Гражданская оборона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:12, реферат

Описание

Значительное количество крупных катастроф, которые произошли на территории Украины за последнее время, среди которых особое место занимает Чернобыльская, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные (с задействованием всех уровней исполнительной власти) принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации. Обеспечение безопасности и защиты населения Украины, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

Содержание

1. Введение 2
2. Роль и место ГО в государственной системе безопасности и зашиты населения 3
3. Ядерное оружие. Поражающие факторы. Особенности применения 6
4. Средства и способы обеззараживания, виды обеззараживания и их особенности 13
5. Заключение 18
6. Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Цивильный захист.docx

— 56.32 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

1. Введение                                                                                                                              2

2. Роль и место ГО в государственной системе безопасности и зашиты населения       3

3. Ядерное оружие. Поражающие факторы. Особенности применения                          6

4. Средства и способы обеззараживания, виды обеззараживания и их особенности   13

5. Заключение                                                                                                                      18

6. Список литературы                                                                                                        19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Значительное количество крупных катастроф, которые произошли на территории Украины за последнее время, среди которых особое место занимает Чернобыльская, сменило приоритеты в назначении Гражданской обороны: от защиты населения в условиях военного времени на защиту населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, от отраслевого (ведомственного) формирования и функционирования на функциональные (с задействованием всех уровней исполнительной власти) принципы формирования и реагирования на чрезвычайные ситуации. Обеспечение безопасности и защиты населения Украины, объектов экономики и национального достояния государства должно рассматриваться как неотъёмная часть государственного строительства, как важнейшая функция центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций и исполнительных органов власти.

 Уровень национальной  безопасности не может быть достаточным, если в общегосударственном масштабе не будет решена задача защиты населения, объектов экономики и национального богатства от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и другого характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Роль и место ГО в государственной системе безопасности и зашиты населения.

 

ЗАКОН УКРАИНЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ 1993г.

 Граждане Украины имеют  право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий и требовать от Правительства Украины, других органов государственной исполнительной власти, администрации предприятий, гарантий, обеспечивающих его реализацию.

 

 Государство, как гарант  этого права, создает систему органов управления, сил, средств и действий, объединенных и определенных как Гражданская оборона Украины.

 

 Общие мероприятия.

 Ст. 1 Гражданская оборона  Украины - государственная система органов управления, сил и средств, создаваемых для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и военного происхождения.

 Систему гражданской  обороны составляют: органы государственной исполнительной власти всех уровней в компетенцию которых определены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением и действиями в чрезвычайных ситуациях:

 – органы повседневного  управления процессами защиты населения в составе центральных и местных органов государственной исполнительной власти, управления и предприятий;

- силы и средства, предназначенные  для выполнения задач гражданской обороны;

- фонды финансовых, медицинских  и материально-технических ресурсов, предназначенные для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- система связи, оповещения и информационного обеспечения.

 Ст. 2. Мероприятия ГО  распространяются по всей территории государства на все категории населения, а их распределение по объему и ответственности за исполнение осуществляются по территориально-производственному принципу.

 

 Задачи ГО Украины.

1. Предупреждение возникновения  чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и внедрение мероприятий для уменьшения убытков и потерь в случае возникновения аварий, катастроф, крупных пожаров и стихийных бедствий.

2. Оповещение населения  об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, постоянная информация о складывающейся обстановке.

3. Защита населения от  последствий аварий, катастроф, крупных пожаров, стихийных бедствий, применения средств поражения.

4. Организация жизнеобеспечения  населения во время аварий, катастроф стихийных бедствий и в военное время.

5. Организация и проведение  СиДНР в районах бедствия и очагах поражения.

 6. Создание систем управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержание их готовности для надежного функционирования в ЧС мирного и военного времени.

7. Подготовка руководящего  состава ГО, ее органов управления и сил, обучение населения умелому применению средств индивидуальной защиты и действиям в ЧС.

 Ст. 3. Общее руководство  ГО согласно ее построению возлагается на кабинет Министров Украины, Совет Министров республики Крым, центральные и местные органы государственной исполнительной власти, предприятия, независимо от форм собственности и хозяйствования. Непосредственное руководство действиями органов управления и сил ГО во время чрезвычайных ситуаций, а также ответственность возлагается на штабы ГО, специальные подразделения министерств, привлекаемых к выполнению задач защиты населения и оказания ему помощи в чрезвычайных ситуациях штатных работников предприятий. Полномочия территориальных штабов ГО и перечень министерств, привлекаемых для выполнения задач защиты населения, определяются Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины. Территориальные штабы ГО в соответствии с законодательством Украины входят в состав местных органов исполнительной власти по признаку двойного подчинения.

 Штабы ГО городского  района городов, руководящее должности комплектуются военнослужащими, численность которых определяется кабинетом Министров Украины. Полномочия органов государственной исполнительной власти и управлений, предприятий и обязанности должностных лиц по вопросам ГО.

