством молочной продукции на ферме;
  • найти покупателя, который даст большую цену за килограмм молока, зависящую от поиска покупателя и в данном конкретном случае может решаться двумя путями: реализацией через молокозавод, либо через рынок.

Для предприятия  в процессе реализации возникает  ряд факторов для выбора оптимального варианта: расстояние до пункта реализации; цена на рынке и закупочная цена на молокозаводе; спрос на молоко на рынке и другие. Предпочтительно, чтобы количество произведенного молока могло быть транспортировано одним средством, а расстояние не должно повлиять на качество продукта, что характерно для летнего периода (т.е. закисание молока при транспортировке), а, кроме того, необходимо учитывать расходы на транспорт. Цена на рынке всегда выше, чем на молокозаводе, однако необходимо учесть, что спрос ограничен.

Значительную часть  произведенного молока в СХПК «Колхоз  «Годовщина Октября» подвергают дальнейшей переработке и реализуют уже  молокопродукты, что приносит больший доход. Однако 15,3% от валового надоя все же реализуют на рынке или работникам. Рассмотрим динамику цены реализации молока (табл. 2.19).

 

Таблица 2.19 – Динамика цены реализации 1 ц молока в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» за период 2004-2008 гг.

 

Вид продукции

Годы

2008 в % к 2004

2004

2005

2006

2007

2008

Молоко сырое 

619

673

779

784

1233

199,19


 

Так, цена реализации 1 ц молока в 2008 году по сравнению с 2004 годом выросла 1,99 раза, однако этот рост не дает положительного эффекта, т.к. с каждым годом идет рост инфляции. Картину усугубляет и то, что темпы роста себестоимости молока опережают темпы роста цен.

Как уже было сказано  выше, цена реализации продукции является фактором, влияющим на прибыль. В свою очередь на цену тоже оказывают влияние определенные факторы: инфляция, качество продукции, рынки сбыта, сроки реализации.

Качество продукции  – один из основных факторов, от которого зависит цена реализации. За более  высокое качество продукции устанавливаются  более высокие цены и наоборот. Влияние качества продукции на цену реализации и объем реализации в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» рассмотрим в таблице 2.20.

 

Таблица 2.20 – Влияние  качества продукции на цену реализации и объем реализации в СХПК «Колхоз «Годовщина Октября» в 2008 г.

 

Вид продукции

Реализовано, ц

Потери –

Выигрыш +

Выручка от реализации

Потери, руб.

в натуре

в зачете

 

ц

в % к натуре

всего, тыс.

руб.

в т.ч. за 1 ц продукции, руб.

с 1 ц

со всей продукции

сданной

зачтенной

Молоко

4599

4521

-78

98,30

5671

1233

1254

21,27

97841

Информация о работе Организация молочного скотоводства