 Ст. 4. Кабинет Министров  Украины определяет и формирует органы управления и силы ГО, предельную численность военнослужащих и служащих в штабах и войсках, комплектует в/ч в мирное и военное время, определяет города по группам, а предприятия по категориям. Определяет порядок создания специализированных и невоенизированных формирований ГО. Создает резервы средств индивидуальной защиты и имущества ГО, материально-технических и других фондов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, в мирное и военное время, а также определяет их объемы и порядок использования. Осуществляет мероприятия по обеспечению готовности органов управления и сил ГО и действия в чрезвычайных ситуациях. Создает систему курсов ГО и определяет категории, тематику и сроки обучения слушателей на этих курсах. Обеспечивает проведение научных, исследовательских и экспериментально-конструкторских работ по актуальным проблемам защиты жизни и здоровья граждан в чрезвычайных ситуациях. Удовлетворяет мобилизационные потребности войск, штабов и учреждений ГО.

 Ст. 5. Совет Министров,  республика Крым, местные органы, государственной

 исполнительной власти  в процессе своих полномочий  обеспечивают органам управления  ГО в выполнении возложенных на них задач.

 Ст. 6. Штаб ГО Украины :

- обеспечивает реализацию  мероприятий по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций и возглавляет деятельность органов управления, войск ГО и подчиненных ему специализированных формирований.

 В пределах своей  компетенции организует и систематически контролирует выполнение законодательства, постановлений и решений кабинета Министров Украины по вопросам защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и выполнению мероприятий при их возникновении.

 Координирует деятельность  органов государственной исполнительной власти и управления привлекаемых к решению задач, связанных с безопасностью населения и обеспечению его жизнедеятельности во время чрезвычайных ситуаций.

 Ст. 7 Штаб ГО Украины  возглавляется начальником, который назначается на должность кабинетом Министров Украины из числа военнослужащих. НШ Украины имеет полномочия, предусмотренные законом Украины "О всеобщей воинской обязанности и Военную службу".

 Ст. 8. Предприятия обеспечивают  своим работникам укрытия, обеспечивают ИСЗ, способствуют осуществлению эвакомероприятий, созданию сил для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и их готовности для практических действий, а также выполнению мероприятий ГО. На радиационно–химических, взрывоопасных предприятиях дополнительно создаются локальные системы выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оповещения персонала и населения. Выполняются ИТМ, уменьшается степень риска возникновения аварий и несут затраты на их выполнение. Руководители потенциально опасных объектов несут ответственность за защиту населения, проживающего в зонах возможного поражения от аварий.

 

Систему гражданской обороны составляют:

органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях;

органы повседневного  управления процессами защиты населения в составе министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

силы и средства, предназначенные  для выполнения заданий гражданской обороны;

фонды финансовых медицинских  и материально-технических ресурсов, предусмотренные на случай чрезвычайных ситуаций;

системы связи, оповещения и информационного обеспечения,

центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;

курсы и учебные заведения  подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской обороны;

службы гражданской обороны.

Меры гражданской обороны  распространяются на всю территорию Украины, все слои населения, а распределение по объему и ответственности за их выполнение осуществляется по территориально-производственному признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ядерное оружие. Поражающие факторы. Особенности  применения.

 

К поражающим факторам ядерного оружия относятся:

- ударная волна,

- световое излучение,

- проникающая радиация,

- радиоактивное заражение,

- электромагнитный импульс.

При взрыве в атмосфере  примерно 50% энергии взрыва расходуется  на образование ударной волны, 30-40%- на световое излучение, до 5%- на проникающую  радиацию и электромагнитный импульс  и до 15%- на радиоактивное заражение. Действие поражающих факторов ядерного взрыва на людей и элементы объектов происходит не одновременно и различается  по длительности воздействия, характеру  и масштабам.

 

Ударная волна - это область резкого сжатия среды, которая распространяется в виде сферического слоя во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью. В зависимости от среды распространения различают ударную волну в воздухе, в воде или в грунте.

Ударная волна в воздухе  образуется за счет колоссальной энергии, выделяемой в зоне реакции, где исключительно  высокая температура, а давление достигает миллиардов атмосфер (до 105 млрд. Па). Раскаленные пары и газы, стремясь расшириться, производят резкий удар по окружающим слоям воздуха, сжимают их до больших давления и плотности и нагревают до высокой температуры. Эти слои воздуха приводят в движение последующие слои. Таким образом, сжатие и перемещение воздуха происходит от одного слоя к другому во все стороны от центра взрыва, образуя воздушную ударную волну. Вблизи центра взрыва скорость распространения ударной волны в несколько раз превышает скорость звука в воздухе. С увеличением расстояния от места взрыва скорость распространения волны быстро падает, а ударная волна ослабевает. Воздушная ударная волна при ядерном взрыве средней мощности проходит примерно 1000 метров за 1,4 секунды, 2000 метров - за 4 секунды, 3000 метров - за 7 секунд, 5000 метров - за 12 секунд.

Перед фронтом ударной  волны давление в воздухе равно  атмосферному Р0. С приходом фронта ударной волны в данную точку пространства давление резко (скачком) увеличивается и достигает максимального, затем, по мере удаления фронта волны, давление постепенно снижается и через некоторый промежуток времени становится равным атмосферному. Образовавшийся слой сжатого воздуха называют фазой сжатия. В этот период ударная волна обладает наибольшим разрушающим действием. В дальнейшем, продолжая уменьшаться, давление становится ниже атмосферного и воздух начинает двигаться в направлении, противоположном распространению ударной волны, то есть к центру взрыва. Эта зона пониженного давления называется фазой разрежения.

Информация о работе Гражданская оборона